Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Робер Брессон
Robert Bresson

Робер Брессон Дата рождения: 25.9.1901
Дата смерти: 18.12.1999


Биография:

"Звуковое кино открыло тишину."
Робер Брессон.

"ЕСЛИ немецкая музыка - это Моцарт, русский роман - Достоевский, то французское кино - это Брессон"
Жан Люк Годар.

Критики любят всё классифицировать. Нашлась рубрика и для такого принципиального одиночки как Робер Брессон. Известный критик, сценарист и режиссер Пол Шредер назвал его стиль «трансцендентальным», объединив по этому признаком с японцем Одзу и датчанином Дрейером. Термин привился, но не думаю, что Брессона это как-то волновало. В момент появления работы Шредера (1984) он уже ничего не снимал. В кинематограф Брессон так и не вернулся. Умер он в 1999-м - общепризнанный классик и при этом одна из самых загадочных и одиноких фигур в истории кино. Впрочем, слово «кино» было для Брессона вполне уничижительным. Он разделял «кинематограф» - «письмо движущимися изображениями и звуками» - и «кино» - «заснятый театр».
Скорее всего, именно ненависть к «театрализации экрана», объединяла в 60-е годы во всем прочем несхожих Брессона и режиссеров «новой волны».
Робер Брессон родился в 1907 году. Он получил художественное образование и через много лет скажет фразу, которую следует выучить наизусть многочисленным режиссерам и критикам, восхищающимся тем, что каждый кадр фильма можно повесить на стену в качестве картины. «Я художник, - говорил Брессон, - и поэтому в кино избегаю живописи».
Первый свой фильм – «Дела общественные» - Брессон снял в 1934 году. Он не сохранился, судя по описаниям, это – гротескная политическая комедия в духе «Утиного супа» братьев Маркс. Интересно бы посмотреть : Брессон, снимающий комедию – это как Тарковский - автор шпионского триллера. В годы войны Брессон (вернувшийся из лагеря для военнопленных) снял два фильма : «Грешные ангелы» и «Дама Булонского леса». В них можно увидеть признаки зрелого брессонского стиля, но в оценки «Дам Булонского леса» я совершенно согласен с английским критиком К. Тайненом: уже в 60-е годы этот фильм выглядел невыносимо старомодным.
Настоящий Брессон начинается с «Дневника сельского священника» (1951), а окончательно его стиль формируется в «Приговоренный к смерти бежал» (1956). Воспитанный в католической традиции, Брессон абсолютно не вписывается в метафорический, барочный, часто жестокий кинематограф «режиссеров-католиков» (Вайда, итальянцы). Принципиальный отказ от символизма, аскетизм стиля, предельно серьезное пристальное вглядывание в предметы, их «одухотворение» - всё преследует одну цель: выразить божественное, сверхъестественное («трансцендентальное», по определению Шредера ) средствами «чистого кино», не используя подпорки в виде идеологизированных сюжетов, философских споров, религиозных метафор выразительной музыки.
Такой же ненужной подпоркой Брессон считал актёрский профессионализм, психологическую (т.е. «театральную») манеру игры. В его фильмах играют не актеры, а «модели» (выражение самого Брессона). Точнее, не играют, а существуют и камера с предельным вниманием фиксирует их существование. 60-е годы – феноменальный взлёт Брессона : один за другим выходят шедевры : «Карманник» (1959, по мнению Луи Малля – один из четырёх важнейших фильмов в истории кино), «Ау, Бальтазар» (1966 г.), «Мушетт» (1967 г.).
Опираясь на своих любимых авторов – Бернаноса и Достоевского – Брессон воссоздаёт на экране бесконечно печальный и мучительный мир, в котором бог присутствует, - но это ничего не меняет.
Страшный финал «Мушетт» : девочка пытается покончить с собой, ей это удается только с третьей попытки; зритель ждёт чуда, чудесного спасенья. Того чуда, что даруют своим героям другие великие режиссеры- метафизики : Дрейер («Слово»), Триер («Рассекая волны»), Кесьлевский («Красный»).
Но в мире Брессона чудес не бывает, в нем умирают беззащитные ослик Бальтазар и девочка Мушетт, в нем казнят другую девочку – Жанну д’Арк («Процесс Жанны д’Арк», 1962 г.). К концу 60-х Брессон превратился в живого классика, кумира молодых режиссеров – от создателей «новой волны» до Тарковского. Стиль его не меняется (хотя, с 1969 года Брессон снимает цветные фильмы).
Брессон сохраняет верность Достоевскому (уже «Карманник» был очень вольной версией «Преступления и наказания»), экранизация «Записки из подполья» (1969 г.) и «Белые ночи» (1971г.) . В 1974 году режиссер реализует свою давнюю мечту – ставит исторический фильм «Ланселот Озерный». Лучшая брессоновская картинна 70-х годов – «Возможно дьявол» (1977 г.) : соединение некоторых мотивов Достоевского с размышлением о результатах «молодёжной революции» 1968 года. Последний свой фильм - «Деньги» - Брессон снял в 1983 году. Это была вольная экранизация «Фальшивого купона» Льва Толстого. Схематизм позднего Толстого прекрасно совместился с доведённой до предела аскетической стилистикой Брессона. Последние 16 лет режиссер не снимал, получая различные почётные призы успел прочитать 5 монографий о себе и увидеть фильм посвященный своему творчеству.
Его авторитет в мире кино был необычайно велик. Сложнее говорить о последователях режиссера.
Брессон – образцовый одиночка. У него нет очевидных кинематографических учителей и предшественников. Будучи современником и классиков «поэтического реализма», и авторов «новой волны», и режиссеров «неоакадемического» кинематографа 70-х годов, он практически не пересекался с ними, не поддаваясь модным веяниям, но и сам не оказывая явного влияния (хотя, «новая волна» восприняла некоторые брессоновские установки – прежде всего отказ от театрального, символического, живописного кинематографа. Повлиял он, кажется, и на таких «странных», «маргинальных» авторов как Морис Пиала ).
За пределами Франции последователей Брессона больше.
Естественно, он стал ориентиром для режиссеров, увлеченных философской и религиозной проблематикой – Кесьлёвский, Тарковского.
Но и такой вроде бы далёкий от метафизических исканий автор, как Аки Каурисмяки называет Брессона одним из двух важнейших для себя режиссеров, понятно, что не стилистику усваивали у Брессона эти не похожие друг на друга авторы, а нечто менее ощутимое, но более важное : серьезность, чувство ответственности, доверие к самой природе кинематографа – «письма изображениями и звуками». (Леонид Цыткин для Смотри НаСтоящее!)


Статья Режиссер Робер Брессон

Фильмы Робер Брессон:

Дамы Булонского леса
Дневник сельского священника
Приговоренный к смерти бежал
Карманник
Процесс Жанны Д'Арк
Ау,  Бальтазар / Наудачу Бальтазар
Мушетт
Возможно, Дьявол / Вероятно, Дьявол
Деньги (1983)
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 39




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов