Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Пять препятствий

De Fem Benspaend
Пять препятствий
2003 - Бельгия , Дания , Франция , Швеция

Режиссер: ,

Ларс фон Триер ворвался в мир документального кино. Вместе с ним вызов традиционному документальному кино и обычным способам кинопроизводства бросил ветеран датского документального кино Йорген Лет. Эти режиссеры решили обнажить самую суть кинопроизводства. Добраться до его фундаментальных элементов, дойти до полного упрощения изображения и звука.
В 1967 году Йорген Лет снял двенадцатиминутный короткометражный фильм "Совершенный человек" /Perfekte menneske, Det/ (1967), документ о поведении человека, охватывающий все наиболее важные темы, пронизывающие все творчество Йоргена Лета. Триер восхищается этим фильмом, по его утверждению, он смотрел его более 20 раз. В 2000 году Ларс фон Триер предложил Йоргену Лету снять вместе пять римейков этого фильма, причем каждый раз Триер ставил перед ним препятствия, заставляя Лета переосмысливать сюжет и характеры персонажей фильма, снятого в 1967 году.
Притворяясь наивным антропологом, Лет пытается преодолевать хитроумные препятствия, воздвигаемые перед ним хитрым и коварным Триером. Пять раз Лету приходилось подчиняться приказам Триера, преодолевать вводимые им ограничения и запреты. Это - игра с хитроумными ловушками и скользкими поворотами. Этот завораживающий, небывалый фильм о кинематографисте является не только возвращением к одному из самых первых фильмов Лета, но и его переосмысленным воссозданием. "Пять препятствий" - это исследование процесса кинопроизводства и захватывающее путешествие к его коренной сути.
ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ:
Препятствие #1. Совершенный человек: Куба Лет должен снимать фильм на Кубе, где раньше он никогда не бывал; не использовать декорации; монтировать только планы, состоящие не более чем из 12 кадров (полсекунды); и ответить на вопросы, которые сам же поставил в фильме-оригинале. Результат неровен, но интересен, а Даниель Эрнандес Родригес изображает харизматического популярного кубинского актера. Лет успешно использует 12-кадровое ограничение: он соединяет короткие планы и трансфокаторные наезды в быстром монтаже, а также - в некоторых эпизодах - монтирует короткие кусочки, явно взятые из одного и того же плана, или идентичные изображения, снятые при разном освещении.
Препятствие #2. Совершенный человек: Бомбей
Здесь фон Триер пытается уменьшить расстояние между Летом и темой "Совершенного человека", настояв, чтобы Лет провел съемки в самом бедном, по его мнению, месте, избежав изображения нищеты; чтобы Лет сам сыграл совершенного человека, и чтобы в фильме было сцена пиршества. Лет поедает изысканные кушанья перед толпой очень бедных местных жителей, - что в другом контексте звучало как оскорбление или было грубой сатирой, - здесь является блестящим противоречивым образом.
Препятствие #3. Совершенный человек: Брюссель
Лет поставлен перед самым большим препятствием - снять фильм без ограничений. Результат проникнут атмосферой блестящего изощренного триллера с многочисленными сверкающими машинами и шикарными богатыми персонажами, но в нем меньше обаяния, чем в других версиях.
Препятствие #4. Совершенный человек: мультипликация
Лету дано здание снять мультипликацию - оба режиссера заявляют, что ненавидят этот вид кинематографа. Фильм снят на студии Flat Black Films (Остин, штат Техас) и представляет собой поразительный образец компьютерной анимации, в которую включены сцены из ряда других фильмов Лета, обработанные с помощью метода ротоскопии.
Препятствие #5. Совершенный человек: Аведер, Дания
В этом эпизоде Лет не будет режиссером - его заменит фон Триер, но тем не менее в титрах Лет будет указан как режиссер (возможно, это реверанс в сторону правила "Догмы", согласно которому режиссеры на должны указываться в титрах); роль Лета заключается в том, что он читает закадровый текст, написанный фон Триером. В фильме использованы кадры, которые Лет уже снял для документальной картины, а голос Лета описывает, что, по его мнению, ему скажет фон Триер; поскольку сценарий писал сам фон Триер, это описание может быть довольно точным. Или неточным. Это позволяет фон Триеру признать свое поражение и выразить уважение Юргену Лету. Результат вряд ли тянет на то, чтобы быть самостоятельной короткометражкой за пределами этого документального фильма, но тем не менее является прекрасным эпилогом проекта

Рецензии на фильм
Пять препятствий

2
#
(Грехо)падение


Беседу с Йоргеном Летом ведет Петр Шепотинник


Петр Шепотинник. Многие сейчас бьются в догадках, как определить жанр фильма «Пять препятствий». Это автопортрет Йоргена Лета, портрет Лета кисти фон Триера или нечто среднее?

Йорген Лет. Это мой портрет, написанный Ларсом фон Триером. Все начиналось с дискуссии между нами, с поединка индивидуальностей, с диалога о творчестве. А потом — в процессе — ему захотелось сделать мой портрет. Я просто не сразу об этом догадался. Но это-то и хорошо.


Петр Шепотинник. Все-таки диалог или поединок?

Йорген Лет. Скорее все-таки сражение, поединок. При этом надо учесть, что мы с Ларсом с уважением относимся к работе друг друга. Ларсу нравятся некоторые мои фильмы, я тоже уважаю его как режиссера, видел все его картины. Мы познакомились много лет назад, я тогда преподавал в киношколе, а он был учеником. С тех пор я следил за его карьерой. Он нередко говорил, что непосредственное влияние на него оказали я и Дрейер. Так что у нас были предпосылки к совместному творчеству. Как-то раз за обедом он мне сделал предложение снимать фильм вместе. Я сразу же согласился, почему бы, собственно, нет — это могло бы быть интересно. Для себя я сразу решил, что буду пассивной, воспринимающей стороной. На что он ответил: «Подождите, я что-нибудь придумаю». «Хорошо, я подожду», — ответил я.

Петр Шепотинник. Как вы почувствовали себя в положении человека, которым кто-то руководит, который постоянно подвергается провокациям?

Йорген Лет. Психологически это очень интересно. Некоторые говорят, что фон Триер садист. Тогда я в этой ситуации мазохист. Но я сознательно шел на то, чтобы принимать его оскорбления. При этом понимал, что вовсе не собираюсь подчиняться полностью. Да, я буду соблюдать правила игры, мне вообще нравится играть по правилам. Я спокойно принял исходные условия — инициатива в его руках, а я лишь реагирую. У меня никогда не было потребности сделать все иначе — нападать на него, перехватить инициативу. Иногда у меня голова кружилась от тех ударов, которые наносил Ларс. Я думал: «Что я, собственно, делаю? Ведь он говорит, что ему нравятся мои фильмы, и он же пытается их полностью деконструировать. Какой во всем этом смысл?» Иногда было трудно. Но именно из-за трудностей и стоит заниматься искусством. Мне кажется, очень важно, чтобы перед художником вставали сложные задачи, чтобы он не повторял то, что ему легче всего дается.

Петр Шепотинник. Вам приходилось порой идти на уловки, на обман, чтобы обойти эти «препятствия»?

Йорген Лет. Мне не хотелось обманывать Ларса, и он это знал. Каждое его условие я принимал всерьез. Я не искал легких решений, а пытался найти такие эстетические стратегии, которые бы удовлетворили и меня самого. В фильме мы обсуждаем одну из моих лент, ту, которую я снял в Бомбее. Фон Триеру показалось, что, возможно, я ушел слишком далеко от того, что он от меня хотел. Но тогда я с ним не согласился, поскольку нашел, с моей точки зрения, вполне адекватный и элегантный ответ на его требование сократить дистанцию между мной и окружающим миром. По-моему, я выбрал тогда эстетически безупречное решение. И все-таки он не согласился, и поэтому я отказался возвращаться в Бомбей. Это был единственный раз, когда я отказался от его предложения. Мне казалось, что если я сниму бомбейский фрагмент еще раз, это повредит фильму. Но в конце концов мы и из этого положения вышли, потому что Ларс придумал для меня худшее из возможных наказаний — дал мне абсолютную свободу. К тому времени я уже был готов к его атаками, был готов реагировать на те препятствия, которые он ставил на моем пути. Так что мне стало очень не по себе, когда все препятствия исчезли и я остался один на один с собой. Я подумал. «Как это ужасно, ведь теперь мне самому придется придумывать фильм». Я впал в депрессию, но нашел выход. Ларс снова дал мне шанс сделать что-то совершенно новое. В данном случае он предложил вспомнить нечто дорогое для меня, создать вымышленный персонаж, детектива, окруженного тайной, поддерживающего эротическую связь с таинственной женщиной. Мне это понравилось.


Петр Шепотинник. А вы можете себе представить эти фильмы, инсталлированные в «Пять препятствий», так сказать, в свободном полете, без Ларса фон Триера, его провокаций и комментариев? Вне контекста? Без предварительного обсуждения с фон Триером?

Йорген Лет. Нет. Они бы никогда не были сделаны. Я благодарен Ларсу за то, что он ставил передо мной такие сложные задачи. В противном случае я бы никогда все это не снял. Он заставил меня обновить мой собственный киноязык, не только преодолевая те препятствия, что он создавал, но и изобретая для себя новые способы повествования. Так что я благодарен ему за то, что он меня вынудил все это сделать, за его настойчивость и уверенность в том, что я смогу решить проблемы конструктивно, творчески.

Петр Шепотинник. А что означают ваши слова о том, что вам необходимо изолировать предмет или человека от окружающего мира, прежде чем поместить их в свой фильм, начать работать с ними?

Йорген Лет. Мне всегда нравилось наблюдать за людьми и предметами изолированно, как антропологу, вырывать предметы из их окружения. Такие вещи я постоянно проделываю. То же самое я сделал в своем раннем фильме «Совершенный человек». Мне нравится работать в некоей лаборатории, где нет реальности, а есть только люди, за которыми я наблюдаю. Мне иной раз кажется, что я режиссер-антрополог, который пытается изолировать жизнь, вырвать ее из контекста, из пространства, из мира и изучать ее как данность, равную самой себе. Изучать поведение человека.

Петр Шепотинник. А когда метод создания выставляется напоказ да еще и обсуждается, вы не чувствуете себя голым перед зрителем?

Йорген Лет. Мне это нравится. Я уже не впервые так делаю. Мне нравится показывать зрителю процесс съемок. С охотой демонстрирую свои методы, приглашая публику соучаствовать в творческом процессе. Я предпочитаю обнажать и сам творческий процесс, и в каком-то смысле даже себя самого. Мне нравится показывать точку отсчета. Иногда я снимаю картины, которые называю «блокнотами». Мне нравится, когда фильм оказывается близок самому понятию «заметки». В «Пяти препятствиях» сам процесс работы и есть драматургия. Это чудесно, что не только авторы, но и зрители могут воспринимать процесс работы над фильмом как драму. Я испытываю от этого большое удовольствие.

Петр Шепотинник. Финал «Пяти препятствий» — эпизод под названием «Так падает человек»: в конце его вы падаете — в буквальном смысле слова. Нет ли здесь намека на ваше «грехопадение»? На то, что вы поддались диктату другого режиссера? Кто автор этой фразы, Ларс или вы, и что она для вас значит?

Йорген Лет. Не знаю насчет «грехопадения», но я как режиссер несу ответственность за финал, да и Ларс хотел, чтобы было именно так. Это и есть пятое препятствие. Он хотел подвести итог работы. Он попросил, чтобы все лавры принадлежали мне в этой поистине дьявольской игре, которую он со мной затеял. Все получилось очень трогательно. Думаю, для Ларса тоже манипулирование чужим творчеством, вообще другим — своего рода стриптиз. Он попросил монтажера проиллюстрировать текст. Вот я в конце и падаю, ведь в тексте сказано: «Так падает человек».

Петр Шепотинник. Стал ли этот фильм для вас толчком к чему-то новому в творчестве?

Йорген Лет. Я всегда пытаюсь сделать что-то новое, ставить перед собой сложные задачи, работать над чем-то таким, что будоражит мое воображение. «Пять препятствий» открыли для меня новые сферы. Например, мне бы никогда и в голову не пришло снимать мультфильмы. А теперь я думаю, может быть, и не стоит так решительно их отвергать. Я бы с удовольствием развил брюссельский сюжет - «Четвертое препятствие». Да, безусловно, участие в этой игре стало сильным толчком к возникновению самых разных новых идей.

Венеция, 2003
(2007 Искусство Кино)

13 фев 2007

#

Хорошая иллюстрация такого абстрактного понятия как "деконструкция". Смотрится с удовольствием

11 май 2009 Потемкин Александр

Оставить рецензию Пять препятствий

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 26




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
200 руб.
Купить «Пять препятствий» на DVD можно за 200 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов