Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

30 апреля - 90 лет со дня создания киностудии "Ленфильм"


«Киностудия Ленфильм подарила нам столько замечательных картин, столько гениальных имен, как, может быть, ни одна другая», - кинорежиссер Николай Лебедев.

90 лет назад, 30 апреля 1918 года постановлением Большой государственной комиссии по народному просвещению был учреждён Петроградский областной кинематографический комитет Союза Северных Коммун (КИНОСЕВ) при Комиссариате народного просвещения РСФСР – первая советская киноорганизация в Петрограде. Этот день и принято считать днем рождения киностудии «Ленфильм».

Ко дню рождения киностудии «Ленфильм» телеканал «Культура» показывает:

28 апреля в 19:50 – программу, рассказывающую об истории "Ленфильма" в контексте развития отечественного кинематографа и на фоне истории страны – «Звездные годы "Ленфильма"». Часть 1-я
в 20:30 – художественный фильм «Седьмой спутник»
29 апреля в 19:50«Звездные годы «Ленфильма». Часть 2-я
в 20:30 – художественный фильм «Начало»
30 апреля в 19:50 – «Звездные годы «Ленфильма». Часть 3-я
в 20:30 – художественный фильм «Мертвый сезон»

Кинематографический комитет был создан «для осуществления при посредстве кинематографа культурно-просветительных задач Комиссариата народного просвещения, для нравственного и художественно-эстетического воспитания широких масс, а также для обсуждения, разработки и согласованного проведения в жизнь мероприятий по вопросам урегулирования и развития кинематографической промышленности в районе Союза Северных Коммун». А собственную производственную деятельность по созданию художественных картин (хроника снималась с начала основания кинокомитета) комитет начал 12 октября 1918 года съёмкой фильма «Уплотнение», в служебных помещениях комитета. Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов при участии самого Анатолия Луначарского создали первый настоящий агитфильм. Сюжет ленты прост. Прошло около года после революции октября 1917. В семье старого, заслуженного профессора не все гладко. Сам он сочувствует новой власти, старший сын — в прошлом юнкер — враг революции, младший — на распутье. В просторную квартиру профессора в порядке уплотнения переселяют из сырого подвала рабочего и его дочь... С этого фильма и начиналась история одной из важнейших фабрик страны по производству кино.

До 1922 года Петроградский кинокомитет снимал только агитфильмы. Но незамысловатая история сценариста Марии Сверчковой о деревенской девушке Марише, которая любит кучера Якова изменила суровый взгляд кинематографистов на новое искусство, и впервые Комитет снял мелодраму «Доля ты русская, долюшка женская».

Свои первые «шаги» в кинематографе знаменитый кинодуэт – Иосифа Хейфица и Александра Зархи – проделали здесь, на киностудии «Ленфильм» («Ленросфильм»). Их первый звуковой фильм - «Моя Родина» - был снят в 1933 году.

1934 год стал переломным в истории всего отечественного кинематографа: кино становится звуковым. На «Ленфильме» выходят «Чапаев», «Юность Максима», «Гроза»…

Григорий Козинцев и Леонид Трауберг создали первый фильм историко-революционной трилогии «Юность Максима». Братья Васильевы - Сергей Дмитриевич и Георгий Николаевич. Они прославились фильмом «Чапаев», который теперь назвали бы «культовым», а тогда, в 1930-е годы, смотрели все от мало до велика десятки раз.

Один из самых известных фильмов 1930-х годов - «Депутат Балтики». Он принес подлинную славу не только своим режиссерам-постановщикам - Иосифу Хейфицу и Александру Зархи, но и исполнителю главной роли профессора Полежаева – Николаю Черкасову.

Отсюда, из павильонов «Ленфильма», вышел знаменитым Сергей Герасимов, известность ему принесли уже первые поставленные им картины - «Люблю ли тебя?» и «Семеро смелых». А дальше были «Учитель», «Тихий Дон», «Молодая гвардия» и другие.

Каждая картина известного ленинградского режиссера Владимира Венгерова становилась событием. Первой его лентой был «Кортик», затем появились «Два капитана», «Рабочий поселок», «Балтийское небо», «Живой труп». А одной из самых масштабных картин отечественного кинематографа стала кинолента Владимира Петрова «Петр Первый».
1950-60-е годы «Ленфильма» ознаменовались работами Иосифа Хейфица: «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой».

Но эти же годы были одними из наиболее сложных для киноискусства. Лейтмотивом зазвучала «Деревенская тема» в фильмах 50-60-х годов. Это было время, когда темы фильмов не столько выбирались художниками, сколько «спускались сверху». В планах киностудий обязательно должны были стоять картины деревенской, сельскохозяйственной тематики. Но многие из этих лент стали подлинными произведениями искусства. Их создавали талантливые люди, о которых и рассказывает этот выпуск программы. В центре внимания ведущего программы Сергея Снежкина - картины «Чужая родня» Швейцера, «Максим Перепелица» Граника, «Родная кровь» Ершова. Все трое молодых режиссеров принадлежали к поколению выпускников ВГИКа, которые вошли в кинематограф сразу после войны. Однако дать им возможно снять дебютные ленты киностудии смогли только с наступлением оттепели, с середины 60-х. Тогда же зазвучали новые имена режиссеров, актеров, сценаристов.

Именно здесь, в Ленинграде 1960-х годов, режиссером Владимиром Фетиным были представлены для широкой публики Людмила Чурсина и Евгений Леонов, после съемок в картинах: «Полосатый рейс», «Донская повесть» и «Виринея». Владимир Фетин был первым, кто разглядел незаурядность и масштаб дарования Людмилы Чурсиной, открыл в Евгении Леонове драматического актера. А первые фильмы, которые создали Виталий Мельников, Алексей Герман и Илья Авербах заслуживают отдельного внимания. Абсолютно разные по стилистике и по жанру картины «Начальник Чукотки», «Седьмой спутник», «Степень риска», объединяет зрелость и профессионализм дебютантов. Позже они станут известными и заслуженными режиссерами, их будут любить актеры и зрители, но время, когда они начинали свой путь в искусство, останется для них самым дорогим.

Алексей Герман хотел дебютировать в кинематографе экранизацией романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Тогда ему такой возможности не предоставили, и он дебютировал картиной «Проверка на дорогах», но еще до этого всем известного фильма он в соавторстве с Григорием Ароновым снял фильм «Седьмой спутник» по повести Бориса Лавренева. Многое в этом фильме противоречило канонам, по которым раньше снимали ленты о революции: в нем не было пафоса, эпического звучания – всего того, что ставилось заслугой кинорежиссерам на заседаниях Госкино.

Алексей Герман: «Картина получилась отважная. Я этим горжусь. Мы показали, что такое революция и что такое ее жестокость. После выхода картины, ее изъяли сотрудники КГБ. Она просто пропала со студии. В большей степени я считаю картину работой Гриши Аронова, чем своей. Хотя я тоже много для нее сделал. Несмотря на многие разногласия во время работы над фильмом, я благодарен Аронову за то, что он взял меня за руку и вытащил в большое кино».

Работы режиссера Григория Козинцева в военные и послевоенные годы – его фильмы «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир» – вошли в золотой фонд отечественного кинематографа и по праву считаются одними из лучших и значимых картин «Ленфильма».

Ленты режиссера Глеба Панфилова, которые были сняты на киностудии «Ленфильм»: «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», породили новый звездный кинодуэт – Глеб Панфилов и Инна Чурикова.

Хрущевская оттепель ознаменовалась и большим количеством фильмов для детей и юношества. Самыми удачными были: «Дикая собака Динго» Карасика и «Республика ШКИД» Полоки. Тогда же на "Ленфильме" состоялись многообещающие дебюты учеников Михаила Ромма. Это и Савва Кулиш, чья первая картина «Мертвый сезон» стала событием в художественной жизни СССР, и Динара Асанова, чью 40-минутную киноновеллу «Рудольфио», снятую по рассказу Валентина Распутина, обвиняли в аморальности и сексуальной революции, а министр культуры Киргизии сказал, что «от нее несет набоковщиной». Тогда за Динару Асанову вступились Михаил Ромм, Сергей Герасимов и Марк Донской. Таким образом, картина была спасена.

Савва Кулиш признавался, что не любит читать детективы, и картину «Мертвый сезон» он снимал о праве человека на выбор, о человеке, попавшем в чрезвычайные обстоятельства. Но именно первый кинорассказ о деятельности советской разведки «Мертвый сезон» принес настоящую славу Кулишу. Только за первые 10 месяцев этот фильм посмотрели 100 миллионов человек. На роль Ладейникова пробовались Вячеслав Тихонов и Олег Видов, актеры с ярко выраженной героической внешностью. Тогдашний стереотип, заложенный еще в «Подвиге разведчика» требовал именно этого. Но Савва Кулиш предложил роль Донатасу Банионису. Соглашаясь на эту роль, актер вовсе не думал, что это обернется таким успехом. «Я был уверен, что это роль не для меня. Мне казалось, что герой должен быть высоким, стройным, светловолосым. Другим, одним словом», - вспоминает Банионис.

Десятка лучших фильмов киноконцерна «Ленфильм» (данные официального сайта «Ленфильм»: «Чапаев», «Золушка», «Дама с собачкой», «Человек-амфибия», «Гамлет», «Начальник Чукотки», «Двадцать дней без войны», «Синяя птица», «Шерлок Холмc и доктор Ватсон», «Особенности национальной охоты».

Источник: Телеканал "Культура". (По материалам программы «Звездные годы "Ленфильма"», а также сайта киноконцерна «Ленфильм» www.lenfilm.ru)

28 апр 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 39




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов