Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Лурджа Магданы

Лурджа Магданы
1955 - СССР

Режиссер: ,

«Лурджа Магданы» — экранизация популярного в Грузии рассказа писательницы Экатерине Габашвили. В своих произведениях, написанных в последней четверти прошлого столетия и в первые десятилетия нашего века, она изображает бесправную и трудную жизнь грузинского крестьянства. Особое место в творчестве замечательной писательницы занимает цикл рассказов для детей, среди которых «Лурджа Магданы» — один самых читаемых и любимых. Действие рассказа и фильма происходит на рубеже веков 19 и 20, в деревне неподалеку от Тифлиса, куда вдова Магдана каждое утро относит глиняные банки со свежим мацони, чтобы прокормить троих детей — двенадцатилетнюю Софо, шестилетнего Михо и трехлетнюю Като.
Однажды дети нашли на дороге близ деревни издыхающего осла, которого хозяин, богатый торговец углем Митуа, бросил помирать, считая, что его уже не поднять, отпоили, выходили, дали кличку «Лурджа» («синеглазый»), как только ослик, придя в себя, открыл свои большие ласковые глаза.
Ослик обнаружил благородный и добрый нрав, сделался настоящим помощником и кормильцем этой бедной семьи. Магдана уже не сама носила тяжелую ношу в город, а нагружала банками со свежим мацони Лурджу и налегке рядом с ним отправлялась в путь. Ослик стал реальным источником счастья, надежды, радости для нее и ее детей.
Однако эта счастливая, безмятежная, почти идиллическая жизнь длилась недолго. Несчастье разразилось внезапно: на базаре нагруженные углем ослы купца Митуа помчались навстречу Лурдже, сбили с ног. Разбились банки с мацони... Митуа увидел Лурджу, узнал в нем осла, брошенного им на дороге, проверил клеймо, удостоверился в том, что Лурджа и есть брошенным им на сельской дороге издыхающий ослик, и немедленно предъявил на него свои права. Вдова пыталась воспротивиться этому жестокому насилию: ведь ее дети в самом деле спасли скотине жизнь. Но Митуа подал в суд, подкупил судью и вернул себе осла. А Магдане и ее детям слало еще тяжелее и печальнее, чем до появления Лурджи, потому что они навсегда потеряли своего неожиданно обретенного длинноухого друга.
«Лурджа Магданы» — простая история, по-настоящему трогательная, чувствительная. В простоте — главный секрет успеха картины. Молодые режиссеры отважно отказались почти от всех «выигрышных» и привычных «живописных» возможностей. Они взяли камерную драму, где героями были простые деревенские жители, и показали ее просто, даже бесхитростно, не пытались усилить ее драматизм. И, как любил говорить Жан Ренуар, выиграли там, где по всем расчетам должны были проиграть.

Приз МКФ в Канне—56 (конкурс короткометражных фильмов) за лучший художественный фильм; Почетный диплом МКФ в Эдинбурге—56.
(КиМ. Латавра Дуларидзе)

Рецензии на фильм
Лурджа Магданы

1
#
Небольшая история, частный сюжет, простой жизненный случай, как и у других сверстников Абуладзе и Чхеидзе, легли в основу их фильма
Председателем экзаменационной комиссии, принимавшей дипломную работу Тенгиза Абуладзе, был А. П. Довженко. С этого дня началась их дружба, которая стала еще более крепкой после выхода в свет картины "Лурджа Магданы", поставленной Абуладзе вместе с Резо Чхеидзе, тоже выпускником ВГИКа.

До "Лурджи Магданы" Абуладзе и Чхеидзе сделали на Тбилисской студии два документальных цветных киноочерка: "Наш дворец" — о тбилисском Дворце пионеров и "Государственный ансамбль народного танца Грузии" — об ансамбле Н. Рамишвили и И. Сухишвили. Очерки прошли на союзном и даже на зарубежном экранах, но вспоминать о них Абуладзе не любит. Почему? Наверное, потому, что они, пусть и очень профессиональные, были традиционны, повторяли и прежние сюжеты на сходные темы, и прежнюю их красивость.

В "Лурдже Магданы" ("Грузия-фильм") — своей первой художественной картине — Абуладзе и Чхеидзе обратились к прошлому своей родной Грузии. Но не живописный "великий Моурави", не романтический Арсен, не гордые воины — потомки витязя в тигровой шкуре привлекли их внимание, а вдова-крестьянка, не знающая, как прокормить троих детей, деревенские ребятишки, старики из нищего грузинского селения. И не могучие крепости в горах, не грозные замки феодалов, а лачуги бедняков, глиняные кринки с мацони, жалкая крестьянская утварь. Небольшая история, частный сюжет, простой жизненный случай, как и у других сверстников Абуладзе и Чхеидзе, легли в основу их фильма.[...]

Купец Митуа, человек злой и грубый, бросил на дороге издыхающего осла. Так и погибло бы несчастное животное, если бы не нашли его Михо и Като, дети Магданы. Они уговорили мать взять ослика к себе, выходили, назвали Лурджей и полюбили его всем детским сердцем. А когда он выздоровел, окреп и стал Магдане помощником, осла опознал старый хозяин. Через суд вернул он себе "собственность, присвоенную вдовой Сесиашвили".

Если рассматривать этот сюжет только со стороны самого непосредственного его содержания, можно ясно увидеть, как старая классическая тема борьбы обездоленных, униженных с притеснителями толкуется в откровенно камерном, нарочито бытовом плане. [...]

Брошенный ослик, надежды, которые возлагает пожилая женщина на своего Лурджу, неправедный суд — все это было показано как очень важное, значительное, простое, как сама жизнь.

Воскрешая деревенский быт, молодые режиссеры были точны и не скупились на подробности местного колорита. Усталый вол медленно тянул повозку, звучала крестьянская песня за кадром, горшки с кислым молоком в подвешенной корзине поднимались на балкон прямо к даме-покупательнице. Торговки, расположившиеся со своей снедью на тротуаре, маленькие дворики, сутолока и шум южного базара, где и закусывают, и пробуют молодое вино, и покупают чувяки, — все это любовно и детально показано режиссерами.

Но существовало в их картине и нечто иное, более емкое, чем локальный этот сюжет и добротная фактура быта. "Лурджа Магданы" — фильм поэтический. Он рассказывает о любви, привязанности, бескорыстии, о светлом чувстве единения, которое в качестве единственного своего преимущества могут противопоставить сильным мира слабые и обиженные. [...]

[...] Рассказ об ослике и приютивших его бедняках обретал второй — лирический план, потому что режиссеры стремились проникнуть в глубь сюжета, сумели это сделать и поняли, что и в скромной истории о подобранном на дороге ослике можно задуматься о благородных и вечных человеческих началах — страдании, жалости, материнстве. Вот почему так трогательно, не сентиментально, а именно трогательно показана была детская привязанность к больному, умирающему животному, привязанность и покровительство, которое ощутить особенно важно тому, кто сам слаб и беспомощен. И в радости маленьких Михо и Като, видящих, что Лурджа поправляется, становится резвым и гладким, раскрывалось их доброе сердце и щедрая душа. Раскрывались, может быть, ярче, чем в слишком прямолинейном (впрочем, режиссерски очень талантливом) финале, где все село провожало Магдану из суда, говоря: "Не падай духом, мы с тобой". [...]

ЗОРКАЯ Н. Тенгиз Абуладзе // Молодые режиссеры советского кино. [Сб.] Л., 1962.

4 июн 2008

Оставить рецензию Лурджа Магданы

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 61




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Лурджа Магданы» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов