Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Ян Кадар
Ján Kadár

Ян Кадар Дата рождения: 1.4.1918
Дата смерти: 1.6.1979


Биография:




Режиссер, сценарист.

Родился 1 апреля 1918 г. в Буда­пеште, умер 1 июня 1979 г. в Лос-Анджелесе. Взрослую жизнь начи­нал с изучения юриспруденции, но в 1938 г., изменив планы, бросил уни­верситет и поступил в Братиславе -кую киношколу профессора Карела Плицки, автора поэтических и эт­нографических фильмов. После вой­ны, которую пришлось провести в нацистском трудовом лагере, Кадар ра­ботает на братиславской студии ко­роткометражных фильмов ассистен­том директора и режиссером, ставит документальный фильм о восстанов­лении разрушенной войной Слова­кии "Жизнь растет из развалин", после чего на 3 года уезжает в Прагу на киностудию "Баррандов". Осваи­вая игровой кинематограф, работа­ет ассистентом режиссера ("Мерт­вый среди живых"), пишет сценарий комедии "Где сдается квартира?" (реж. Б. Земан), знакомится со сво­им будущим многолетним соавто­ром Эльмаром Клосом. Но прежде чем объединиться в творческий тан­дем, Кадар возвращается в Словакию и в 1950 г. дебютирует как режиссер имевшей успех у публики и критики полнометражной озорной комедией "Катка" о молодой деревенской де­вушке, приехавшей по набору в город на завод, с узнаваемыми моти­вами и визуальными цитатами из "Веселых ребят"  Григория  Александрова.

Длительное и успешное сотруд­ничество с Эльмаром Клосом начи­нается в 1952 г. политической прик­люченческой драмой об угоне чехо­словацкого самолета "Угон" ("По­хищение") и продолжается вплоть до эмиграции последнего в 1969 г.

Вместе они снимают камерную драму из жизни пражской окраины "Там, на конечной остановке" по од­ноименной книге Л. Ашкенази, отда­вая дань итальянскому неореализму, и музыкальную комедию с элемен­тами сатиры "Музыка с "Марса" о судьбе самодеятельной капеллы ме­бельной фабрики "Марс", где впер­вые, пока еще в комедийном плане, касаются темы реального морально­го облика коммуниста. Более остро эта тема прозвучала в сатирических "Трехжеланиях", преодолевающих стандартную безличность чехосло­вацкого кино 50-х постановкой ост­рых проблем современности, раз­венчивающих общественные мифы. Комедия так и не вышла на экраны. На Баньска-Быстрицкой конферен­ции (1957), решения которой на не­сколько лет затормозили развитие и переставили акценты в дальнейшей жизни чехословацкого кино, коме­дии Кадара и Клоса обвинили в ревизи­онизме, после чего последовал ряд карательных санкций, непосредст­венно отразившихся на творческой судьбе режиссеров: сатирические фильмы были положены "на полку", любое упоминание о них вычер­кивалось цензурой. "Три желания" были изъяты из списка баррандов-ской продукции как несуществую­щие, готовый сценарий Кадара и Клоса "Репетиция продолжается" был от­дан для реализации другому режис­серу, а творческий тандем лишили права работать в большом кино.

В период вынужденного простоя Кадар и Клос снимают полиэкранный фильм "Молодость", а затем на не­сколько лет становятся сотрудника­ми экспериментальной студии "Ла-терна Магика", со временем ставшей привычным местом ссылки прови­нившихся перед властью кинема­тографистов. Лишь в 1963 г., когда первые фильмы чехословацкой "но­вой волны" явочным порядком из­менили ситуацию в области культу­ры и искусства, они возвращаются в кинематограф экспрессивной пси­хологической драмой времен войны "Имя смерти Энгельхен" / "Смерть зовется Энгельхен" (1963, Государст­венная премия за 1963 г.; "Золотая медаль" на МКФ в Москве; пр. луч­шему фильму на МКФ в Лос-Аламосе; по одноименной повести сло­вацкого писателя Ладислава Мняч-ко, автора широко известной книги "Вкус власти"), среди прочих подни­мая болезненный вопрос о мораль­ной цене победы, оплаченной жиз­нями других. Главный герой фильма, тяжело раненный партизан Павел (Ян Качер), сразу после войны ока­зывается в госпитале. Он с трудом поддается лечению. Дело не столько в его физических ранах, сколько в моральных и психологических трав­мах. Он постоянно возвращается к своему прошлому, которое не желает его отпускать. В лихорадочной смене обрывков галлюцинаций, снов и го­рячечного бреда Павла проступает кровавая реальность войны, где нет правых и виноватых и где каждый неизбежно проходит испытание на человечность. Так разрабатываемая в ранних фильмах Кадара и Клоса тема морального облика коммуниста при­обретает философскую глубину и масштабность, подготавливая почву для рождения доктрины социализ­ма "с человеческим лицом".


Намеченную в фильме проблему компромисса авторы продолжают исследовать и в политической дра­ме "Обвиняемый" (1964, Главный пр. МКФ в Карловых Варах; по од­ноименной повести Л. Гашковой). История директора-выдвиженца, которого судят за превышение слу­жебных полномочий, предпринятое им по приказу вышестоящих ин­станций, превращается в острый диспут, где сталкиваются разные по­зиции и взгляды на мораль и нрав­ственность современного общества.

В своем самом знаменитом филь­ме, психологической трагикомедии о фашизме, увиденном изнутри, "Магазин на площади" (1965, "Ос­кар", 1966) по одноименной повес­ти Л. Гроссмана с блестящими рабо­тами польской актрисы еврейского происхождения Иды Каминьской и словацкого актера Йозефа Кронера, отмеченными призами на Каннском кинофестивале, авторы вновь обра­щаются к военной истории, чтобы за внешними событиями, имевши­ми место в профашистском словац­ком государстве, увидеть глубинные процессы, происходящие в личнос­ти человека в моменты смертельных кризисов, когда над ним нависает реальная угроза самой его жизни. История Тоно Бртко, недалекого, но порядочного человека, ставшего — по недомыслию и глубоко спрятан­ному желанию стать кем-то боль­шим и значительным — арендатором мелочной лавки старухи-еврейки, плохо понимающей суть происходя­щих событий, обнажает механизмраспространения фашизма, кото­рый мог преодолеть границы госу­дарств, лишь пройдя через души лю­дей, начавших свой путь к гибели с нравственного компромисса.

В течение нескольких последую­щих лет Кадар и Клос готовят гранди­озный проект экранизации "Войны с саламандрами" Карела Чапека. Но в последний момент американские продюсеры, обещавшие финанси­ровать фильм, меняют свои планы, так что последней совместной кар­тиной творческого тандема, работы которого всегда отличались граж­данственностью позиции и акту­альностью содержания, становится вневременная трагическая история любовного соперничества двух ры­баков, живущих на берегу Дуная "Желание по имени Анада", проде­монстрировавшая еще одну грань таланта режиссеров — лирическую.

После оккупации Чехословакии советскими войсками в 1969 г. Кадар эмигрирует в Америку, где уже в 1970 г. снимает фантасмагоричес­кую трагикомедию "Ангел Левин" (по рассказу Бернарда Маламуда) об отчаянных и тщетных усилиях за­давленного несчастьями "малень­кого человека" обрести истинную веру. В картине, как и в рассказе, использованы мотивы гоголевской "Шинели" и "Идиота" Достоевского.

В 1972 г., еще на волне интереса к Чехословакии и ко всему, что там происходит, Кадар приступает к съем­кам камерной лирической трагико­медии "Что мне папа налгал" в Ка­наде, но завершает ее лишь в 1975 г. в Америке благодаря кинокомпа­нии "Коламбия", купившей права на мировой показ ленты и оплатив­шей необходимые, по мнению авто­ра, изменения в музыкальном офор­млении. Полный тонких нюансов и психологических деталей фильм рассказывал о небольшой еврейс­кой колонии в захолустном канадс­ком городишке 20-х гг., о дедушке, его пятилетнем внуке и старой ло­шади и о том, как важно иметь ря­дом человека, способного сделать твое детство прекрасным. "Ничего сенсационного, — писал о своей кар­тине Ян Кадар бывшему партне­ру, — но мне удалось сделать волну­ющий фильм, на котором роняют слезы даже циничные торгаши от кино, не говоря уже о секретаршах и киномеханиках".

Как и многие известные режис­серы-иностранцы, Кадар не сумел сделать в Америке убедительной ки­нематографической карьеры. Он много работал для американского и канадского телевидения, среди про­чего поставил моноспектакль по книге мемуаров Надежды Мандель­штам в исполнении все той же Иды Каминьской, читал курсы лекций по кино в Колумбийском универси­тете, но оставался в первую очередь автором своих знаменитьгх чехосло­вацких фильмов.(Г. Компаниченко. История и экранная культура)


Фильмы Ян Кадар:

Магазин на площади
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 91




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов