Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Мечта Кассандры"

Купить "Мечта Кассандры" можно за 200 руб.

Вуди Аллен – человек, который порой травит скверные анекдоты
С каждым новым фильмом Вуди Аллена все равно, что играешь в беспроигрышную лотерею, то есть после просмотра разочарованным остаться сложно. И так происходит с постоянной регулярностью уже давно, но особенно с тех пор, как Аллен решил снимать кино в Великобритании. Три года работы на улицах Лондона у режиссера позади, а ощущение от завершающей своеобразную «английскую трилогию» картины «Мечта Кассандры» такие, будто самое лучшее у Вуди впереди.

Сейчас же, когда режиссер в Барселоне монтирует очередной фильм под названием «Вики Кристина Барселона», вновь со Скарлетт Йоханссон, представляется трудным поставить в один ряд «Матч-пойнт» и «Сенсацию», две другие составляющие трилогии с остальными произведениями Аллена этого тысячелетия. И дело не в смене локации и работе со свежими актерами, а в заметном с первого взгляда росте Вуди Аллена как режиссера, когда уже расти казалось незачем и некуда. Конечно «Мелкие мошенники» и «Проклятие нефритового скорпиона» совсем не второсортное кино, но снятое по одной простой причине. В одном из интервью заслуженный неврастеник сам сказал, что с такой завидной регулярностью делает по фильму в год лишь для того, чтобы после его смерти не нашли блокноты, исписанные до краев мелкими набросками, сюжетными ходами и подробными описаниями нереализованных собственнолично картин. Желание вполне свойственное характеру режиссера.

В мире кинематографа Вуди Аллен - сформировавшийся самодостаточный жанр, сравнимый разве что с жанрами, созданными Феллини или Германом. Когда-то, очень давно, единственное, что молодой Аллен Стюарт Кенигсберг (настоящее имя Аллена) умел, так это задорно шутить. Способность неожиданно переросла в работу, когда по чьей-то рекомендации он послал свои юморески в одну из газет и там его сразу опубликовали. А работа - в призвание. После неудачного актерского и сценарного опыта в комедии «Что нового, кошечка», выпущенной в 1965 году, Вуди Аллен навсегда зарекается писать сценарий к фильму, если только он сам не будет его снимать. Таким образом, через год он дебютирует уже как режиссер с эксцентричной комедией «Что случилось, тигровая лилия?». Последующие проекты, прежде всего комика, а потом уже режиссера, были лишь поводом для показа себя и демонстрацией в он-лайн режиме шуток. Но с 1977 года все резко меняется и благодаря своей «Энни Холл» Аллен понимает, что можно снимать кино, состоящее не только из одних шуток, но и с серьезно продуманными сюжетом и характерами главных персонажей. Кино, в котором на протяжении целой минуты может быть не смешно зрителю. В последующие годы уже больше режиссер, чем практикующий на сцене комик, Аллен двигается в заданном «Энни Холл» направлении.

И до конца XX века фильмы Вуди Аллена неврастеничные, смешные, автобиографичные и порою по-милому непрофессиональные являлись одним большим сериалом, каждая серия которого при смене общепринятых жанров, стилистики, присутствия или отсутствии самого режиссера в кадре, без труда признавалась как «фильм Вуди Аллена». Тенденция у его картин наблюдается лишь по прошествии лет, когда в фильмографии режиссера сорок с лишним работ, и заключается в существовании переходных фильмов, которых из всего списка примерно половина. Сам того не подозревая, но делая один фильм на три с плюсом, в следующем Аллен делает все тоже самое, только на пару уровней выше. Такие картины обычно и получали номинации на «Оскар», участвовали и изредка получали награды на европейских кинофестивалях и давали возможность не окупаться всем остальным его работам в американском прокате.

Из позднего, снятого почти на стыке столетий, стоит отметить «Знаменитость» 1998 года. Именно в ней Аллен впервые серьезно обратил внимание на визуальную составляющую каждого кадра, что до этого за ним почти не наблюдалось. Аллена в кадре нет, что фильму несомненно пошло на пользу, а в роли альтер-эго режиссера сыграл с успехом Кеннет Брана, изобразивший весь набор неврастении так, будто подмены и не происходило. В «Знаменитости» вообще всего как-то чересчур: если юмор, то до слез; если актерский состав, то по количеству звездных участников оставляет позади сериал про «друзей Оушена»; если сюжет, то он делает вызов голливудской киноиндустрии. Но самое главное все эти компоненты умудряются волшебно гармонировать друг с другом и получается в итоге такой фильм, который можно и даже нужно пересматривать не один раз. Что вполне закономерно, «Знаменитость» проваливается с треском, как в прокате, так и в фестивальном плане, что не мешает ей быть вехой в творчестве режиссера.

Затем, сняв пару фильмов в старом веке и столько же в последующем, не отмеченных никем по причине своей общей слабости, а не из-за холодности и непонимания зрителя, Вуди Аллен то ли по чьему-нибудь совету или по собственному наитию понимает, что останься он и дальше снимать на Манхэттене, будет получать сам от себя очень похожий друг на друга продукт, качества чуть выше среднего. И, видимо, решает повернуть свой взгляд на Англию. А там глядишь и новые актеры, да попытка выйти за границы собственноручно придуманного жанра. «Матч-пойнт», снятый в 2005 году, становится новой вехой в карьере, будто вновь возродившегося Аллена. В нем нет привычной Вуди абсурдности и дуракаваляния, зато есть кадры, построенные мастерски, как будто человеком, уделяющим им большую часть своего режиссерского внимания. Есть пользующаяся спросом у мэтров Скарлетт Йоханссон – новоприобретенная муза Аллена. Все вместе возвращает его с триумфом на международные фестивали класса А. Восполнить свое отсутствие в кадре Аллен решает в «Сенсации», второй по счету лондонской постановке, где играет привычного для себя неудачника и по совместительству фокусника. «Сенсация» - смесь старого Аллена с Манхэттена и его ста шутками в минуту и нового из «Матч-пойнта», что в купе с Йоханссон и неподдельным саспенсом превращает типичную алленовскую абсурдную комедию в авторский продукт высочайшего качества.

Другое дело «Мечта Кассандры», фильм явно переходной. Рассказ о том, как два брата, исполненные Колином Фарреллом и Юэном МакГрегором, придумали решить свои денежные проблемы незаконным путем – это повод для Аллена еще один раз поговорить о нравственности и ее границах, судьбе и попытке ее обхитрить, о том, что понятия морали и аморальности у каждого человека свои. Впрочем, в «Матч-пойнте» и «Сенсации» говорилось об этом же, только немного другим путем и с применением иных способов изложения сюжета. В «Кассандре» повествование томительно и монотонно, плавно стремящееся к не совсем логическому, шокирующему финалу. Однако проблема в том, что на сей раз у Вуди Аллена на два часа экранного времени не хватило ни драматизма, ни эксцентричных шуток, в данном фильме неожиданно исходящих от неуравновешенного героя Фаррелла, узнать в котором самого Алена, снова отсутствующего в кадре, задача не из легких. Но все-таки 72-летний Аллен в отличие от 83-летнего Сидни Люмета, чей фильм «Игры дьявола», вышедший у нас на полмесяца раньше и близко пересекающий идейную канву «Кассандры», ясности ума не теряет и хотя бы половину препятствий, лежащих на своем пути, умудряется обойти.

На данный момент Аллен в Барселоне, но впредь надолго оставаться на одном месте не намерен. Работа над «Вики Кристина Барселона» в одном из любимых европейских городов режиссера должна принести свои плоды, как в свое время принесли первые съемки в Лондоне. Впоследствии он собирается снять еще два фильма вдали от США. Поэтому у Вуди Аллена все лучшее и вправду впереди. Как и у его зрителей.

Антон Сазонов, для СМОТРИ НАСТОЯЩЕЕ!
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 50




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов