Уважаемые друзья! Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов. С уважением, администрация INOEKINO.ru
Сорок первый

Режиссер: Григорий Наумович Чухрай
Этот фильм открыл миру имя одного из выдающихся деятелей современного кинематографа - кинорежиссера Григория Чухрая. По белым пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, а пока они, один на один, остаются в пространстве песка, неба, моря и сложных сильных чувств...
Фильм получил специальный приз МКФ в Каннах.
Это была вторая экранизация повести Лавренева. Фильм «Сорок первый» режиссера Протазанова был выпущен еще в 1927 году.
Работа оператора С. Урусевского заслуживает специального исследования, мы же о ней скажем в связи с поднятой темой. Надо заметить при этом, что крупный мастер работал под руководством молодого режиссера с полным доверием к нему и с полной творческой отдачей, что свойственно только истинному художнику. В формировании стиля картины работа Урусевского сыграла решающую роль. Не будет преувеличением сказать, что в картине крылатое искусство оператора несет идею к ее цели. Правда, высказывались мнения, что пейзажей много и что поэтому картина затянута. Но что является мерилом того, много или мало, кроме самой идеи и стиля произведения? Достоевский легко обходился без пейзажа, Тургенев не мог без него шагу ступить. С. Фрейдлих
"Сорок первый" Григория Чухрая открыл для всего мира новое советское кино, очнувшееся после смерти Сталина. Четыре года назад на Сочинском фестивале можно было видеть потрясающую сцену, когда французский историк кино Ален Бийон в прямом смысле слова встал на колени перед Чухраем, вспомнив, что именно "Сорок первый" обратил его в кинематографическую веру. Очевидно, без этого фильма не было бы ни калатозовских "Журавлей", ни "Баллады о солдате", не было бы вообще "оттепельного" кинематографа. Не было бы и галлюциногенного "Бега" Александра Алова и Владимира Наумова (1970), завершившего маньеристский период послесталинского кино. Только так, преодолевая сопротивление всей государственной машины, безумно и отважно, можно было рвать с прошлым. В позднем сталинском кинематографе были строго-настрого табуированы две вещи: непосредственность чувств и формальные изыски. "Сорок первый" дарил зрителям и то и другое: изысканная, почти маньеристская камера Сергея Урусевского идеально совпадала с историей, написанной в 1920-х Борисом Лавреневым — о том, как на безлюдном острове в Аральском море оказались и полюбили друг друга красная снайперша Марютка и белогвардейский поручик Говоруха-Отрок. Интеллигент, белогвардеец — и лирический герой? Само по себе это уже было скандалом. Гражданская война как человеческая трагедия, а не манихейское противостояние добра и зла — невообразимо! Прибавьте к этому, что Изольда Извицкая, кажется, первой из советских актрис после Юлии Солнцевой в "Земле" Довженко (1930) обнажилась на экране, продемонстрировав свой утонченный, совсем не рабоче-крестьянский абрис, и вы поймете, какой бомбой стал фильм. Отдельный сюжет — реакция на него в западной критике. Фильм, как казалось тогда, несправедливо "ставили в ряд", а как понятно теперь, совершенно обоснованно сравнивали с актуальными тогда мотивами мирового кино: экзистенциальная дуэль любовников, отрезанных от внешнего мира, модная экзотическая атмосфера острова. В мировом кино 1950-х самые душераздирающие драмы разыгрывались как раз на берегу моря, а намокшие платья актрис выгодно подчеркивали их прелести. Возможно, что финал "Сорок первого", когда при приближении белогвардейцев Марютка стреляет в своего ненаглядного, был снят под впечатлением знаменитого вестерна Кинга Видора (King Vidor) "Дуэль на солнце" (Duel in the Sun) (1946), где в такой же смертельной схватке сходились Дженнифер Джонс (Jennifer Jones) и Грегори Пек (Gregory Peck). Увы, современный кинематограф растерял эпическое обаяние былых лет. Михаил Трофименков.
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Изольда Извицкая
Николай Крючков
Олег Стриженов
Каталог
жанры / теги
- Зарубежные х/ф 3987
- Драма 1551
- Отечественное кино 1284
- Артхаус - Авторское кино 949
- Комедия 882
- Мелодрама 641
- Французское кино 570
- Классика Голливуда 491
- Триллер 387
- Балет и танец 378
- Исторические фильмы 361
- Музыкальные фильмы 348
- Приключенческие фильмы 329
- Оперы и классическая музыка 313
- Английское кино 291
- Биографические фильмы 272
- Документальные фильмы 270
- Итальянские фильмы 240
- Военные фильмы 233
- Новое российское кино 217
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 7
Зарегистрированных: 0
Гостей: 7
Последние рецензии:
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость
очень грустно
11 янв 2011 Гость