Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Нежность (1966)"

Купить "Нежность (1966)" можно за 250 руб.

Эльёр ИШМУХАМЕДОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ-ФИЛЬМА "НЕЖНОСТЬ"Мастерская профессора Ю.Е.Геника

Тема и цель


Ежедневно, ежечасно в нашей жизни происходят такие события, которые таят в себе неиссякаемый источник поэтичности. Малое, обыденное приобретает особое эстетическое значение как проекция большого социального мира. Сценарий не претендовал на показ особо значительных событий, а ограничивался изображением чувств, вызывающих радость и печаль, чувств интимных, подчас подсознательных, но всегда оставляющих свой неизгладимый след в судьбе каждого человека.
Это рассказ о современной молодежи, о том, как юность входит в большой прекрасный мир сложных человеческих отношений, как, сталкиваясь с разными людьми и явлениями, юноши и девушки убеждаются в том, что доброе и светлое утверждается в жизни.
Мы стремились воспитать в молодых людях нашего времени глубокие чувства, верность в дружбе и любви, преданность светлым идеалам нашей жизни.


Сценарий


Сценарий состоит из 3-х новелл с одним прологом и эпилогом.
Пролог картины задумывался как поэтическое отступление, воспевающее прелесть и романтику безмятежного детства.
Новелла 1-я, "Санджар", рассказывала о возникновении первого чувства у вожака одной мальчишеской компании, плавающей по речушке Анхор на черных автомобильных камерах.
Новелла 2-я, "Лена", раскрывала взаимоотношения людей более старшего поколения, поколения, помнящего войну, у которого есть свои сложности и неясности…
И, наконец, 3-я новелла, "Мамура", повествовала историю десятиклассницы, историю во многом аналогичную первой, но тем не менее новую, с новыми настроениями и мыслями.
Сценарий подкупал меня своей простотой и поэтичностью повествования. На первый взгляд кажущийся легким и бессюжетным, он имел сложную драматургическую композицию и требовал глубокого, тонкого подхода, так как действие его разворачивалось не только по внешним, но и внутренним каналам. Передо мной стояла трудная задача-сделать картину из 3-х новелл с большим количеством действующих лиц и сложными массовыми сценами.


....................................................


Работа с актером

В картине четыре основных героя. Роли Лены и Тимура исполнялись профессиональными актерами М.Стерниковой и Р.Нахапетовым10.
В работе со Стерниковой самым важным было найти нужное настроение, причем не только найти, но и закрепить его. Дело в том, что Стерникова-очень эмоциональная, легко возбудимая актриса. Она сравнительно быстро понимает сцену, быстро схватывает текст, улавливает состояние героини и так же быстро все это теряет, не умея закреплять найденное и не давая себе труда углублять схваченное на лету. Поэтому репетиции с нею начались уже в подготовительном периоде и продолжались каждую свободную минуту во время съемок. Я старался создать вокруг актрисы атмосферу постоянного углубленного вживания в состояние героини, часто беседовал с нею, заставляя задуматься над трагически сломленной судьбой Лены, судьбой несчастливой, но, однако, не несущей в себе, я подчеркиваю это, никаких признаков жертвенности и роковой непреодолимости.
Я подобрал несколько книг со сложными человеческими судьбами и переживаниями и предложил прочитать их актрисе. На мой взгляд, это очень помогло в нагнетании состояния актрисы в ряде наиболее трудных сцен: прощание с Санджаром на трамвайной остановке, сцена под деревом во время дождя и сцена смерти. Кроме того, в нескольких случаях я использовал в работе со Стерниковой специально подобранную музыку. Так было в сцене в доме бабушки, в проходе по пещере. Музыка помогла актрисе найти нужный ритм и интонацию данных сцен, которые поначалу не складывались.
Родион Нахапетов, на мой взгляд, высоко одаренный актер, способный не только профессионально точно выполнять требуемое, но и вносить в каждую роль свое видение, свой мир. Нахапетов очень требователен и к действию, и к тексту, чрезвычайно скрупулезно отбирает детали поведения, одежды, быта.
Работа с ним строилась всегда на предварительном точном обговаривании сцены, обычно вечером накануне съемки, причем он всегда приходил с рядом деталей и предложений. Так, сцена в доме бабушки (игра в "жмурки") родилась по предложению Нахапетова, и мы с автором тут же разработали и записали текст и раскадровку данной сцены, которая в сценарии выглядит абсолютно иначе.
Зная возможности Нахапетова по совместной учебе с ним во ВГИКе, я стремился всегда ставить перед ним сложные задачи, связанные с подтекстом, со вторым внутренним планом, чтобы обогатить и углубить образ Тимура, занимавший в сценарии более скромное место, чем образы Лены и Санджара.
Р.Агзамов11, исполнявший роль Санджара, как я уже указывал, непрофессиональный актер. Он ученик 10-го класса. Природное обаяние, искренность, юношеская чистота и угловатость, увлеченность съемками и полное отсутствие профессиональных знаний-вот что отличает его. Естественно, в работе с ним важно найти и пробудить те черты, которые позволили бы ему справиться с задачей, найти в нем актера.
Начали мы с походки, внешности, жестов. Мне приходилось в данном случае все показывать, придумывать все жесты и движения и потом путем долгой и настойчивой тренировки добиваться их органичного исполнения. Свобода и непринужденность экранного поведения актера дались нам в данном случае не так легко, как может показаться. Дело в том, что Агзамов, хоть и восприимчив, но сам предлагать какие-то решения пока еще совершенно не умеет, и тут приходилось полагаться на свою фантазию, вооруженную педагогическими методами. Несколько проще обстояло дело с М.Махмудовой12, игравшей Мамуру.
Махмудова обладает хорошей интуицией и очень эмоциональна. После нескольких предварительных бесед мне удалось установить с ней хороший творческий контакт, основанный на предложенном драматургическом материале, и благодаря этому, репетировать уже было легче.
В работе с Махмудовой я также старался держать ее в атмосфере роли: в группе все ее звали именем ее героини. На репетициях я стремился вызвать в ней ее собственную реакцию на предложенную ситуацию и это, как правило, давало необходимый результат. Примером может служить эпизод "Карнавал"-лучший, на мой взгляд, актерский кусок Махмудовой.
При работе с актерами второго плана я стремился, прежде всего, подчеркнуть контрастность их поведения и настроения драматичности первого плана. Такая контрастность вытекала из самой драматургии. Я стремился выразить ее средствами ритма и пластики. Большую помощь мне в этом оказала музыка, используемая и на репетиции, и во время съемок и создающая необходимое мне настроение.

......................


О сценаристе


Одельшу Агишева я знал еще по ВГИКу. Это очень умный, талантливый и своеобразный художник, великолепно владеющий своей профессией. Работать с ним-значит сохранить надолго прекрасную память о художнике, человеке. Сравнительно молодой, он имел уже опыт написания 4-х полнометражных сценариев: "Шурка и его друзья", "Буря над Азией", "Белые, белые аисты", "Нежность", и нескольких документальных. На всех этапах создания картины я чувствовал руку друга. Невероятная работоспособность с его стороны еще больше мобилизовывала меня, а также всех остальных членов группы.
Активно участвуя в подборе актеров на главные роли, он вместе со мной разрабатывал режиссерскую стилистику будущего фильма. Фактически ни один творческий вопрос не решался без его участия. Присутствуя почти на всех съемках, он часто улучшал текст, а иногда целиком переписывал сцену, учитывая индивидуальные качества главных исполнителей. Его можно было видеть стоящим за дождевальной установкой или подсветкой и, наконец, толкающим операторскую тележку. В конце концов, мы понимали друг друга с полуслова. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что такое содружество мне представляется идеальным в совместной работе режиссера и сценариста.

* * *
И в заключение я хочу высказать несколько мыслей, возникших за время работы над фильмом.
1. Монтаж-это решающий, самый ответственный момент творчества. За монтажным столом видишь все недостатки, и устранить их-главная задача режиссера.
2. После просмотра нового материала следует выявить, не утеряно ли что-то в решении картины от предварительной разработки сценария, и если утеряно, то во время дальнейших съемок нужно пытаться сбалансировать, уравновесить все составные элементы будущего фильма.
3. Работая с актерами, нужно всегда стремиться к атмосфере дружеского взаимопонимания, в котором не было бы привкуса экзамена.
4. Импровизация-очень интересный и сложный метод. Метод больших и скрытых возможностей. Импровизация мне представляется счастливым случаем, который может представиться во время съемок, и тогда нужно стараться использовать его.
5. Работа режиссера над фильмом-это постоянный поиск, рождаемый постоянным неудовлетворением от того, что сделано и найдено. При этом необходимы: крайняя самоотверженность, самоорганизованность, знание законов производства, высокая требовательность и вместе с тем доверие к людям, с которыми работаешь, принципиальность, дисциплина.
6. Еще раз хочу сказать о больших и скрытых возможностях, заложенных в предподготовительном и подготовительном периодах. Именно на этой стадии кинопроизводства создается долгим и кропотливым трудом всей съемочной группы основа, так сказать, фундамент будущего фильма. От его прочности и полноценности зависит дальнейшая производственно-техническая и, наконец, самое главное, идейно-художественная сторона будущего кинопроизведения.

Москва, 1967




По материалам сайта http://www.kinozapiski.ru
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 100




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов