Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Тринадцать (2005)"

Купить "Тринадцать (2005)" можно за 250 руб.

13 – счастливое число


В Нью-Йорке начинается показ грузинско-французского триллера

Оказывается, мы виделись с ним в Берлине в 1993 году. Подросток Гела ходил с папой по фестивальным коридорам, не под ручку, конечно, а рядом. А я с его папой, грузинским режиссером и актером Темуром Баблуани, тогда довольно тесно общался, поскольку его картину «Солнце неспящих» показывали в конкурсной программе и я за нее очень болел как за отменное и умное кино. И вообще Темур – потрясающая и многоплановая личность. Фильм получил фестивальный приз, но после отъезда из Берлина мы с Темуром, так уж сложилось, уже не виделись.
И вот Нью-Йорк, офис прокатной фирмы Palm Pictures, встреча с тем самым подростком, теперь тоже режиссером, фильм которого «13» (Tzameti) с пятницы, 28 июля, начинает демонстрироваться в Нью-Йорке.
В пустынном местечке на берегу моря молодой строитель-поденщик Себастьен ремонтирует крышу жилого дома. Хозяин дома неожиданно умирает от сверхдозы наркотика, получив странное письмо, в котором ему вроде бы обещают кругленькую сумму. Себастьен завладевает письмом и решает занять место умершего. Он от-правляется на поиски денег и попадает в тайную резиденцию в чаще леса, где группа мужчин играет в смертельную игру на жизни других людей.

Гела Баблуани родился в Тбилиси. В смутное для Грузии время уехал за границу. В Париже начал изучать киноискусство. «13» (Tzameti) – его дебют в кинорежиссуре (сценарий написал он сам). На кинофестивале в Венеции фильм получил премию за лучшую первую картину, а в Санденсе — гран-при жюри за лучший иностранный фильм. Только что 26-летний Гела закончил вместе с отцом свой следующий фильм «Наследство» с участием Сильви Тесту, Станисласа Мерхара и Георгия Баблуани.

— Гела, мне понравилась ваша картина. Она держит внимание, остается в памяти. Откуда эта история смертельной игры?
— Я уехал из Грузии во Францию. Тогда я считал, что события, показанные в фильме, могли происходить только в Грузии. Насилие, жестокость, мизерная цена человеческой жизни. Прожив пару лет во Франции и поездив по миру, я понял, что ситуация везде в принципе похожая – во Франции, в России, в Америке.
— Почему именно «русская рулетка»?
— Мне хотелось показать героя очень наивного, невинного, который в столкновении в реальностью теряет наивность. Я решил закрутить все вокруг игры в «русскую рулетку». Ведь жизнь по своим главным параметрам – это соревнование. В этой игре участники зависят не только от себя, от своей удачи и судьбы, но и от удачи и судьбы других участников. Как, впрочем, и в жизни.
— Почему вы сделали фильм черно-белым?
— Мне все время задают этот вопрос! (смеется). Черно-белая гамма придает сюрреалистическое измерение. Я не знаю, как это объяснить, но цветовая строгость дает возможность сконцентрироваться на психологии и образах персонажей.
— В вашем фильме заняты актеры как французские, так и грузинские. Как шел кастинг? Как подбирались актеры, начиная с главного героя Себастьена, которого сыграл ваш брат Георгий? Почему именно он?
— Мне кажется, мой брат очень подходит на эту роль. В нем есть наивность. Но он может быть очень воинственным, агрессивным. И на этом контрасте можно было создавать образ человека, который приезжает в незнакомое место, не имея ни малейшего представления о том, что там происходит.
— Каков у Георгия артистический опыт?
— Это его дебют в кино. Он еще учится на театральных курсах в Париже.
— Ваш отец тоже играет в фильме, его сразу замечаешь, когда он появляется в гуще других людей. Пришлось уговаривать?
— Он мне сказал: «Это самый дурацкий опыт в моей жизни». На съемках, где отец пробыл всего четыре дня, он на меня критично поглядывал. Не мог сдерживаться и говорил мне, что вовсе не так надо снимать кино. Что это они все слоняются по площадке, говорил он, и у тебя совершенно ничего не происходит в кадре! И вообще, бросай ты это дело и возвращайся в юридический институт! Больше толку будет! (смеется).
— Какое значение для вас имеет цифра 13?
— Для меня это счастливое число. Когда я ставлю на эту цифру, мне это приносит удачу.
— Вы показывали фильм на разных фестивалях, в частности, в Венеции и Санденсе. Как публика в разных странах его воспринимает?
— Те, кому он нравится, говорят это мне открыто. Другие помалкивают. Не сочтите бахвальством, но для многих он становится сильным переживанием и даже откровением.
— Ваш герой Себастьен никак не может вырваться из заколдованного круга насилия. Насилие неостановимо. Это и есть ваше послание?
— У моего героя главный побудительный мотив таков. Он хочет материально помочь своей бедствующей семье. Наше общество стало программно индивидуалистичным, и поэтому я считаю очень важным предъявить героя, который фактически жертвует собой во благо других людей.
— Но есть еще один аспект – моральность. Читать чужие письма, что делает Себастьен, аморально.
— Я старался воздерживаться от морализаторских характеристик. Мне было важно просто рассказать историю, используя элементы реальности. Мораль? Ее каждый зритель извлечет из фильма самостоятельно, без подсказки. Мораль бывает многозначной, для одного человека морально одно, для другого – совершенно другое. Скажем, мой отец любит выпить. Кто-то его осуждает за это, а есть друзья, которые от него в восторге. Кто прав? Я сам, между прочим, капли в рот не беру.
— Вашу картину ставят в ряд работ, следующих традиции психологического саспенса таких режиссеров, как Альфред Хичкок, Роман Поланский, Вим Вендерс. Сами вы ощущаете чье-либо влияние?
— Мне трудно об этом говорить. В истории кино было много выдающихся мастеров. Я бы не хотел никого выделять. И потом – у меня особый взгляд. Я воспитывался в киношной среде, дневал и ночевал на студии, в ресторане Дома кино, я видел массу фильмов в незаконченном виде, в первой монтажной сборке, без диалогов и музыки. Согласитесь, это накладывает отпечаток на восприятие кино как искусства. В советское время грузинское кино было очень сильным, начиная с немого периода. Тогда умели изображением рассказывать интересные истории. Сегодня кино стало болтливым, но художественные качества от этого лишь страдают.
— Франция всегда была благоприятной территорией для грузинских деятелей культуры. Чем Франция подкупает грузинскую душу?
— Начиная с 18-го века грузинские интеллектуалы приезжают во Францию, чтобы изучать французский язык и культуру. Наши народы сближает врожденный артистизм, присущий и грузинам, и французам.

Беседу вел Олег СУЛЬКИН. Новое русское слово.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 60




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов