Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Бесконечность"

Купить "Бесконечность" можно за руб.

Завещание хуциевскому – то есть и нашему – веку
После «Бесконечности» (1992 г.) Марлен Хуциев, уже тогда считавшийся классиком советского кино, игровых фильмов не снимал (в 2000 году появился его короткий документальный фильм о Великой Отечественной войне). Но даже если 82-летний режиссер и снимет еще один (или не один – снимают же 90-летние Оливейра и Вавра) фильм, «Бесконечность» останется его завещанием, подведением итогов – не только творчеству Хуциева, но и хуциевскому – то есть и нашему – веку.Дело, конечно, не столько в экстраординарной длительности фильма (200 минут), но в его амбициозности, в попытке совместить рассказ о жизни «типичного советского шестидесятника» с размышлением о российском двадцатом веке. Естественно, фильм утратил легкость, изящество хуциевских шедевров 60-х годов («Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май»), он несколько громоздкий, иногда риторичный, неровный (при этом редко снимающий Хуциев демонстрирует в большинстве эпизодов высочайшее режиссерское мастерство: достаточно посмотреть как снят и смонтирован эпизод в скверике, где герою кажется (или не кажется?), что он умирает, чтобы понять: многим успешно снимающим сейчас в России кино людям еще рано называться режиссерами). Два мотива звучат, сложно взаимодействуя в фильме: бесконечность истории и ужасающая человека конечность его биологического существования. Главный герой приезжает из Москвы в город своей юности (или переносится туда в предсмертных видениях – некоторые эпизоды фильма допускают такую версию). И он оказывается в мире, где прошлое и настоящее сплелись в клубок; они сосуществуют соседних кадрах (где герой выходит из гостиницы летом 91 года и попадает в морозную зиму 50-х годов), одном кадре на заднем плане еще едет современный троллейбус, а на переднем – девушка, одетая по моде начала 20 века, провожает солдат на Первую Мировую). В этом городе герой видит себя, младенца, на руках матери и утешает себя, мальчишку, среди современных кварталов (сцена на кладбище, пародирующая Гамлета; постоянно встречающиеся герою люди с косами). Хуциев подводит итог – достаточно безрадостный – и жизни «среднего» человека и российскому двадцатому веку. И, конечно, «Бесконечность» - завершение «шестидесятнического» кинематографа, антология образов и мотивов хуциевских фильмов (иногда трактуемых Хуциевым вполне иронично, например, когда у героя прикуривает чуть ли не весь город).
Наконец, «Бесконечность» - последний шедевр российского кинематографического модернизма и единственная пара ему в российском кино – это «фильм итогов» другого «шестидесятника», А.Тарковского: «Зеркало» (между фильмами есть прямые переклички, думаю, сознательные). В конце жизни Фолкнер говорил, что все его писательское поколение потерпело неудачу и, значит, лучший из них – тот, кто потерпел неудачу, замахиваясь на большее, больше рискуя. Постсоветское российское кино также потерпело неудачу (не в том смысле, что не появились прекрасные фильмы и талантливые режиссеры; просто оно не стало культурным явлением – как новое чешское кино 60-х годов, или датская «Догма»). И, «Бесконечность», все-таки – не «Застава Ильича» и «Июльский дождь». Но величие замысла и мастерство исполнения таковы, что этот огромный сложный, неровный фильм сейчас представляется чуть ли не главным достижением российского кинематографа 90-х годов.

Леонид Цыткин для Смотри НаСтоящее!
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 79




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов