Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Американская История Икс

American History X
Американская История Икс
1998 - США

Режиссер:

Лидер местной банды скинхэдов Дерек Виньярд прочно удерживает авторитет в своем районе. Убежденный в своей правоте, он беспощадно расправляется с теми, кто имеет не белый цвет кожи. Независимость и смелость Дерека вызывают восхищение у его младшего брата Дэнни, который уже тоже сделал свой выбор. Но зверское убийство двух чернокожих парней, совершенное Дереком, разделяет дороги братьев: Дерек оказывается в тюрьме, где существует свой расклад сил, а Дэнни на свободе успешно продолжает дело брата. До тех пор, пока их пути не пересеклись вновь...

Рецензии на фильм
Американская История Икс

3
#
Американская история Икс (О "неправильном" антифашизме)

Фильм Тони Кея “Американская история Икс” (1998) известен по всему миру и пользуется большой популярностью. Актер Эдвард Нортон даже был выдвинут на премию Оскар за лучшую мужскую роль. Фильм этот интересует нас не только сам по себе, но и с точки зрения того, как некоторые антифашисты понимают фашизм и к чему это может привести. В антифашистской среде было множество дискуссий по поводу “Американской истории Икс”.

Некоторые считают, что фильм отличный со всех точек зрения, другие отрицают художественные достоинства, признавая политические, третьи наоборот, но мало кто остался равнодушным. Меня же фильм привел в возмущение. Попытаюсь объяснить, почему.

Позволю себе небольшой трюк. Как вы думаете, в каком издании могла появиться следующая рецензия:

Фильм несомненно интересный. Конечно, это Голливуд, но в ряду совершенно тупейших фильмов про скинхэдов он явно выделяется – в лучшую сторону. Ситуация получилась знакомая по “Списку Шиндлера”, “Спасению Райана” – хотели сказать одно, а на экране-то вышло другое.

Внимание! далее в статье раскрывается сюжет фильма!

Суть фильма можно определить как разочарование в идеях под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств. Главный герой фильма Дерек Виньярд – главарь местной организации скинхэдов в одном американском городке – человек несомненно убежденный в правоте своих взглядов – попадает в тюрьму за убийство двух черных, попытавшихся залезть в его машину. Попав в тюрьму и просидев там полсрока, он замечает довольно дружественные отношения местной группировки белых с цветными, не выдержав подобного лицемерия, он разрывает со своими, за что и был довольно жестоко наказан. Ненароком в это время к нему заходит его бывший учитель истории из школы – черный. И вот этот учитель берется помочь Дереку… Помог. После выхода из тюрьмы человека как подменили – сказалась “черная” педагогика. Оказывается, что и младший брат пошел по его стопам, став скинхэдом. Дереку приходится рассказать брату историю своего исправления от расистских взглядов. Брат на удивление быстро проникся – хватило, наверное, часов трех. Можно сказать, хэппи-энд, зло в лице лидера неонацистов наказано, семья Виньярдов воссоединилась, однако финал меняет акценты, и довольно существенно – младшего брата убивает в школе негритенок. За то, что косо посмотрел. Дереку только и остается, что порыдать над трупом своего безвинно убитого брата.

Мораль, к которой нас старательно подталкивают создатели, очевидна – во всем виноваты “расистские заблуждения” Дерека, не будь их, не потянулась бы цепочка, приведшая к смерти брата. Стараются господа пропагандисты. Только зря – думающий человек отчетливо увидит реальное положение вещей а факты очень вопиющие…

Прошу прошения у читателей за возможно излишнюю обширность цитаты, однако мне было необходимо для соблюдения “чистоты эксперимента”. Издание это – журнал правой сцены “Отвертка”, “the voice of Blood and Honour”, как они себя рекомендуют. Российские бритоголовые расисты не одиноки в своем мнении: по всему миру кинотеатры, в которых демонстрируется “Американская история Икс”, зачастую переполнены наци-скинами. Смотревшие фильм, думается, согласятся с тем, что такая его интерпретация имеет право на существование. Действительно, после просмотра остается такое ощущение, что фильм был снят самими нацистами для собственной рекламы. Будем надеяться, что это не так, однако многое заставляет заподозрить создателей фильма если не в злонамеренности, то во всяком случае в подслеповатости и непонимании проблемы.

В погоне за натурализмом и ложной объективностью авторы нарушают искомое равновесие: фильм перегружен нацистской символикой, прямой и косвенной агитацией, не имеющей никакого противовеса. Во всех более или менее мелких стычках неизменно побеждают белые, при этом в более крупных столкновениях “победа” остается за их “противниками”. Так в самом начале фильма Дэнни – младший брат главного героя – без труда отбивает белого парня от напавших на него (трое на одного!) “черных хулиганов”; в баскетбольном матче, в зависимости от результата которого спортивная площадка будет отдана белым или черным, побеждают белые; учитель, еврей по национальности, который пришел в гости к матери Дерека, удаляется посрамленный, не в силах хоть как-то постоять за себя и должным образом ответить на его хамски откровенный антисемитизм. Таким образом, на стороне “белых” – живая сила и ум, но они не могут противостоять хитрому и совершенно не мотивированному злу “черных”. Конечно, ни о чем таком в фильме напрямую не говорится, но, ка заметил рецензент из “Отвертки”, “думающий человек отчетливо увидит реальное положение вещей а факты очень вопиющие”. Действительно, отец Дерека и Дэнни гибнет по вине “черных”, а самого Дэнни убивают они же, при чем еще и за хорошее дело – за то, что днем раньше он заступился за приятеля. Единственное же, что должно было бы воодушевить антифашиста, – это перерождение главного героя, которое происходит с ним в тюрьме. Надо отметить, что в пересказе “Отвертки” сюжет несколько искажен. Дерек работает в паре с чернокожим парнем – они сортируют белье. Работа скучная – поневоле разговоришься, хотя сначала Дерек отвечает общительному напарнику презрительным молчанием. Затем между Дереком и другими нацистами происходит конфликт на идеологической почве, однако не потому, что Дерек перестал быть нацистом, а потому, что они, по его мнению, проявили беспринципность. Разругавшись со “своими” и пройдя через страшное унижение, Дерек остается в изоляции, между двумя враждующими лагерями. В такой ситуации ему уже не до соблюдения чистоты взглядов, и он постепенно сходится со своим напарником. Эта дружба, а также тот факт, что чернокожего человека осудили на 6 лет за кражу телевизора, а его, Дерека, за убийство двух человек – всего на три года, заставляет нашего героя задуматься и измениться.
Казалось бы, все прекрасно: Дерек выходит из тюрьмы и так же легко перевоспитывает своего младшего брата. Но слишком уж легко это происходит. Станиславский сказал бы: “Не верю”. Перерождение это фальшиво и неправдоподобно. Не то, чтобы оно было невозможно в реальности. Нет, просто показано это нам совершенно вяло и неубедительно, особенно по сравнению с яркими, детальными картинами нацистского быта и психологизмом и аналитизмом в той части картины, где показано становление нацистских идей героев. Удивительно: самое важное в идеологическом плане место оказывается самым слабым в плане художественном. А самое сильное место в фильме, когда ужас, а кое-кого и восхищение, пробирает до костей, – это сцена, в которой Дерек зверским образом убивает двух чернокожих. Он уже слышит сирены полицейских машин, но не бежит, не прячется, а, гордый собой, встает во весь рост, с голым торсом, весь в нацистских татуировках, растянув, как Иисус Христос, руки, переполненный чувством своей правоты и внутренней силы. Честное слово, момент на столько сильный, что начинаешь невольно сочувствовать главному герою. Представляется что даже не самому убежденному нацисту после просмотра этой сцены захочется пойти и с чувством, с толком, с расстановкой замочить кого-нибудь из своих врагов. И это антифашистский фильм?..

В хорошо написанной книге или в хорошо снятом фильме читатель/зритель, как правило, отождествляет себя с главным персонажем, даже если реально для этого нет оснований. Просто в пространстве художественного произведения мы не вольны выбирать, чьими глазами смотреть на мир. Если описывается жизнь какого-то определенного человека, то мы бессознательно будем сочувствовать ему и воспринимать окружающих его людей так, как это делает он. Разумеется, это вовсе не универсальное правило, но мне кажется, что оно применимо к этому фильму. Во всяком случае, слишком многие нацисты относятся к нему с одобрением. Хороший сценарист или режиссер, задавшись целью снять антифашистский фильм, мог бы показать сложный процесс постепенного сомнения в собственной правоте, , затем понимания правоты своих противников, мучительного прозрения и перевоспитания человеческой души. На то они и хорошие режиссеры и сценаристы. Создателей “Американской истории Икс” трудно обвинить в отсутствии таланта, казалось бы, они должны знать, как делается хорошее кино. Почему же получилось то, что получилось? Хочется верить, что фильм был снят с антифашистскими целями, поэтому остается одно: сценаристу Дэвиду Мак Кенна и режиссеру Тони Кею не хватило не таланта, а четкости позиции и понимания того, о чем они снимают фильм. Выдвигать сейчас какие-то определения фашизма было бы крайне самоуверенно, но, как мне кажется, разговор об этом фильме выводит нас на одну очень важную проблему: чтo не есть фашизм, но чтo принято иногда ему ошибочно приписывать. Эта тема заслуживает отдельной статьи, поэтому прошу прощения за возможную конспективность изложения.

Антифашистов очень часто обвиняют в отсутствии “позитивной линии”. При чем почему-то чаще всего – философствующие модники из альтернативной тусовки, оторванные от реальной жизни. Однажды мне даже привелось услышать предложение изобрести некую антифашистскую религию, отвечающую запросам мистически настроенного обывателя. Но где начинается мистика, кончается разум, а “сон разума рождает чудовищ”. То, что у антифашистов нет “позитивной программы” – неправда. Конечно, в самом слове заключается отрицание, а не утверждение, но отрицание это направлено на фашизм, посягающий на самые основные человеческие ценности. Именно они и есть ценности антифашиста, и первой из них является свобода, без которой невозможны ни домашний уют, ни уверенность в завтрашнем дне – то, из-за чего люди, по распространенному мнению, тянутся к тоталитарным партиям. Действительно, зачастую фашизм привлекает людей именно надеждой на спокойствие, которого они не имеют, но ведет фашизм лишь к войне и страданиям. Обещание разрешения всех проблем и установления порядка – лишь демагогия, приманка, да еще удобная лазейка для тех, кто не желает признавать, что на самом деле в стройные ряды фашистов их тянет ненависть и страх перед всем чужим. Есть еще один миф – о братстве, о чувстве локтя, привлекающих подростков в таких организациях, как, например, РНЕ. С июня 1999 года существует организация под названием “демократическое Молодежное единство”, все члены которой когда-то состояли в РНЕ или других подобных ей организациях. Их целью стала психологическая и социальная помощь тем, кто недавно порвал с фашистской идеологией и движением. Так вот, все они в один голос заявляют, что в таких движениях и речи нет не только о дружбе и братстве, но и о организованном досуге: в подростках лишь разжигают ненависть к “врагу” и используют из в качестве бесплатной рабочей силы.

Итак, на самом деле объединяющими фашистов чувствами являются страх и ненависть. Это важно помнить, если берешься за массовую пропаганду. Нельзя приписывать им то, что они сами используют в качестве подлой приманки. Нельзя изображать их такими, какими они не являются на самом деле, но какими сами пытаются изобразить себя.

ТумБалалайка №14, январь-март 2000. В.П. Лопухова-Кирсанова.

29 ноя 2007

#

12 янв 2019 Гость

#

12 янв 2019 Гость

Оставить рецензию Американская История Икс

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 53




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Американская История Икс» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов