Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Алитет уходит в горы

Алитет уходит в горы
1949 - СССР

Режиссер:

На Чукотку прибывает первый советский корабль. Уполномоченный Камчатского ревкома Лось и этнограф Жуков направляются в стойбище Лорен — и через два месяца оказываются на побережье. Сплотив вокруг себя охотников-бедняков, герои вынуждают американца-скупщика Томсона и местного богатея Алитета покинуть стойбище.

Но за одним фильмом, предусмотренным сценарием, па экране шел другой, не запечатленный в сценарных диалогах и ситуациях фильм, сделанный Донским и Урусевским. И именно этот фильм представляет собой главную ценность и главное достижение талантливых художников.
Картина открывалась образом белого безмолвия. Нагромождение ледяных торосов, бескрайние белые поля, замерзший корабль, двое людей едут на нартах. И снова тундра, перечеркнутая дымами, бесконечные снега, солнце, наполовину затянутое морозным туманом, огромное, низкое, беспощадное, то самое беспощадное солнце, которое Урусевский покажет затем в «Неотправленном письме». След тюленя на снегу, за зверем крадется охотник. Человек и природа, человек в борьбе со стихией — так читался этот безмолвный пока фильм, эта интерлюдия к тому сюжету, который разворачивался в сценарии.
Упоминание о «Неотправленном письме» не случайно. В «Алитете» Урусевский дал его эскиз. Только операторское искусство было в этой картине более человечно, подчинено общему строю вещи, подчинено темпераменту, индивидуальности Донского. Драка человека с волком —они катаются по снегу в отчаянной схватке. Борьба старого вожака племени Алитета и молодого охотника. Обнаженные до пояса тела, искаженные в нечеловеческом усилии лица людей, столкнувшихся лбами, драка, снятая снизу, увиденная как бы глазами ребенка, который смотрит вверх, путаясь меж ногами врагов. И каменные, непроницаемые лица соплеменников, наблюдающих извечную картину борьбы — кто возьмет верх, тот и будет хозяином. Мучения голода. Молчаливая покорность чукчей, сидящих в своих продранных чумах. Готовность старого охотника уйти в «страну вечных людей», принять смерть, чтобы не быть лишним ртом, обременяющим семью. Удары барабана и бубна, которые должны сопровождать его смерть, скорбные лица женщин, вой собак. Контрастом в эту картину, рассказывающую о суровой жизни в стране вечного холода, о борьбе и торжестве человека над, грозной стихией, входило иное повествование — о борьбе Лося и его товарищей с Чарли и Алитетом. Л. Свердлин в роли Алитета дал в какойто степени парафраз образа японца из «Волочаевских дней». Но более примитивный, открыто хищный. Крадущаяся, настороженная звериная походка, мгновенно вспыхивающая ярость. Убедительно были сыграны роли чукчей М. Рыскуловым, К. Кожабековым, Н. Жантуриным, Г. Исмаиловой. К сожалению, и Б. Тенин в роли хозяина фактории американца Чарли, и А. Абрикосов, исполнявший Лося, и Ю. Леонидов в роли Фрэнка выпадали из стилистики фильма. И все же в фильме торжествовал поэтический взгляд на мир. Даже сцены остросюжетные, казалось бы, служебные, поднимались до поэтической метафоры. Таков эпизод поисков Лося, которого Алитет завел в гиблые места. Донской щедро цитирует здесь и самого себя и своих, кинематографических предшественников. Едут по косогору вниз лыжники, по диагонали пересекая экран, как в финале «Радуги». Бежит чукча огромными прыжками, опираясь на шест, будто только что выскочил он из «Аэрограда» Довженко. Но все эти цитаты сплавлены личным взглядом на мир, они вливаются в широкую, мажорную гамму возрождающегося к жизни мира. Снова солнце и тени на снегу. Весна — серебристая вода, подернутая рябью, молодой олененок рядом с матерью — оленихой, крики чаек над утесами. Эти пантеистические мотивы всегда были сильны у Донского. Здесь они особенно важны. Герои фильма — человек и природа в их борьбе и в их единстве. В финале картины начинается, к сожалению, спешная сюжетная скороговорка. Чарли и Фрэнк удирают в Америку. За ними бежит Алитет, кричат «Алитет хочет Мерика». Его не берут. В злобном отчаянии он «уходит в горы». Прибывает советский корабль, и зрителю подробно показывают, что именно привезли — вельботы, парты, медикаменты, моторы. Кинематограф образный превращается здесь в перечислительно-иллюстративный. И всетаки Донской и Урусевский опять возвращаются к истинному искусству в последнем, самом заключительном кадре фильма, дав образ сурового и прекрасного северного моря.
Ю. Ханютин. urusevskiy.narod.ru

Рецензии на фильм
Алитет уходит в горы

2
#

wh0cd159631 albuterol fluoxetine triamterene cafergot medication indocin generic avana

8 июн 2017 Charlespreno

#

wh0cd159631 generic for celebrex

24 авг 2017 Charlespreno

Оставить рецензию Алитет уходит в горы

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 20




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Алитет уходит в горы» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов