Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Возвращение (2003)

R: The Return
Возвращение (2003)
2003 - Россия

Режиссер:

Через двенадцать лет после разлуки в семью возвращается отец. Старший Андрей рад, но смущен. Младший Иван не рад вовсе. Отец, тем не менее, берет сыновей в поход, чтобы навсегда утвердиться в своем возвращении...

Едва будучи показано, «Возвращение» стало главной изюминкой фестиваля. Знаменитый критик Туллио Кезич в «Коррьере делла сера» пропел настоящий панегирик картине Звягинцева и заявил: невозможно, мол, представить, чтобы она уехала из Венеции без призов. В «Репубблике» — восторги не меньше, а фильм назван главным кандидатом на «Золотого льва», подробно рассказывается о сенсационном русском дебютанте. Дебора Янг в газете американского кинобизнеса «Вэрайети» тоже дает очень высокую оценку фильму. Почти все отзывы ведущих иностранных журналистов из Германии, Греции, Франции полны энтузиазма. Картину Звягинцева сравнивали с дебютом Романа Поланского «Нож в воде» и дебютом Андрея Тарковского «Иваново детство». С последним — особенно, учитывая, что именно этот фильм принес России первого венецианского «Золотого льва» сорок лет назад. На сей раз успех был удвоен: «Возвращение» удостоилось сразу двух «Золотых львов». Что же привлекло избалованную фестивальную публику, авторитетное жюри и мировую прессу к русской картине? Рассказанная в ней история предельно проста и, кажется, могла бы произойти в любое время, в любой стране. Очередная вариация на модную тему сезона — на вечную тему «отец и сын». Психологические конфликты, противостояние характеров, обид и амбиций — вот, собственно, и все. Нет, конечно, не все так просто. Внимательный зритель обратит внимание на то, что в день приезда отца мальчики открывают иллюстрацию к Библии: «Авраам приносит в жертву Исаака». Действие фильма происходит в течение «библейских» семи дней творения — от воскресенья до субботы. Сыновья впервые видят отца спящим — словно мертвым, и в этой сцене, а также в финале фильма он выглядит, как мертвый Христос со знаменитого полотна Андреа Мантеньи. Когда эти кадры появились на венецианском экране, в зале зашелестело восхищенное: «Мантенья!» Когда же отец везет сыновей в лодке на таинственный остров, то выглядит, как Харон-перевозчик, трудящийся на загробных реках. И вообще всем своим грубовато-немногословным поведением напоминает гостя с того света. Можно продолжать мифологические параллели, а можно вполне обойтись без них, просто получая удовольствие от фильма как безупречно сделанного психотриллера. Напряжение растет в нем от кадра к кадру и достигает апогея в эпизодах, где ничего не происходит, просто колышется трава или шумят деревья. Мистическую атмосферу фильма поддерживают великолепная музыка и операторская работа. И лишний раз поражаешься тому, что почти все создатели «Возвращения» — дебютанты или делают первые-вторые шаги в кино. В Венеции все в один голос твердили, что «Возвращение» — лучший фильм «Мостры» и если что-то способно помешать ему получить приз, так только национальная гордость итальянцев. Все-таки фестиваль юбилейный, 60-й, жюри возглавляет классик национальной комедии Марио Моничелли, а в конкурсе честь Италии защищает «Доброе утро, ночь» — фильм другого классика, Марко Беллоккио, на важную политическую тему. Но то ли классики не поделили славу, то ли магия «Возвращения» оказалась непреодолима, а «Золотой лев» достался именно ему. Беллоккио, которому присудили только утешительный приз, в ярости покинул фестиваль. Мало того, другое независимое международное жюри вручило Андрею Звягинцеву еще одного «Золотого льва» — за лучший дебют. Это был уже вызов — вызов маститым режиссерам-конкурсантам, вызов итальянскому культурному истеблишменту. Какую роль сыграл в этом приглашенный два года назад руководить Венецианским фестивалем «варяг» Мориц де Хадельн? С точки зрения дипломатии, ему было выгоднее наградить ветерана Беллоккио, а не какого-то русского дебютанта. Тем не менее еще на предварявшей фестиваль пресс-конференции господин де Хадельн выделил фильм Звягинцева из всей программы и призвал впредь следить за этим обещающим автором. Итальянская пресса, хотя сама она только что превозносила до небес достоинства «Возвращения», теперь оплакивала поражение Беллоккио. «Россия победила Италию в Венеции» — таков лейтмотив газетных заголовков. Жюри вменяли в вину ни много ни мало то, что оно проигнорировало фильм, который мог бы содействовать сплочению нации. Директору фестиваля и членам жюри пришлось объясняться. Ассумпта Серна, культовая актриса Альмодовара, заявила, что как только жюри увидело «Возвращение», ни у кого не было сомнения, что это — «Золотой лев». И решение было принято единогласно. Андрей Плахов.

Венеция-2003: лучший дебют - Андрей Звягинцев; Золотой лев - Андрей Звягинцев; приз им. Луиджи Де Лаурентиса - Андрей Звягинцев, Дмитрий Лесневский; SIGNIS Award - Андрей Звягинцев; приз им. Серджио Трасатти - Андрей Звягинцев. Сезар-2004: лучший иностранный фильм - Андрей Звягинцев (номинация). European Film Award-2003: Европейское открытие года - Андрей Звягинцев. Золотой глобус-2004: лучший иноязычный фильм (номинация) Ника-2004: лучший оператор - Михаил Кричман; лучший фильм,лучший режиссер - Андрей Звягинцев (номинация); открытие года - Андрей Звягинцев (номинация). Русская гильдия критиков-2003: лучший оператор - Михаил Кричман; лучший дебют - Андрей Звягинцев; лучший фильм. Тессалоники-2003: ФИПРЕССИ - Андрей Звягинцев.

Рецензии на фильм
Возвращение (2003)

26
#
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО ОТЦА

Мировое кинообщество в шоке: московский актер, 39-летний Андрей Звягинцев, чье имя еще вчера лишь было известно сокурсникам по школе-студии МХАТа и коллегам, дебютировал фильмом «Возвращение», получившим главный приз Венецианского фестиваля 2003 — «Золотой лев». Фильм выдвинут на «Оскара» как лучший иностранный фильм. Честь открытия новой звезды принадлежит компании REN FILM, которая заслуженно разделит со Звягинцевым финансовый успех и мировую известность, вместе со сценаристами Владимиром Моисеенко, Александром Новотовским и всей съемочной группой. Сам режиссер затруднился объяснить этот феномен, но сказал, что в перспективе ему виделись Канны. Так или иначе, он признал, что такое событие случается раз в жизни.

Отвечая на вопросы журналиста Алексея Карахана, Звягинцев не сделал ни малейшей попытки объяснить некоторые туманные места в фильме, заявив, что каждый зритель волен выдвигать свою версию, и в задачу режиссера не входит помогать ему. Очевидного влияния на него Тарковского он отрицать не стал, заметив, тем не менее, что не является ни имитатором, ни подражателем. На всякий случай Звягинцев предостерег от попыток рассматривать его работу как страшную сказку со счастливым концом или бытовой фильм с социальной задачей. Но как раз это-то оказалось труднее всего. Потому что зритель (в данном случае я), многие годы воспитанный на черно-белом реализме советского кино, обязательно начнет раскладывать по полочкам, допытываться, отчего да почему. А этого делать нельзя, потому что пропадет, рассеется аура фильма, сотканная из мельчайших частиц, будь то жест, слово, пауза или взгляд. По этому поводу режиссер высказался тоже вполне определенно: если чего-то в фильме нет, то значит, этого и не должно быть.

Фильм многослоен. Ухватив некую истину и выдав ее за окончательную, рискуешь попасть в глупое положение. Автор намеренно сбивает зрителя с толку, предлагая ходы, которые на поверку оказываются тупиковыми. Например, всех интересовало, что было в таинственной коробке. Карахан тоже не удержался от этого вопроса, и получил исчерпывающий ответ: «Это — секрет. Да это, собственно, и неважно. Это содержит некую тайну». Оказывается, не одна я такая нудная. Уже легче. Во всяком случае ясно, что детектива не будет. А что будет? Конфликт отцов и детей? Но на этот счет у режиссера уже припасено заявление, что это не только личная драма отца и сына, а нечто более глубокое. Только вот что? Нет, видимо, пересказа фабулы не избежать, иначе зритель не пойдет.

Итак, вернемся к отцам и детям как к наиболее вероятной версии. Вариант первый: в семью, после долгого отсутствия вернулся отец (Константин Лавроненко). Предположительно из ГУЛАГа. Его появление вполне соответствует сцене репинской картины «Не ждали». В семье воцаряется гнетущая напряженная атмосфера, которая не отпускает зрителя до самого конца. Жена не рада мужу, теща — зятю, дети — отцу. Отец начинает сходу воспитывать сыновей методами, усвоенными им в местах отдаленных, наверстывая упущенное за 12 лет, чем сразу отталкивает их, особенно строптивого и непокорного младшего — Ивана. (Иван Добронравов).

Нет, тут что-то не стыкуется: после лагеря, да не в постель к молодой жене, а наутро, забрав сыновей, пуститься в непонятную поездку неизвестно зачем, неизвестно куда. Во всяком случае, не на рыбалку, как было обещано сыновьям.

Вариант второй: отец бросил семью давно, когда дети были совсем маленькие. Они знают отца по старой фотографии и никак не могут привыкнуть называть этого чужого мужчину «папой». Вопрос «откуда он взялся» они задают друг другу, матери и, наконец, отцу. Возмутителем спокойствия является Иван. Согласно этому варианту мать (Наталья Вдовина), не в силах сладить с двумя неуправляемыми мальчишками, воззвала к бывшему мужу, и он откликнулся, решив совместить какие-то свои важные дела с наглядным уроком мужского воспитания. И добился: раздора между братьями, которых ранее связывала дружба, и открытой ненависти младшего. В пользу этого варианта говорят откровенно мужские взгляды, которыми отец провожает встречных женщин и его нескрываемое безразличие к мальчикам. Старший, Андрей (Владимир Гарин) — более мягкий и сговорчивый, «ведомый» в этом тандеме, принимает сторону отца и его жесткую руку, младший — характер сильный и независимый — бунтует. Оба изнежены и избалованы женской домашней опекой. Таким образом, сценарий «нормальные дети — деспот отец» разваливается, как карточный домик. Чего, собственно, добивается от них отец? Да того же, что и любой родитель: чтобы возвращались ко времени, держали данное слово, не ныли и не капризничали, завтракали и обедали со всеми вместе, а не когда захочется, словом, чтоб слушались старших. Другое дело, как он этого добивается. Команды сыплются, как горох из мешка, оплеухи тоже. Планы отца меняются на ходу, он не считает нужным ставить об этом в известность сыновей. Обещанная рыбалка заменяется опасным путешествием на утлой лодке под проливным дождем на дикий необитаемый остров с заброшенным маяком, где братья пытаются рыбачить, а отец тайком откапывает таинственный сундук и извлекает из него черный ящик (см. выше). На острове отношения между отцом и Иваном доходят до открытой вражды. Иван подбивает брата забраться на полусгнивший, изъеденный ржавчиной корабль, там они чувствуют себя в безопасности. Встревоженный отсутствием сыновей отец лезет следом и требует, чтобы они немедленно спустились. Иван угрожает отцу, что он прыгнет вниз. Отец, в панике, находит единственно возможные в этой ситуации человеческие слова. Эти слова оказываются последними в его жизни: под ним подламывается опора и он срывается с высоты.

Братья в растерянности стоят над телом мертвого отца. Одни на необитаемом острове, затерянном в водном просторе. Такая вот робинзонада. Под проливным дождем, измученные, голодные, мокрые. За одно мгновение повзрослевшие. Это — эпицентр фильма. Что они будут делать, как поступят? Поместив своих героев в экстремальную ситуацию, режиссер испытывает их на прочность. По сути, фильм — это философская модель бытия, разбитая на 7 дней-эпизодов — по числу дней творения. Или, если хотите — на семь периодов человеческой жизни. Эти периоды проходят перед нами в финале в виде черно-белых фотографий семейного альбома: от раннего детства до последних дней — братья взяли с собой фотоаппарат.

Не спрашивайте, как они выберутся… Они выживут. Их спасут воля к жизни и жестокие уроки отца.

Катарсисом фильма стал истошный вопль братьев: «Па-па-па», «Па-па-па»!!! У меня даже мурашки пошли по спине — показалось, что отец жив. Оказалось, что лодка, где они оставили труп, пока загружали и заводили машину, влекомая приливом, ушла в море. В этот момент братья осиротели по-настоящему. Слова, которые отец кувалдой выбивал из них при жизни, он добровольно получил после смерти. Тогда-то и произошло его настоящее возвращение.

Вывод суров: жизнь — жестокая штука. Выживают сильнейшие — как по теории Дарвина. И готовить ребенка к тому, что его может ждать, надо с пеленок. Не понадобится — его счастье, но он должен иметь запас прочности в своем жизненном рюкзаке. Это, так сказать, педагогическое резюме. Но есть еще и морально-этическое. Тут ключевую роль играет Иван по прозвищу «Мелкий». Эту роль талантливо играет Иван Добронравов, которому по виду лет 12. Этот подросток с проницательным недетским взглядом и тяжелой челюстью — настоящая находка режиссера. У Ивана своя беда: на нем клеймо, он «трус и козел», он отверженный и в мальчишеском сообществе его не признают. Все мальчишки прыгают в воду со старого маяка, он один — боится. Только мама может его понять и защитить. А тут этот… отец. Да кто он такой, чтобы им командовать? Откуда взялся? Отец ли он вообще?

В смерти отца, пусть невольно, виноват он, Иван. Стоя на палубе старого корабля, в то время как отец пытается открыть захлопнутый им люк, он шепчет заклинания: «Ты можешь это сделать» — то есть, прыгнуть в воду. И тем реабилитировать себя. Но не успел. Или не смог? В хоккей играют настоящие мужчины. Трус не играет в хоккей. Не случайно прозвище ему — «Мелкий». Не Малый, не Меньшой, а — Мелкий.

Жизнь многосложна, многоцветна, многогранна. Нет в ней хорошего-плохого, черно-белого. Звягинцев и оператор Михаил Кричман доказали это на практике.

В фильме всё время присутствует вода, создавая определённый фон. Океанские просторы. Пруды. Почти все время идет дождь. Начинается фильм с подводных съемок, где сквозь зеленоватую толщу воды явственно видны очертания затонувшей лодки. Впечатляющее начало.

О трагической судьбе Владимира Гарина, замечательно сыгравшего Андрея, я не могу говорить без спазм в горле. Вскоре после окончания съемок он утонул в том самом пруду, на котором велись съемки.

Вода забрала его.

Белла ЕЗЕРСКАЯ (Нью-Йорк) «ДРУГАЯ РОССИЯ» В ЛИНКОЛЬН-ЦЕНТРЕ.
Журнал Вестник OnLine. Номер 1(338) 07 января 2004 г.

30 янв 2008

#

плачу и пишу смотрю уже раз пятнадцатый просто потрясающе поймёт только тот кто сам рос без отца можно многое принимать или нет но это настоящая щкола жизни спасибо андрею всем актёрам этот фильм надо смотреть каждому поколению мой лучший фильм спасибо

25 авг 2012 Гость галина

#

У меня тоже двое пацанов и разница такая же как в фильме.

И ЭТО НАШ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ СО СТАРШИМ СЫНОМ!!!!
Сказать "спасибо Звягинцеву за сей шедевр" - это ничего не сказать!

12 ноя 2012 Гость

#

фильм меня не удивил ,нового ни чего не увидел !

22 ноя 2012 человек

#

Фильм очень понравился...правдо концовка обрывистая.Но зато заставляет заадуматься...Большое спасибо Андрею!

2 фев 2013 Гость

#

Лучший фильм из всех просмотренных

24 янв 2015 Гость

#

Самое сильное впечатление после первого просмотра - колея на песке уходящая в озеро. Не знаю был ли это сознательный ход режиссера. Колея навеки связывающая озеро и удаляющийся джип - отца и детей. Все что мы делаем остается следом в наших детях как хорошее так и дурное. В этом плане фильм гениален.

6 фев 2015 Гость

#

Казино Вулкан Бесплатно
Игровые Автоматы Бесплатно
Рейтинг Казино Онлайн
https://casino-vulkans.online/
https://casino-vulkans.online/slot/
https://casino-vulkans.online/rating/
https://casino-vulkans.online/karta.html

21 фев 2018 CASINO VULKAN

#

Великий фильм. Я первый раз в Британии посмотрел.Вся Европа оценила,а у нас даже в прокате толком не был.

14 авг 2008 Гость

#

Очень нужный фильм. Оставил отпечаток, я думала...

9 ноя 2008 Гость

#

Достойный.

9 дек 2008 Гость

#

Фильм супер!!!Очень впечатлил.Смотрится на одном дыхании.

9 дек 2008 Гость

#

Фильм шикарный.Но после просмотра,не понятное чувство безвыходности.

9 дек 2008 Я

#

Великий Фильм. Таких чувств мне еще не приходилось испытывать!

6 мар 2009 Михаил

#

Ни у кого не возникло ощущение, что была проведена очень четкая параллель с работами Кастанеды?

18 июл 2009 Юрий

#

Вовку Гарина жалко...

31 июл 2009 Сергей

#

Сильно зацепил...

7 авг 2009 Гость

#

Фильм визуально очень красивый. Операторская работа на очень высоком уровне.

22 сен 2009 Гость

#

А какая окуратность)))) ни чего лишнего)

9 окт 2009 6ратко

#

потрясающий фильм. спасибо Звягинцеву. С отцом стал иначе вести себя.

13 янв 2011 Гость

#

Андрей, спасибо тебе за твои фильмы. Потрясающие!!! Учат оставатьсья настоящим отцом и мужчиной.

15 фев 2011 Гость

#

Фильм произвел сильное впечатление

30 мар 2011 Гость

#

Смотрела фильм на одном дыхании, потом всю ночь не могла заснуть. Какой фильм!!!!!!!!!!!!!!

30 май 2011 Катерина

#

Ну,несмотря на "львов" и прочее - я такому папе своих детей бы не доверила. Прежде, чем учить надо постараться хотя бы не калечить детскую психику. По-настоящему ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ отношение к детям можно увидеть в небезызвестном фильме "Поп".

1 июн 2011 Гость

#

Магия! Была настроена против фильма и режиссера. Но фильм увлёк. Странный. Фестивальный в хорошем смысле слова.

12 июл 2011 Людмила

#

Шедевр. Забыть невозможно

30 окт 2011 Зоя

Оставить рецензию Возвращение (2003)

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 53




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
350 руб.
Купить «Возвращение (2003)» на DVD можно за 350 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов