Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Актер

Робер Лепаж
Robert Lepage

Робер Лепаж Дата рождения: 12.12.1957


Биография:

Режиссер театра и кино, актер, сценарист, драматург.

Когда его называют новым Питером Бруком, он открещивается: "Ничего подобного. Я для этого недостаточно взрослый, недостаточно опытный и недостаточно умный". Канадец Робер Лепаж — при всей своей скромности — считается одним из крупнейших театральных режиссеров-авангардистов в мире. Он учился в Консерватории драматического искусства в Квебеке, после окончания которой оказался в числе тех немногих студентов, кто не получил приглашения от крупных театров. Склонность к дерзким экспериментам с театральными формами и, в частности, актерской игрой еще в молодости сделала Лепажа аутсайдером канадской сцены: в середине 70-х он вместе с группой единомышленников решает организовать любительский театр. Первые пьесы были поставлены на мизерные деньги и отличались особенностью, которая будет свойственна Лепажу-режиссеру в дальнейшем: к началу спектаклей сценарий иногда еще не был закончен, и актерам приходилось полагаться на мастерство импровизации. Независимый проект получил культовый статус в узких кругах и вскоре привлек внимание влиятельных деятелей канадского театра.
80-е и начало 90-х годов принесли Лепажу мировую известность, благодаря успеху целого ряда новаторских постановок: эпопеи на трех языках "Трилогия Драконов", моноспектаклей "Иглы и опиум" по мотивам биографий Майлза Дэвиса и Жана Кокто и "Эльсинор" — по шекспировскому "Гамлету". "Он создает театр для тех, кто не любит театр", — сказал как-то Питер Гэбриэл, с которым Лепаж сотрудничал на одном из концертных туров. Визитной карточкой режиссера еще в начале творческого пути стало разрушение старых театральных канонов и поиск новых на стыке современных визуальных языков, превращение сцены в некое мультимедийное пространство. Интерес к смешению разных видов искусств начал проявляться и в том, что одновременно с театральными работами Лепаж, часто сам исполнявший роли в своих спектаклях, стал сниматься в кино, впервые появившись на экране у Дени Аркана в "Иисусе из Монреаля" /Jesus de Montreal/ (1989). В 1995 году выходит его первый фильм "Исповедальня" /Confessional, Le/ (1995) — он становится режиссером игрового кино и за восемь лет выпускает еще четыре картины, параллельно продолжая не менее активно, чем раньше, ставить пьесы в разных странах мира.
Родной Квебек, раннее знакомство с наркотиками, нетрадиционная сексуальная ориентация — эти и другие близкие Лепажу мотивы занимают видное место в его творчестве, которое зачастую носит автобиографический характер. Отправной точкой фильма "Исповедальня" стали воспоминания о своем прошлом и осмысление недавней смерти отца, а "Обратная сторона Луны" /Face cachee de la lune, La/ (2003) создавалась в тот период жизни Лепажа, когда он потерял и мать. В основе его пьесы "Детектор лжи", которую Лепаж сам экранизирует в 1997 ("Детектор лжи" /Polygraphe, Le/ (1997)), лежит реальный инцидент: режиссер первым обнаружил труп своей знакомой, актрисы Франс Лашапель, оказался главным подозреваемым в убийстве и еще до поимки настоящего преступника был вынужден пройти проверку на полиграфе. Поездка в Хиросиму, во время которой личный гид Лепажа оказался хибакуся — выжившим после взрыва жителем города, вдохновила его на постановку семичасового спектакля "Семь течений реки Ота" /Seven Branches of the River Ota, The/, последний акт которого он позднее переработал в фильм "No" (1998). Однако авторское начало в произведениях Лепажа проявляется не только в том, что он открыто выражает свой внутренний мир, пусть и в иносказательной форме. Важнее, что из фильма в фильм режиссер придерживается строго определенного круга тем и приемов: хотя многие из его опытов работы в кино имеют сугубо театральные корни, это не мешает Лепажу стремиться к исследованию возможностей кинематографической лексики.
Во всех своих лентах Лепаж увлечен идеей существования — и пересечения — параллельных миров. Действие "Исповедальни" происходит в одном и том же городе, но в двух хронологических пластах — прошлом и настоящем времени. "No" предлагает обратную, географическую оппозицию: сюжет развивается одновременно в Монреале и Токио. "Возможные миры" /Possible Worlds/ (2000) становятся своеобразным философским манифестом Лепажа: это фильм об относительности объективной реальности, противопоставлении рационального и воображаемого; борхесовский мотив расходящихся тропинок трактуется в нем как способность человека создавать в воображении другие миры, в каждом из которых творец обретает новую ипостась. Оппозиция, противопоставление, столкновение — излюбленный драматургический прием Лепажа, которому свойственно видеть две стороны того или иного явления: его интересует граница западного и восточного Берлина и отношения братьев-близнецов, связь Земли и Космоса и разница между видимой и скрытой поверхностью Луны. В широком смысле все эти темы складываются в единый процесс диффузии материального и духовного, процесс единства и борьбы сознания и телесной оболочки человека. Лепаж пытается уравнять материю и сознание в правах и в то же время найти метафизику в обычных жизненных ситуациях: реальность в его картинах преломляется в зеркале или во взгляде автомата для моментальных фотографий, осязаемый мир вокруг героев превращается в изображение в телевизоре или театральную постановку. Сквозные режиссерские ходы в его фильмах напрямую вытекают из подобного мировоззрения. Лепаж неоднократно совершает пространственно-временные путешествия в пределах одного кадра, соединяя разные миры движениями камеры или поступками персонажей, которые нарушают законы логики и самовольно переходят в декорации следующей сцены. В "Исповеде" возвращение в прошлое происходит с помощью панорамы по рядам в церкви, номера которых означают годы, а когда в "Обратной стороне Луны" в поле зрения объектива видеокамеры входит умершая мать героя, это плавно становится началом эпизода-воспоминания из детства. Дополнительную функцию приобретает монтаж: он также служит связующим звеном между двумя мирами, которые рифмуются Лепажем по принципу визуальных и звуковых ассоциаций. Смешение красок на стене в монтажном сопоставлении превращается в цветной костюм японского актера в телевизоре, свернувшийся калачиком спящий человек — в ребенка в утробе матери, круглое окно в стиральной машине — в иллюминатор космического корабля. Альфред Хичкок, который является одним из действующих лиц "Исповедальни", останавливает съемку эпизода своего фильма привычным "And... cut!" — а в следующем кадре молодой человек сидит в ванной с бритвой в руке, собираясь резать вены. Девочка на прослушивании читает нужный текст, но внезапно начинает произносить что-то совершенно не подходящее в данный момент — и превращается в ведущую телевизионной программы, успевая за время монтажной метаморфозы прожить тридцать семь лет. С каждым новым фильмом все более доминирующей повествовательной стратегией в творчестве Лепажа становится субъективное построение цепочки кадров на основе изобразительного и звукового сходства: в этом плане абсолютно иррациональные, сновиденческие "Возможные миры" с их почти бессюжетной драматургией уже приближаются к грани, разделяющей кинематографичность и арт-хаос. Лепаж перейдет ее в следующей картине. Занятый поисками в области формы, режиссер никогда не оказывается достаточно хорошим рассказчиком: с 1995 по 2003 год его сюжеты проделали путь от безобидно запутанных к претенциозно-многозначительным в своей запутанности. Его истории, как правило, выглядят поводом для новых экспериментов с визуальным рядом, оставляя ощущение, что придуманные Лепажем образы настолько самодостаточны, что не испытывают, по сути, необходимости в какой-либо фабуле. Режиссерские приемы словно существуют отдельно от фильмов в целом, и эти стилистические игры приводят к предсказуемым результатам. Как и многие авангардисты, осознавшие свой статус передовой части современного искусства, в своей последней на данный момент работе "Обратная сторона Луны" Лепаж уходит в псевдокинематографические дебри. Впервые используя цифровую камеру, режиссер наглядно демонстрирует расхолаживающее воздействие ее возможностей, придумывая трюки, невообразимые по эту сторону от "Чемоданов Тульса Лупера". Застряв на полпути "от киноавангарда к видеоарту", этот выкидыш цифровых технологий заканчивается сценой, в которой герой взлетает в невесомость и кружится на фоне плаката с лицами русских космонавтов и орфографической ошибкой в крупной надписи на русском языке — прекрасной метафорой того, что обратной стороной авангарда является примитивизм.

Фильмы Робер Лепаж:


Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 38




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов