Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Птица с хрустальным оперением"

Купить "Птица с хрустальным оперением" можно за 250 руб.

Дом, который построил палач

Такова и по сей день участь Дарио Ардженто. Фон его дебюта кажется ныне невероятным — премьеры «Сатирикона», «Гибели богов», «Конформиста», «Забриски-пойнт», «Декамерона», «Следствия по делу гражданина вне всяких подозрений», «Диллинд-жер мертв», «Под знаком Скорпиона»… Среди шедевров итальянского кино — кто выделил тогда фильм «Птица с хрустальным оперением»? Виртуозность детективной интриги, эстетизированность изображения — тогда были нормой и условием жанра даже для средней продукции.

Были, однако, и странности. «Фирменный знак» итальянского кино — знаменитые персонажи городской гущи: горластые, неуемные, красочно-обаятельные. В «Птице…» они возникают словно по недосмотру и, по всей видимости, лишь чтобы выказать свою неуместность. Вот косматый чудак, художник Кастальди, демонстрирует герою не столько холсты, сколько кошек, за шкирку вылавливая каждую из вопящей стаи. В финале забавной, в духе «комедии по-итальянски», сцены выясняется, что избранник муз лакомится кошатинкой. Тень живодерни подкрашивает добродушную зарисовку, вызывая оторопь. Вот развинченной походкой заявляется к нашим сыщикам немногословный прохиндей с Римской улицы — и предлагает услуги. Вопреки эксцентричной видимости, знаток городского дна надежен как алмаз и по законам жанра должен добыть решающую улику, но здесь… гибнет стремительно и загадочно.

Островки жанровой «нормы» остро подчеркивают оригинальность компонентов, в целом предвещающих поэтику «зрелого Ардженто». Первое. Герой — не супермен, а молодой литератор с внешностью хрупкого интеллектуала. Второе. Аура изысканной культуры не только обволакивает здесь детективную интригу, но и формирует ее. Вместо привычно «растрепанных», засоренных пленительными случайностями кадров коловращения людской среды — строгие, даже днем пустоватые пространства геометризированных, напоминающих чертеж улиц — это Италия магических холстов Кирико. Кровавое таинство берет исток в галерее современного искусства — и словно рождено этим громадным, светящимся в ночи аквариумом, где светлые стерильные стены служат эффектным фоном для грубовато обтесанных массивов изваяний черепов и когтистых лап неведомых животных. Уликой становится примитивистская картина, где под льдистым серпиком зимнего месяца сплелись на снегу злыдень с ножиком и толстоногая крестьянская девушка в полосатых чулочках, а орудием убийства в финале — шипы абстрактной скульптуры, схожей с гигантской щеткой. «Вторая», рукотворная реальность, созданная искусством, властвует здесь над «первой», и даже «Птица с хрустальным оперением» залетела сюда не столько для разгадки тайн, сколько для того, чтобы лечь декоративным завитком новой загадки — дать повод к ослепительному названию. Мотив «бестелесности» убийцы усилен еще более жутко. Маньяк проницает любую среду — но и герой столь же необъяснимо-беспрепятственно движется к нему, незаметно и плавно соскальзывая в зону его обитания: как щепку, его сносит туда из милого теплого мира. Сойдя в сторонку с шумных римских улиц, минуя перекресток в полосках теней, наложенных на прогретый асфальт, поднявшись по каким-то ступенькам вдоль обшарпанных лестничных стен, он обнаруживает себя во мраке склепообразного помещения, где покорно скрючены, как сломанные игрушки, мертвый друг и связанная любимая, и видит: капкан защелкнут и за ним.

Неощутимое соскальзывание в бесповоротную орбиту ужасного — такое же «фирменное» открытие Ардженто, как «саспенс» Хичкока. Среда фильма поначалу кажется строго-целесообразной, но постепенно все более брезжит некоей «неверностью», готовая изогнуться в угоду маньяку, вывернуться кошмарной изнанкой — и без остатка всосать героя. Убийца словно источает смертоносную ауру, растекающуюся и по улицам Вечного города, и по пространству фильма. Вскоре скрепы лопнут, и «жанром», как всегда в авторском кино, станет сам режиссер. Странности дебюта, словно раскаляясь от фильма к фильму, ослепят вспышкой «кинематографа Ардженто».

Источник: Олег Ковалов. Журнал "СЕАНС". Дом, который построил палач.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 50




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов