Режиссер

Отар Давидович Иоселиани
Otar Iosseliani

Отар Давидович Иоселиани Дата рождения: 2.2.1934


Биография:

Режиссер, сценарист, актер.

"Имя Иоселиани принадлежит к избранному числу "абсолютных" имен бывшего советского кино, не запятнанных ни политическими, ни коммерческими компромиссами. Когда-то "Листопад" и "Пастораль" столкнулись с нападками грузинского начальства, обиженного на то, как Иоселиани показал жизнь завода и жизнь деревни. Теперь режиссер говорит, что то были "фильмы про мерзавцев", и в дальнейшем все его картины, от первой до седьмой, тоже не могли избегнуть присутствия мерзавцев в нашей жизни.

Чересчур брезгливый Иоселиани был в Грузии плохим патриотом, всегда дистанцируясь от поднятого на поэтические котурны "грузинского мифа". Но чем дальше дистанцировался, тем больше становился его воплощением — во всяком случае, для русской интеллигенции, выбравшей "из всего Иоселиани" в качестве своего культового фильм "Жил певчий дрозд" (1971). В нем и герой обаятелен, и поток жизни не иссякает, "пенится, как боржоми в бокале" (цитирую востороженного критика-шестидесятника), в нем есть и привкус горечи, и мудрость гения, и безупречно "французский вкус"." А.Плахов.

Что вас больше всего радует и печалит, когда вы попадаете в Москву?

Иоселиани:  Радует, что мы избавились от того, что нас столько лет угнетало. Печалит — что мы не научились жить в цивилизованном мире, одичали. В России исчез тот хрупкий слой мыслящих и бескорыстно работающих людей, который возник в начале ХХ века, а потом развеялся, не успев окрепнуть, — все разъехались или погибли. Это касается интеллигенции, а не дворянства, которое опозорилось во всех частях бывшей Российской империи. Не смогло защитить свою страну и не выполнило свой долг.

в Париже авторское кино идет всего в 2—3 кинотеатрах. Не умирающий ли это вид кинематографа?

Иоселиани: Нет. Кинематограф может быть только авторским и никаким другим. Остальной умирает и забывается. Молодые люди, так называемый массовый зритель, смотрят сегодня какую-то дичь и думают, что это и есть кино. Кассовые фильмы вызывают у меня отвращение.

Отар Иоселиани – фигура в мировом кинематографе почти уникальная. Добиться успеха в двух совершенно непохожих странах удавалось немногим режиссерам (с ходу вспоминаются М. Форман и Ж. Дассен). А Иоселиани, сменив в 1984 Советскую Грузию на Францию, умудрился сохранить и свой стиль и свой взгляд на мир. Впрочем, сняв во Франции больше фильмов, чем в Грузии, Иоселиани не считает себя французским режиссером. Скорее, он представляет себя членом некоего  , в которое входят и Чаплин, и Рене Клер, и Виго.Когда-то, в 60е-70е гг., Иоселиани, казалось, воплощал два великих советских мифа: об «оттепелях 60-х гг.» о Грузии – некоем советском (точнее, несоветском) рае. Сейчас понятно, что поколение «шестидесятников» и стиль жизни, их идеалы, он похоронил ещё в 1971 году, вместе с героем своего лучшего фильма «Жил певчий дрозд». И шутовской хоровод его французских фильмов начал своё живописное бессмысленное кружение уже в тбилисских «Апреле»(1962) и «Листопаде»(1968).За очаровательный ироничный, связанный с традицией немого кинематографа 20х «Апрель» Иоселиани был «назначен» главным грузинским формалистом и «перевоспитывался» на сталелитейном заводе. И дальше снимает он мало, фильмы выходят так называемым «клубным прокатом». После «Пасторали»(1976), странно перекликающейся со знаменитым чешским фильмом И. Пассера «Интимное освещение», Иоселиани шесть лет не дают снимать. В1982-м он уезжает во Францию. В 1984 году Иоселиани снимает фильм «Фавориты луны». В переводе с шекспировского языка на бытовой, это означает «воры». Так Иоселиани сформулировал своё мнение о человеке. В Париже, в бесконечном броуновском движении сталкиваются политики, светские дамы, террористы, полицейские. И все они – жулики, воры. Проходимцы. Вчерашняя жертва превращается в преступника. Профессиональный киллер вежливо уступает место в метро вдове человека, которого он убил накануне... В этом современном Вавилоне понятия морали, чести, совести давно забыты. Но и сам Иоселиани не морализирует. Он, скорее, коллекционирует забавных, иногда гротескных, иногда противных, представителей рода человеческого, наблюдает за их суетой и с холодной усмешкой демонстрирует нам всю тщету их усилий.И другие его французские фильмы – «Охота на бабочек»(1990), «Истина в вине»(1999), «Утро понедельника»(2003) – представляют собой мозаику микросюжетов, варьирующих определённый набор тем: распад традиционных ценностей, неспособность современных людей к якобы бесцельному, бескорыстному общению. ( Во многих интервью Иоселиани повторяет, что людей губит не алкоголь, а недостаток человеческого общения). Фильмы Иоселиани последних лет довольно разнообразны, а взгляд на мир становится все более мизантропичным и пессимистическим (характерен его ответ в недавнем интервью на вопрос, как он отличает глупых людей от умных. Иоселиани сказал: «Это же так просто. Смотришь, человек – оптимист, всем доволен – ясно, идиот»)  При этом кинематограф Иоселиани очень обаятелен, его фильмы приятно смотреть, интересно пересматривать, в них масса смешных ситуаций, колоритных персонажей; режиссер (успевший в молодости получить и математическое и музыкальное образование) безупречно держит ритм фильм. Хороший вкус (главный враг великого искусства, по мнению Пикассо) не дает Иоселиани повышать голос, проповедовать, обличать современный мир (который его не устраивает ни в «советском» ни в «западном» варианте: «Что такое философия либерализма? Это кто кого быстрее удавит»)
Впрочем, не принимая буржуазные ценности, он не верит в благотворность революционного насилия. В 1996 году он снимает в Грузии свой первый - и единственный исторический и политический фильм «Разбойники. Глава VII»: если современный Париж – мир «фаворитов луны», воров, то вся история Грузии – время бандитов, разбойников, палачей; время насилия, бессмысленного и бесконечного.
И уставший от современного мира Иоселиани рассматривает варианты бегства – Африка («И стал свет»,1990), «Маленький монастырь в Тоскане»(1992)
Наконец, в 2000-м режиссер сам сыграл пьяницу-аристократа, в финале фильма «Истина в вине»уплывающего вместе с пьяницей-бомжом из этого фальшивого мира куда-то в туманную даль.
Впрочем, Иоселиани не был бы самим собой, если бы всерьез поверил в возможность бегства. Фильм 2003-го «Утро понедельника» - о том, что и во французской провинции, и в блистательной Венеции маленький человек – раб повседневной рутины, повседневных обязанностей. Зритель должен понять: бежать некуда. Остается кружиться в шутовском хороводе, который уже больше 40 лет выпускает на экран Отар Иоселиани.

2 фев 2009: ЮБИЛЕЙ ОТАРА ИОСЕЛИАНИ

01 нояб 2008 - "Уходите! Вы ничего не понимаете"

21 мар 2008 - 25 марта Отар Иоселиани представляет полное собрание сочинений в "Библио-глобусе".

1 апр 2008 - "Всем без исключения любопытно, как делается кино", — Отар Иоселиани

9 апр 2008 - Кино для взрослых 

Фильмы Отар Давидович Иоселиани:

Полная коллекция фильмов Отара Иоселиани (19 DVD)
Полная коллекция фильмов Отара Иоселиани (19 DVD)

1961 - Германия, Грузия, Италия, СССР, Франция, Швейцария
Листопад
Жил певчий дрозд
Пастораль
Фавориты Луны
И стал свет
И стал свет

1989 - Германия, Италия, Франция
Актеры: Сали Баджи, Сигалон Сагна
Охота на бабочек
Разбойники. Глава VII
Истина в вине! (1999)
Утро понедельника
Сады осенью
Шантрапа
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 315




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация




Магазин Иное Кино






Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов