Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Кшиштоф Кесьлевски
Krzysztof Kieslowski

Кшиштоф Кесьлевски Дата рождения: 27.6.1941
Дата смерти: 13.3.1996


Биография:

Режиссер, сценарист, актер.
У польского кинематографа было два взлета. В конце 50-х – начале 60-х ХХ века появилась “польская школа” во главе с Анджеем Вайдой: трагическое искусство, наследующее традициям польских “поэтов-пророков” ХIХ века. А в середине 70-х родился “кинематограф морального беспокойства”, который начался с первого полнометражного игрового фильма Кшиштофа Кесьлевского “Шрам”.
Сейчас, после успеха французской трилогии (“Синий”, “Белый”, “Красный”), после того, как сценарии Кесьлевского ставятся модными европейскими режиссерами с участием голливудских звезд, он воспринимается, скорее, не как польский, а как некий “общеевропейский” режиссер. Но он прожил почти всю жизнь в Польше (и даже успел поруководить польским Союзом кинематографистов), в Польше он стал режиссером, в Польше снял шедевры, сделавшие его классиком при жизни. Скорее уж, французский период выглядит необязательным довеском.
Кесьлевский начинал в самом конце 60-х как документалист, быстро приобрел европейскую известность своими точными, очень достоверными фильмами о современной, непарадной Польше (“Больница” и др.). В середине 70-х гг. он навсегда уходит из документального кино. О причинах стоит сказать, ибо они показывают, что уже тогда режиссер не разделял этические и эстетические аспекты кино. Итак, снимать “скрытой камерой” Кесьлевский считает неприемлемым (подглядывание за людьми); съемки же “в открытую” – обман зрителя: под маркой документалистики ему предлагается игровой фильм с непрофессиональными исполнителями . Но при всем этом, документальное кино оказало сильнейшее влияние на эстетику игровых фильмов Кесьлевского 70-х – 80-х гг. А кроме того, дало ему материал для великолепного “Кинолюбителя”.
«Кинематограф морального беспокойства” - социально-психологический, суховатый, сугубо прозаический, лишенный героического и мифологического измерения, показывающий, что происходит с обычным “средним” человеком в условиях “нашей маленькой стабилизации” (выражение поэта Т.Ружевича, советские идеологи называли это “эпохой развитого социализма”). “Есть люди исторические и есть люди биологические”, говорили в одном давнем интервью братья Тавиани. Об “исторических людях” делали фильмы режиссеры “польской школы”. Кесьлевский снимал о “людях биологических” – замотанных повседневными проблемами, приспосабливающихся к серой жизни. Он сталкивал этих людей с “чем-то большим” – с искусством, с политикой, с верой – и наблюдал за тем, как мучительно это столкновение. В первом шедевре Кесьлевского - “Кинолюбителе” (1979) - маленький человек из скучной провинции вдруг начинает снимать документальные фильмы. И искусство заставляет его узнать правду – об окружающем мире, о близких людях, о себе самом. Цена этого знания, правда, велика: счастливым “биологическим человеком” герой больше не будет.
В 1981 режиссер снимает блестяще построенный, но при этом свой самый безнадежный кризисный фильм “Случай”. Судьба человека не определяется ни особенностями его личности (героическая версия), ни исторической предопределенностью (версия христианская). Человеком играет слепой случай: станет ли герой фильма партийным функционером, диссидентом или аполитичным специалистом, зависит от того, догонит ли он электричку. Сейчас польские критики называют этот фильм оправданием конформизма. Но Кесьлевский снимал не историю приспособленца (как, скажем, в те же годы И. Сабо в “Мефисто”) - он показывал, как мучается человек в мире, лишенном всякого смысла, в мире, где правит только случай. Сняв затем, почти по инерции, фильм о “Солидарности”, Кесьлевский навсегда уходит от политической проблематики. В конце 80-х режиссер осуществляет главный свой проект: “Декалоге” он ставит эксперимент - как работают ветхозаветные моральные императивы в мире варшавских новостроек?
Сочетание минималистской квазидокументальной эстетики с необычной для кинематографа конца века серьезностью морального послания произвело сильнейшее впечатление. Критика поставила Кшиштофа Кесьлевского в один ряд с великими режиссерами-метафизиками - Дрейером, Брессоном, Бергманом.
В короткой краковской новелле из фильма 1991 г. “Двойная жизнь Вероники” режиссер будто попрощался и со своей страной и со своей былой эстетикой. Фильмы “французской трилогии” – это блестящие (во всех смыслах) фильмы высокопрофессионального европейского мастера. Но в том-то и дело, что польские фильмы Кесьлевского блестящими не были. Они были шероховатые, неровные, беспокоящие, раздражающие – очень живые. Впрочем, окончив трилогию, Кесьлевский опять объявил об уходе – на этот раз из кинематографа вообще. Трудно говорить о причинах. Возможно, он почувствовал неуместность своего кинематографа на фоне игрового, цитатного кино 90-х, когда самые разные талантливые режиссеры – от Тарантино до Гринуэя – работали под девизом “сделаем зрителю красиво (или забавно, или страшно)”, тем не менее, незадолго до смерти режиссер начал готовить новый фильм.
Все-таки Кесьлевский был не моралистом, снимавшим кино, а настоящим режиссером, режиссером от бога, отягощенным неспокойной совестью и неортодоксальной верой.
Настоящим продолжением дела Кшиштофа Кесьлевского стали, конечно, не приятные глянцевые фильмы снятые умеренно одаренными Томом Тыквером (“Рай”) и Данисом Тановичем (“Ад”). Настоящим продолжением стали “неприятные”, “негладкие” фильмы Брюно Дюмона, братьев Дарденнов, некоторых других режиссеров, вновь и вновь испытывающих несовершенного современного человека вечными нормами библейской морали.
(Смотри НаСтоящее! №9(10) октябрь 2006)

 


Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского. Шесть актеров в поисках режиссера.

Режиссер Олег Дорман о Кшиштофе Кесьлевском.

16 апр 2008 - Фильм Кшиштофа Кесьлевского «Декалог» на телеканале «Культура»

 

Фильмы Кшиштоф Кесьлевски:

Шрам
Кинолюбитель
Случай
Короткий фильм об убийстве
Короткий фильм о любви
Декалог 1+ Декалог 2
Декалог 3 + Декалог 4
Декалог 5 + Декалог 6
Декалог 7 + Декалог 8
Декалог 9 + Декалог 10
Декалог  (6DVD)
Двойная жизнь Вероники
Три цвета. Белый. Красный. Синий
Синема 16: Европа (2DVD)
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 34




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов