Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

НАШЕ КИНО в ИНОЕмКИНО

 
Время между 1968-м и 1985-м в СССР называли по-разному: власть - «эпохой развитого социализма», народ - «брежневским временем», сейчас говорят - «застой». Чехи этот же период называют «нормализацией», венгры - «гуляшным социализмом», а точнее всех сказал польский поэт Руневич: «наша маленькая стабилизация».
Для советского кино это были, в общем-то, «тучные» годы: снималось много фильмов, среди них достаточно было и удачных. Другое дело, что многие лучшие фильмы этого периода существуют как бы вне времени, вне окружающей реальности. Так, «с точки зрения вечности», снят (в отличие от шестидесятнического «Гамлета») «Король Лир», которым блестяще завершил свой путь классик советского кино Григорий Козинцев.
Так шедевры Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» продемонстрировали, что его творчество вышло за рамки своего времени и своей страны, что он, как равный входит в круг великих режиссеров-метафизиков – Дрейера, Брессона, Бергмана.
Так в фильмах «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман достигает нового уровня кинематографической достоверности, совершенствует свой гиперреалистический метод, но при этом показывает свое (принципиальное, как сейчас уже ясно) нежелание (или неумение) запечатлевать на пленке окружающую его реальность.
Так появляются прекрасные обломки разгромленного в конце 60-х годов «поэтического кинематографа»: фильмы Сергея Параджанова, «Древо желания» Тенгиза Абуладзе.
Так развлекается ретрокинематографом Никита Михалков, цитируя то вестерны, то Хамдамова («Свой среди чужих..», «Раба любви»).
Так появляются уникальные фильмы, то ли выпавшие из времени, то ли его опередившие: «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика – сочетание хоррора, детектива и исторического фильма.
Появились эскапистские экранизации классики («Дворянское гнездо», «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского) и не менее эскапистские, но куда более живые и обаятельные рождественские истории Эльдара Рязанова.
Но главными фигурами в кинематографе «застоя» мне представляются режиссеры, попытавшиеся запечатлеть атмосферу времени, его дух, его стиль, его персонажей – впрямую, не уходя в жанр, в притчевость, в исторические и литературные аналогии и аллюзии.
Такими режиссерами были Вадим Абдрашитов, Илья Авербах, Георгий Данелия, Кира Муратова, Динара Асанова, Роман Балаян (благодаря одному фильму «Полеты во сне и наяву»). Почти все они начинали в 60-е годы, но лучшие фильмы сняли в период «застоя». Именно в их фильмах сформировался стиль кинематографа 70-х : прозаичное, суховатое, несколько академическое кино, равно внимательное к реалиям быта и к психологии героев.
Этот кинематограф был тесно связан не столько с Феллини и Бергманом (они были далеко), сколько с польским «кино морального беспокойства» (А. Холланд, Ф. Фальк, К. Занусси, К. Кесьлевский), с некоторыми венгерскими режиссерами: (П. Готар, К. Манн). Режиссеры 70-х изображали мир устоявшийся, даже более-менее комфортабельный, но серый, пронизанный лицемерием, фальшью. В данелиевской городской сказке «Слезы капали», в его же комедии «Осенний марафон» изображен этот холодный неуютный мир, в котором неплохие, в общем-то, люди лгут, предают, в лучшем случае – просто равнодушны друг к другу.
А Авербах (в «Чужих письмах»), Абдрашитов (в «Слове для защиты», «Охота на лис») вполне внятно демонстрируют социальное, классовое расслоение общества: у людей из разных социальных групп нет общей морали, общего языка: им не о чем да и незачем говорить друг с другом. Холод пронизывает лучшие фильмы 70-х, разделяя даже близких – по крови и духу – людей («Долгие проводы» Муратовой, «Монолог» Авербаха).
Наконец, в 1982 году Абдрашитов, самый рациональный из режиссеров-семидесятников, менее всех подверженный иллюзиям, подвел итог: свой новых фильм он назвал «Остановился поезд» (тот самый поезд, что должен был лететь вперед и у которого остановка была в коммуне).
Через несколько лет завершится история советского кино. Но фильмы времен «застоя» хорошо смотрятся и сейчас; их холодная невротичная атмосфера прекрасно накладывается и на 90-е годы, и на нулевые. Почему? На это еще в 1988 году ответил ветеран чешской «новой волны» Эвальд Шорм. Свой последний фильм он озаглавил: «Собственно, ничего не изменилось».

Смотри НаСтоящее!
5 апр 2007

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 87




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов