Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Призраки Гойи"

Купить "Призраки Гойи" можно за 450 руб.

Милош Форман: режиссер в двух мирах

Последний фильм Милоша Формана «Призраки Гойи» ничего нового в наше
представление о режиссере не внес. Это хороший фильм: интересный
сценарий, хорошие актерские работы, смотреть не скучно;
никакой возрастной режиссерской расслабленности (а ведь Форману в
феврале исполнилось 75 лет). Можно, конечно, сказать, что для лидера
чешской «новой волны» и автора почти легендарного «Полета над гнездом
кукушки» этого мало. Можно поговорить об отсутствии собственного стиля.
Но, честно говоря, оригинальным стилистом был чешский режиссер Форман.
Став же режиссером американским, он (не сразу, правда) променял
индивидуальный стиль на возможность снимать фильмы на важные для него,
Формана, темы и при этом не застрять в гетто малобюджетного
«независимого» кино. Ему это удалось. Форман, единственный из мастеров
чехословацкой новой волны, покинувших родину после советской оккупации,
стал заметной фигурой в западной кинематографии. А ведь среди уехавших
были Кадар, Юрачек, Немец, Ясный – не последние фигуры в чешском кино
60-х годов. Был среди них друг и сценарист Формана И.Пассер, автор
замечательного «Интимного освещения». Снимает никакие фильмы: о Сталине,
недавно поучаствовал в создании шедшего у нас «Кочевника». Форман же –
единственный – не только остался в большом кино, но и пронес свою тему
через все восемь американских фильмов.
Впрочем, до Америки было детство сироты военных лет (мать и отчим
погибли в нацистских лагерях, биологический же отец Формана жил в
Аргентине; о его существовании режиссер узнал только в конце 60-х.
Кстати, сам Форман выжил случайно: мать скрывала от всех, что ее сын –
незаконнорожденный; настоящий отец Формана был евреем. Понятно, что если
бы о происхождении Милоша стало известно, его шансы на выживание в
оккупированной нацистами Чехии были бы невелики). Психологически
интересно, что, при такой биографии, Форман в своем творчестве ни разу
не коснулся – в отличии от большинства своих товарищей по новому
чешскому кино – материала войны, оккупации. С первого своего фильма – полудокументального «Конкурса» (1963) – Форман снимает фильм о жизни современной Чехии и, прежде всего о том, как нелегко в этой жизни быть молодым.
С первого же фильма Форман собрал вокруг себя постоянную группу:
сценарист Я.Папоушек, М.Ондржичек, актер В.Пухольт. Он вполне
сознательно выработал собственную манеру съемок: использование скрытой
камеры, полуимпровизационный стиль актерской игры, сочетание
актеров-профессионалов и типажей. Его стиль: сочетание документальной
достоверности с блестяще разработанными гротескными аттракционами
(знаменитый эпизод с потерянным обручальным кольцом в «Любовных
похождениях одной блондинки») выделялся даже на фоне поразительного
стилевого богатства чехословацкого кинематографа 60-х. Форман
быстро нашел свою тему: противостояние молодого человека косному социуму
и крах юношеских иллюзий. В «Черном Петре» (1964) и «Любовных
похождениях одной блондинки» (1965) –
это противостояние «мягкое», ирония фильмов уравновешена лиризмом. В
«Бале пожарных» (1967) вместо иронии – сарказм, вместо лирики – злость,
а в некоторых эпизодах вспоминается, что одним из кумиров нового
чешского кино был пражанин Кафка. (Вообще-то Форман – один из самых
рациональных мастеров чешского кино и кафкианство ему не свойственно,
как и прямая сатира: «Бал пожарных», скорее исключение).
1968 г., советская оккупация застают Формана в Париже. О событиях этого
времени и о первых годах жизни в США Форман увлекательно и забавно
рассказал в автобиографии «Круговорот». Некоторые его истории живо напоминают эмигрантские
рассказы Лимонова, тем более, что они жили в Нью-Йорке в одном отеле
(правда, в разные годы). Форман попытался быть бескомпромиссным и в 1971
снимает малобюджетные фильм «Отрыв», сохраняя верность и своей теме и
своему «чешскому» стилю. Эпизод, в котором «олдовый» хиппи учит
респектабельных представителей среднего класса курить «травку» (чтобы
они лучше понимали своих детей), относится к числу лучших аттракционов
Формана. «Отрыв» лет на 10-15 опередил фильмы американских «независимых»
(Джармуш и Ко). Он провалился в прокате (хотя и получил приз в Каннах).
А в 1975 году, с фильмом «Полет над гнездом кукушки», рождается
американский режиссер Форман. Крепко сколоченный сценарий, энергичный и
ясный язык традиционного американского кино, «звезда» (Д.Николсон) в
главной роли. И при этом формановская тема противостояния человека
социуму даже форсирована по сравнению с его чешскими фильмами. Правда,
герой стал постарше. Но в 1979 году, в музыкальном фильме о хиппи
«Волосы», вернутся и молодые герои-ноконформисты. Лучшим американским
фильмом Формана мне представляется «Рэгтайм» (1981), достаточно вольная
экранизация романа Э.Л.Доктороу. Парадоксально, но в этом самом
«американском» по материалу фильме Формана (одна из его тем –
формирование в начале ХХ века современной американской нации), фильме
неровном, построенном хуже, чем «Кукушка» или «Амадей», есть эпизоды,
поразительно сочетающие иронию, сентиментальность, гротеск, эпизоды
проникнутые странной меланхолией, эипзоды, заставляющие вспомнить о
Формане – звезде чешской новой волны.
В 1980-1990-ые годы Форман снимает костюмное кино и байопики. Он упорно
ведет свою тему, но теперь социуму противостоят не скромная чешская
работница и не американский маргинал, а великий композитор («Амадей»,
1984), издатель скандального журанала («Народ против Лари Флинта», 1996)
или модный комик («Человек на Луне», 1999). Материалу соответствует и
«большой стиль», освоенный Форманом: красивое кино опирающееся на
прекрасную работу операторов (тот же чешский соратник Формана
М.Ондржичек) и художников, на игру прекрасных актеров (Вуди Харрельсон,
Фарид Мюррей Абрахам, Джим Кэрри), но уже утерявшее легкость и юмор.
В 1989 году Форман единственный раз в жизни экранизировал классику и,
на материале романа де Лакло «Опасные связи» снял еще одну историю о
том, как рушатся иллюзии и надежды молодых («Вальмон», 1989).
Форман снимает редко, «Призраки Гойи» появились после 7-летнего
перерыва. При всей непохожести того, что сейчас делает Форман, на нынешние работы
его соратников по новой волне 60-х – Хитиловой и Менцеля, у них есть
общее: они достойно вошли в новые времена, но их главные достижения
остались в прошлом, в временах «бури инатиска», в шестидесятых. И, надо
сказать, «Маргаритки», «Поезда под пристальным наблюдением», «Любовные
похождения одной блондинки» и сейчас выглядят живее, острее,
оригинальнее, чем 99% новых фильмов.
А то, что Милошу Форману удалось прожить еще одну – и вполне успешную –
режиссерскую жизнь – заслуженный дар судьбы большому мастеру.

Леонид Цыткин для Смотри НаСтоящее!
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 53




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов