Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Питер Гринуэй
Peter Greenaway

Питер Гринуэй Дата рождения: 5.4.1942


Биография:

Режиссер, сценарист, актер, оператор.

Англосаксонские позы Питера Гринуэя

Как всё-таки по-разному воспринимается творчество одного и того же автора в его стране и за его пределами. В России (и в некоторых странах «континента», как называют англичане всю остальную Европу) Питер Гринуэй – «главный» английский режиссер последних десятилетий, лицо английского кинематографа. В Британии – почти маргинальная фигура, имеющая довольно узкий круг преданных поклонников, а последние годы практически выпавшая из английского кинопроцесса. Этот кинопроцесс воплощают ветераны – Кен Лоуч и более молодые продолжатели его – Майк Ли, самый, пожалуй, титулованный английский режиссер всех времен. Неудивительно: «королевская дорога» британского кино – реалистические, реалистические, социально-психологические фильмы, опирающиеся на традицию английского романа, на безупречную достоверность фактуры, на лучшую в мире актерскую школу, на традиционную английскую сдержанность и знаменитый английский юмор, надежно защищающие фильмы от высокопарности, излишней сентиментальности, безвкусицы. Питер Гринуэй (родился в 1942 году), во всяком случае в лучшие для него годы, конечно, тоже принадлежит английской традиции (работать вне национальной традиции очень трудно в любой культуре, в британской – невозможно), но существенно другой. Его фильмы связаны с английским эстетизмом, причудливыми «играми в бисер» - от драматургии Реставрации до декоративной культуры «конца века» (Уальд, «Желтый журнал») и забавников 20х годов (вроде Р.Фербенкса). Связан Гринуэй и с чисто английской культурой парадоксального мышления, с теми играми изощренного разума, которым предавались Кэрролл, Честертон, Шоу, Беллок. Сама по себе эта традиция не слишком кинематографична. Возможно, понимая это, Гринуэй в своих интервью последних лет упорно «хоронит» английский кинематограф, говорит об интерактивности нового искусства, создает мультимедийные проекты… Уже его первая полнометражная работа – «Падения» (1980 г; до этого Гринуэй снял больше 20ти экспериментальных короткометражек) – не столько фильм, сколько акция в духе «актуального искусства», а также чисто английская шутка, в которой безумный (при всей своей «научности» и «логичности» текст важнее изображения. Так Гринуэй нанес первый удар, по двум главным (в его понимании) врагам кино: неореалистической эстетике и традиционному нарративу. Впрочем, если от неореализма (в широком смысле, в духе «базеновского» доверия к реальности) Гринуэй всегда будет очень далек, то избавиться от традиционного повествования, к счастью (для зрителя), удалось не сразу. Его лучшие фильмы, снятые в 80е годы – «Контракт рисовальщика», «Отчет утопленников», да и «Живот архитектора», и «Повар, вор, его жена и ее любовник» - эксплуатируют самый английский жанр – детектив. Правда, не конан-дойлевский, а честертоновский, более интеллектуальный, насыщенный парадоксами. Конечно, для Гринуэя (как впрочем и для Честертона) детективная история была не целью, а средством. Средством выразить любимую гринуэевскую мысль: рациональность, цивилизованность, логика – и хаос, иррационализм, животные инстинкты. Как правило, носителями цивилизационного начала у Гринуэя становятся мужчины, а разрушительное буйство инстинктов воплощают женщины. И, как правило, они побеждают, а носители разума бесславно гибнут («Контракт рисовальщика», «Живот архитектора», «Отчет утопленников»; в завершающем цикл фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) конструкция несколько более сложная. Этот фильм единственный у Гринуэя – некоторые критики пытались ввести в актуальный социальный – и даже политический – контекст, представив, как метафорическое изображение тэтчеровской Британии – страны гибнущей культуры и торжествующей вульгарной буржуазности). Так или иначе, фильмы 80-х годов создали Гринуэю репутация самого крупного и последовательного английского режиссера-постмодерниста (наряду с Дереком Джарменом, режиссером, близким Гринуэю в деталях, мелочах и противоположным в главном: Джармен – художник с очень сильным трагическим темпераментом и мироощущением; его лучшие фильмы – слегка замаскированные исповеди; Гринуэю все это абсолютно чуждо). Оригинальность и обаяние раннему Гринуэю придает сочетание интернациональных штампов постмодернистской эстетики с ощущением «английскости», наполняющей его фильмы: от общей атмосферы «страны чудес для взрослых» до бесчисленных цитат из национальной классики. Собственно, «странность фильмов Гринуэя – это скорее странность, эксцентричность английской культуры: «Что за странные позы принимает этот гонец? – это англо-саксонский гонец, и он принимает англо-саксонские позы». Кэрролл, повлиявший на Гринуэя никак не меньше, чем постшекспировская драма и голландская живопись) С начала 90х годов, с фильма «Книги Просперо» (по шекспировской «Буре»), Гринуэй стал принимать позы скорее «международные», а главное – крайне напыщенные. Визуальная роскошь его фильмов, изобретательность в использовании пространства экрана нарастали – а фильмы («Книги Просперо», «Дитя Макона», «Записки у изголовья», «8 ½ женщин»), рассыпались на части, превращались в нагромождение эффектных, иногда шокирующих видеоинсталляций. Позднему Гринуэю не нужны актеры: великий Гилгуд в «Книгах Просперо» играет совершенно независимо от остального фильма; возможно Гринуэй сознательно хотел этим подчеркнуть свой отказ от традиционного, нарративного, актерского кинематографа. Во всяком случае, для фильмов «позднего» Гринуэя блестящий оператор Саша Вьерни и художники Бен Ван Оз и Ян Роэлфс (постоянная группа режиссера) важнее, чем все актеры вместе взятые. Отдадим Гринуэю должное, более 20 лет он верен себе, снимая фильмы о «сексе и смерти, единственных вещах, о которых стоит снимать кино» (из интервью Гринуэя 1992 года). Проблема в том, что и секс и смерть Гринуэй способен увидеть и изобразить только уже обработанными, преображенными другими художниками. Его фильмы скорее умны, чем эмоциональны и, при всем обилии обнаженных тел на экране, холодноваты и асексуальны. В его ранних достаточно камерных, парадоксальных и иронических квази-детективах это было весьма уместно и способствовало цели гринуэевского искусства («вносить порядок в хаос жизни» - из интервью Гринуэя). В масштабных и претенциозных работах 90х годов метод работать перестал. Выход «Чемоданов Тульса Люпера» (безусловно расширяющих обычный набор гринуэевских тем и мотивов) лишь подчеркнул поразительную неактуальность поздних фильмов Гринуэя, «старомодность» их игровой эстетики, их невписанность в серьезный кинематограф последнего десятилетия. Торжествует – от «Догмы» до фильмов братьев Дарденн, Б.Дюмона, П.Шеро, Майка Ли, Ван Сента, даже А.Германа – кинематограф «доверия к реальности», далекий потолок ненавистного Гринуэю неореализма. А Гринуэй останется своими фильмами 80х годов, как один из тех странных и эксцентричных английских мастеров, чьими книгами, пьесами, фильмами Британия уже не одно столетие удивляет, забавляет и восхищает весь мир.
(© ИНОЕКИНО.Леонид Цыткин)

Фильмы Питер Гринуэй:

Rosas Shorts
Коллекция короткометражных фильмов Питера Гринуэя
Падения
Контракт рисовальщика
Четыре американских композитора (2DVD)
26 ванных комнат
26 ванных комнат

1985 - Великобритания
Зед и два нуля
Живот архитектора
Живот архитектора

1987 - Великобритания, Италия
Актеры: Брайан Дэннэхи, Ламберт Уилсон, Хлое Уэбб
Отсчет утопленников
Ад  Данте / ТВ Данте: Ад (Песни I-VIII)
Повар, вор, его жена и ее любовник
Не Моцарт
Книги Просперо
Дитя Макона
Дитя Макона

1993 - Бельгия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция
Актеры: Джулия Ормонд, Рэйф Файнс, Филип Стоун
Интимный дневник
Интимный дневник

1996 - Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Франция
Актеры: Вивьен Ву, Иоси Оида, Кен Огата, Эван МакГрегор
8 1/2 женщин / 8 с половиной женщин
8 1/2 женщин / 8 с половиной женщин

1999 - Великобритания, Германия, Люксембург, Нидерланды
Актеры: Аманда Пламмер, Вивьен Ву, Джон Стэндинг, Полли Уокер, Тони Коллетт
Синема 16: Британия (2DVD)
Синема 16: Британия (2DVD)

2003 - Великобритания
Чемоданы Тульса Люпера. Часть 1: Моабская история
Чемоданы Тульса Люпера. Часть 3: Из Сарка до конца
Чемоданы Тульса Люпера. Часть 2: Из во к морю
Образы Европы
Образы Европы

2004 - Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония
Тайны
Тайны "Ночного дозора"

2007 - Великобритания, Германия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция
Актеры: Анджей Северин, Анна Антонович, Джоди Мэй, Ева Бертистл, Майкл Тиган, Мартин Фриман, Эмили Холмс
Рембрандт: Я обвиняю...
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 51




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов