Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Элмар Клос
Elmar Klos

Элмар Клос Дата рождения: 26.1.1910
Дата смерти: 31.7.1993


Биография:


Актер, режиссер, сценарист.

Одна из важных фигур чехословацкого кино 60-х гг., призер Американской киноакаде­мии ("Оскар", 1965). Родился 26 ян­варя 1910 г. в Брно, умер 19 июля 1993 г. в Праге. С 16 лет снимался в кино как статист, писал сценарии. На рубеже немой и звуковой эры уча­ствует со своим дядей, сценаристом Йозефом Окружным, в создании не­скольких картин. Затем исполняет одну из ролей в фильме Владислава Ванчуры "Перед выпускными эк­заменами" (1932). Позже создает ки­ноотдел при обувных заводах Бати в Злине, снимает рекламные роли­ки, обладающие качеством экспе­риментальных фильмов. Во время войны участвует в работе подполь­ной организации чешских кине­матографистов, разрабатывающей проект национализации и будуще­го развития чехословацкой кинема­тографии. После освобождения ста­новится одним из основателей "Че­хословацкого кино",государствен­ного учреждения, занимающегося всем комплексом проблем (включая творческие), имеющих отношение к созданию и прокату фильмов, уча­ствует в реорганизации национали­зированной киностудии "Барран-дов" и принимает активное твор­ческое участие в съемках фильма Б. Земана "Мертвый среди живых" (1947), где знакомится с Яном Ка­даром.

Пять лет спустя дебютирует как режиссер захватывающей приклю­ченческой драмой, снятой по всем канонам пропагандистского поли­тического фильма, "Угон" ("Похи­щение", 1952), которая положила начало творческому сотрудничест­ву с Я. Кадаром, продолжавшимся вплоть до эмиграции последнего в 1969 г. Вместе они снимают камер­ную драму из жизни пражской ок­раины "Там, на конечной останов­ке" (1957) по одноименной книге Л. Ашкенази, отдавая дань италь­янскому неореализму, и музыкаль­ную комедию с элементами сати­ры "Музыка с "Марса" о судьбе са­модеятельной капеллы мебельной фабрики "Марс", где впервые, пока еще в комедийном плане, касаются темы реального морального облика коммуниста. Более остро эта тема прозвучала в сатирических "Трех желаниях", преодолевающих стан­дартную безличность чехословац­кого кино 50-х постановкой острых проблем современности, развенчи­вающих общественные мифы. Ко­медия так и не вышла на экраны. На Баньска-Быстрицкой конференции (1957), решения которой на несколь­ко лет затормозили развитие и пере­ставили акценты в дальнейшей жиз­ни чехословацкого кино, комедии К. и Кадара обвинили в ревизиониз­ме, после чего последовал ряд кара­тельных санкций, непосредственно отразившихся на творческой судьбе режиссеров: сатирические фильмы были положены "на полку", любое упоминание о них вычеркивалось цензурой. "Три желания" были изъ­яты из списка баррандовской про­дукции как несуществующие, готовый сценарий К. и Кадара "Репети­ция продолжается" был отдан для реализации другому режиссеру, а творческий тандем лишили права работать в большом кино.

В период вынужденного простоя Клос и Кадар снимают полиэкран­ный фильм "Молодость", а затем на несколько лет становятся сотруд­никами экспериментальной студии "Латерна Магика", которая со вре­менем стала привычным местом ссылки провинившихся перед влас­тью кинематографистов. Лишь в 1963 г., когда первые фильмы чехо­словацкой "новой волны" явочным порядком изменили ситуацию в об­ласти кино, они возвращаются в ки­нематограф экспрессивной психо­логической драмой времен войны "Имя смерти Энгельхен" ("Смерть зовется Энгельхен", 1963; Государ­ственная премия за 1963 г.; "Золо­тая медаль" на МКФ в Москве; пр. лучшему фильму на МКФ в Лос-Аламосе; по одноименной повести Ладислава Мнячко), поднимая бо­лезненный вопрос о моральной це­не победы, оплаченной жизнями других. В лихорадочной смене об­рывков галлюцинаций, снов и го­рячечного бреда тяжело раненного партизана проступает кровавая ре­альность войны, где нет правых и виноватых и где каждый неизбеж­но проходит испытание на человеч­ность. Так разрабатываемая в ран­них фильмах Клоса и Кадара тема морального облика коммуниста при­обретает философскую глубину и масштабность, подготавливая поч­ву для рождения доктрины соци­ализма "с человеческим лицом". Яркое воплощение та же тема по­лучила в политической драме "Об­виняемый" (1964, Главный пр. МКФ в Карловых Варах; по одноименной повести Л. Гашковой). Рассказанная в ней история директора-выдви­женца, которого судят за превыше­ние полномочий, предпринятых по настоянию высших инстанций, превращается в острый социально-политический диспут, где сталкива­ются разные позиции и взгляды на мораль и нравственность современ­ного общества.

В своем самом знаменитом филь­ме, психологической трагикомедии о фашизме, увиденном изнутри, "Магазин на площади" (1965, "Ос­кар", 1966) по одноименной повес­ти Л. Гроссмана с блестящими рабо­тами польской актрисы еврейского происхождения Иды Каминьской и словацкого актера Йозефа Кронера, отмеченными призами на Канн­ском кинофестивале, авторы вновь обращаются к военной истории, чтобы за внешними событиями, имев­шими место в профашистском сло­вацком государстве, увидеть глу­бинные процессы, происходящие в личности человека в моменты смер­тельных кризисов, когда над ним нависает реальная угроза самой его жизни. История Тоно Бртко, неда­лекого, но порядочного человека, ставшего — по недомыслию и глубо­ко спрятанному желанию стать кем-то большим и значительным — арен­датором мелочной лавки старухи-еврейки, плохо понимающей суть происходящих событий, обнажает механизм распространения фашиз­ма, который мог преодолеть грани­цы государств, лишь пройдя через души людей.


В течение нескольких последую­щих лет Клос и Кадар готовят гран­диозный проект экранизации "Вой­ны с саламандрами" Карела Чапека. Но в последний момент обещавшие финансировать фильм американс­кие продюсеры меняют свои планы, так что последней совместной кар­тиной творческого тандема, работы которого всегда отличались граж­данственностью позиции и акту­альностью содержания, становится вневременная трагическая история любовного соперничества двух ры­баков, живущих на берегу Дуная, "Желание по имени Анада", проде­монстрировавшая еще одну грань таланта режиссеров — лирическую. После ввода в Чехословакию войск Варшавского Договора в 1968 г. Ян Кадар эмигрировал в США, а Эл­мар Клос был вынужден выйти на пенсию. В течение 20 лет он не имел права заниматься педагогической деятельностью. Ему запретили при­нять предложение преподавать в ки­ношколах Финляндии и Югославии, куда он был приглашен для чтения курса лекций по кино. На общест­венных началах он стал работать в организации по охране памятников архитектуры. Только после 1989 г. К. смог вернуться на кафедру драма­тургии ФАМУ, а в 1990 г. — слять фильм с экологической тематикой "Бизон". Одновременно он возоб­новил свое участие в многосторон­ней деятельности восстановленного творческого Союза работников ки­но и телевидения (ФИТЕС).

Клос был одним из основателей пражской Кинор.кадемии, где до 70 лет читал лекции. Его учениками были известные ныне режиссеры Агнешка Холланд, Йордан Зафранович и др. В последние годы Эл­мар Клос ежегодно организовывал ретроспективные показы фильмов своих бывших студентов из-за рубе­жа. Последняя подобная встреча была организована для выпускников пражской Киноакадемии (ФАМУ) из Югославии, для проведения ко­торой он создал фонд, вложив туда свои личные средства.

Автор книги "Драматургия -это...", в которой он делился своим громадным практическим опытом кинематографиста, Элмар Клос до последних дней жизни работал над созданием "Истории чешской ки­нематографии".(Г. Компаниченко. История и экранная культура)





Фильмы Элмар Клос:

Магазин на площади
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 61




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов