Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Евгений Юфит: «Некрореализм – часть моей энергетики»



Евгений Юфит в магазине ИНОЕКИНО

Евгений Юфит - фотограф, художник, режиссер - славен еще и тем, что не сдает позиций: возможно, это и есть причина тому, что некрореализм, вопреки периодически возникающим рассуждениям, все еще жив (пусть и в лице одного Юфита), а самого режиссера чествуют повсюду – от Монреаля до Роттердама. Некрореализм, кстати – не единственная заслуга Евгения Георгиевича перед человечеством: 1985 году он стал основателем одной из первых в стране независимых киностудий "Мжалалафильм", вокруг которой объединилсь творческие личности радикального толка. Вокруг Юфита непременно хочется объединиться: творцам ли, умным ли зрителям. Последних Юфит уважает: он снимает кино исключительно для эстетически подготовленного зрителя.
- Вот вы сказали, что так называемое массовое кино не смотрите. Это ваша принципиальная позиция?
Евгений Юфит - Да не то, чтобы позиция… Я периодически снимаю фильмы и езжу на кинофестивали их представлять – там и смотрю кино. Но я все же сторонник кино как визуального искусства. А современное кино, грубо говоря, можно слушать за дверью, и это будет интереснее – более ассоциативно. Поэтому глаз мало цепляется за что-то, по крайней мере из того, что я видел. То, что было сделано в кино в 20-40-е годы намного сильней и интересней – по атмосфере, по глубине ощущений.
- Вы как-то вообще довольно радикально высказались на эту тему: мол, кино вообще умерло с приходом звука.
Евгений Юфит - Можно и так сказать. Вы посмотрите фильмы 20-х и сравните с теми, что были сделаны в начале 30-х, когда фильмы стали звуковыми – разница колоссальная. Звук стал делать то, что раньше создавалось с помощью монтажа, атмосферы, ассоциаций, намеков. Кино стало более иллюстративным: то есть как имитация реальности оно стало более совершенным, но как художественое произведение сильно проиграло.
- Вы, очевидно, тоскуете по черно-белому кино – как и Юрий Норштейн, который сказал, что оно таит в себе гораздо больше, чем цветное.
Евгений Юфит - Конечно, оно гораздо глубже по ощущениям, более таинственно. Это все равно, что посмотреть на туманный пейзаж на рассвете, и потом посмотреть на него днем. На рассвете есть какая-то загадка, глубина – есть над чем подумать. Когда все видишь ясно, четко, конкретно – тут уж вариантов нет…
- Просто вы кино воспринимаете в первую очередь как художник и фотограф…
Евгений Юфит - Безусловно. Я начинал с фотографии, живописью немного занимался. И в кино я пришел прежде всего как художник; не из литературы, а из визуальной среды. Соответственно, мое кино абсолютно не литературно: если там и есть сюжет, то это лишь хребет, на который нанизаны образы – он необходим для создания фильма.
- Все же необходим?
Евгений Юфит - Знаете, если бы я был миллиардером и мог позволить себе снимать то, что я хочу, то это было бы немое кино, бессвязное бессюжетное – некий свободный ассоциативный поток. Но поскольку все же существует некая иерархия производства, то это невозможно.
- Вы хотите сказать, что вам, свободному художнику, жизнь диктует свои законы?
Евгений Юфит - Технология кинопроизводства мне диктует. Кино не может существовать без планов, графиков – иначе все распадется.
- По-моему к вашим ранним фильмам это не относится: насколько я знаю, они снимались стихийно.
Евгений Юфит - Конечно, я имею в виду полнометражные фильмы, которые снимал в последние годы. Между ними и моими ранними фильмами – огромная разница. Ранние фильмы – чисто монтажные; кадры одного фильма могли быть сняты даже в разные годы – и потом уже смонтированы. В этих фильмах не было ничего, пожалуй, кроме эстетической позиции, которая объединяла эти кадры. Задачи сделать фильм вообще не было – это была фиксация каких-то хэппенингов, алогичной социальной активности, абсурда. Потом все монтировалось и превращалось в фильм за счет каких-то текстовых вкраплений, документальных кадров, которые могли быть найдены на свалке, или в студии где-то валялись. Это был совсем другой кинематограф – стихийный, и я там было один – как художник. Но и сейчас, когда я говорю об упорядоченности, то имею в виду, конечно, только производственный процесс: все это легко "ломается" на монтажном столе. В процессе монтажа может выйти совсем не то, что задумывалось изначально – так у меня и бывает. Например, во время съемок я часто разрешаю актерам говорить любой текст, который придет им в голову, а во время озвучания накладываем совершенно другой – и это тоже играет на странность, создает довольно дикое впечатление.
- А с чем был связан переход к полнометражному, более упорядоченному кино? Сергей Добротворский после выхода фильма "Папа, умер Дед Мороз" написал о том, что, мол, некрореализм тоже "умер"…
Евгений Юфит - Он потом, между прочим, изменил свою позицию – когда посмотрел фильм "Деревяная комната". Нет, некрореализм не умер. Но опять-таки, что такое некрореализм? В 80-е годы это было движение, которое я объединял; сейчас все мои соратники отошли от дел, ззанимаются чем-то другим, и сегодня некрореализм ассоциируется только с моим именем. А тот переход, о котором вы сказали, произошел в связи с переходом на 35-миллиметровый формат: соответственно, поменялось ощущение времени и пространства. Оно приобрело бОльшую длительность, медитативность, созерцательность. Конечно, тогда это был неожиданный ход; и многие люди, привыкшие к гротескному, эксцентричному кинематографу, были шокированы.
- Вы сами сказали, что некрореализм – это теперь только вы. Почему так: у вас получилось выжить, а у остальных – нет?
Евгений Юфит - Вы знаете, видимо эта эстетика наиболее полно соответствовала моей натуре. Я этот стиль создал; это стихия, в которой я мог существовать свободно и естественно; это была часть моей психики, энергетики. Наверное, в этом и причина.
- На сегодняшний день нет желающих стать вашими последователями?
Евгений Юфит - Сейчас это просто невозможно – по финансовым соображениям. Желающие может и есть, но от желания до его осуществления такая пропасть… Как ее перешагнуть? В 80-е это было еще возможно: тогда существовала система любительских киностудий, где было неограниченное количество кинопленки, техники. Сейчас-то этого нет.
- Знаете, мне недавно один умный человек сказал, что арт-хаусное кино часто снимает тот, кто просто не знает, что хочет сказать. Согласны?
Евгений Юфит - Правильно он сказал. От языка ассоциаций до речи – большое расстояние. Вот мое кино – свободно ассоциативно, оно имеет огромное количество интерпретаций; и в зависимости от настроения человек принимает либо одну сторону, либо другую – либо он смеется, либо плачет. В этом моя задача как режиссера – не навязывать зрителю однозначное настроение. Все привыкли к тому, что им подают готовый продукт: вот начало, вот конец, все разжевано. А кино должно создавать разные образы. И многих зрителей это раздражает, потому что они начинают теряться, просто не знают, за что ухватиться. Раньше было очень много раздраженных, сердитых – особенно среди ортодоксальных режиссеров, кинокритиков. Сейчас примирилсь.
- Мне кажется, вы нынче вообще – мэтр, которого даже и ругать-то неприлично. Снимаете фильмы, выставки у вас проходят.
Евгений Юфит - Мне, кстати, это не нравится. Раньше происходила какая-то борьба интересов, взглядов; была энергия какая-то – и это заводило. А когда все позитивно – как-то не очень…
- Вам не все равно? Вы ведь как художник – над схваткой…
Евгений Юфит - Над схваткой, да. Но все же приятно, когда читаешь что-то такое агрессивное – появляется некий драйв. Когда его нет, когда все сглажено… Как вот вокруг нас сейчас – все чисто, причесано.
- Раздражает?
Евгений Юфит - Не раздражает. Но и не заводит. Я в центре стараюсь не появляться – живу-то в Петергофе.

Интервью у Евгения Юфита взяла Алла Брук специально для "Смотри настоящее".

Евгений Юфит - кинорежиссер и художник, признанный лидер некрореализма - движения, которое сформировалось в Ленинграде в первой половине 80-х годов и было своего рода отечественной модификацией панк-культуры.

Интервью Евгения Юфита:"Черно-белое изображение гораздо многообразнее цветного"


Интервью Евгения Юфита:"Некрореализма в России нет!"


Интервью Евгения Юфита:"У меня всегда была страсть к черному юмору"

НЕКРОНОСТАЛЬГИЯ: фильм Евгения Юфита "Прямохождение"

Фотография Евгения Юфита.

Евгений Юфит-основатель некрореализма.


Евгений Юфит. Деревянная комната. Лесоруб.Фильм Евгения Юфита "Деревянная комната" и "Лесоруб" на DVD.

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 45




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов