Покаяние

Monanieba / Confession / Repentance
Покаяние
1987 - СССР

Режиссер:

Завершающий фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние".
Структура картины чрезвычайно сложна. Действие фильма начинается в настоящем времени: Кети, украшая торт кремовыми церквушками, узнает о смерти Аравидзе. Когда она рассматривает в газете его фотографии, камера уходит в ее внутренний мир, где Кети наблюдает за похоронами Аравидзе, затем — ночью — извлекает из-под земли его труп и переживает свой арест. Причины ее поступка объясняются во время судебного процесса, который и ведет к конфликту между Абелем и Торнике. Когда Абель бросает труп Аравидзе в обрыв, отказав ему в вечном покое, камера возвращается к Кети, умиленно склонившейся над тортом. Круг кадра обращен в будущее, где ничего не случится и где не будет выхода из прошлого, о котором будет сказано во втором круге и обратном кадре. В действительности же неоднократного извлечения из могилы усопшего не было. Варлам в покое. Торнике не мучает совесть за семейные грехи. Никто не каятся. Кети не мстит. Царит прощение. Готовится торт.
«Каждая дорога ведет к церкви, к Богу, и он — последний судья». — говорит старуха. Этой христианской идеей завершается фильм. Молчание и пассивность Кети отрицаются и подтверждаются одновременно. Месть находит прибежище в страхе.
Второй круг описывает прошлое. Кети делит это прошлое с сидящими в зале суда. Обратные кадры — ее детство, родители, их арест (по указу Варлама) — в двойном отдалении воображаемого повествования. Здесь она — пассивная жертва.
В этих обратных кадрах воспоминаний о прошлом — часть общей истории, известной каждому в зале. Аресты, очереди в пунктах приема посылок, ожидание новостей, разыскивание родного почерка на срубах лесов. Эта часть коллективной памяти о прошлом вполне узнаваема русским зрителем. Однако воображаемые действия Кети сами по себе уникальны. Там происходит признание Абеля священнику, который укрывает от него в своем подвале живописные полотна Сандро, отца маленькой Кети.
Это только там Абель смотрит на себя в зеркало и видит два лица. Он разбивает зеркало, а за ним сидит Варлам. Варлам — представитель Бога. Зеркало скрывает истину и отражает раздвоенное состояние Абеля.
«Покаяние» — картина вне времени, без жесткого указания на тридцатые годы. Образ Варлама Аравидзе объединяет в себе чаплинского «Диктатора», Муcсолини, Гитлера, Сталина и Берии. Действующие лица перекрывают три поколения: Аравидзе — отец, Абель — сын и Торнике — сын Абеля. У Абеля, как у народа, нет матери.
У народа, как и у Абеля, есть Сталин.
Кети Баратели не имеет связи с прошлым: ее родители — Нино и художник Сандро погибли по прихоти Варлама Аравидзе. У нее, никогда не имеющей детей, нет и будущего. Абель же имеет сына, который лишит себя жизни. Будущего нет ни для жертв, ни для угнетателей. Ни в настоящем, ни в будущем. В этом кроется глубокий пессимизм картины «Покаяние».
Юстиция, охраняющая систему, не оберегает невиновного Сандро. А в процессе Кети судья открыто играет с кубиком Рубика. Если неверно работает система, то человеку любая мера ответственности велика. На этом фоне звучит объяснение Абеля: Варлам ничего дурного не сделал — время было такое. Торнике отрицает такой взгляд. Он просит прощения у Кети, берет на себя вину своих предков — и, взяв на себя последний грех, лишает себя жизни.
Главный приз фильму ВКФ-87 в Тбилиси; Специальный Гран-при жюри МКФ в Канне-87, а также премия ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри; Специальный приз жюри и приз за лучшую мужскую роль (А.Махарадзе) МКФ в Чикаго-87; Приз «Иеста Бордсена» МКФ в Хаугесунде-87 (Норвегия); Ленинская премия (1988, за фильм); Призы Киноакадемии «Ника-87»: лучшему игровому фильму, режиссеру (Т.Абуладзе), художнику (Г.Микеладзе), сценаристам (Н.Джанелидзе, Т.Абуладзе, Р.Квеселава), оператору (М.Агранович), актеру (А.Махарадзе).

«Покаяние» Тенгиза Абуладзе — глобальные последствия скромного судебного разбирательства по делу одной эксцентрической особы, дочери художника, каждую ночь выкапывавшей труп недавно почившего достойного члена общества, в недалеком прошлом — мудрого руководителя, любимого вождя и лучшего друга всех оперных певцов. Любопытно, что фильм, являющийся главным эпиграфом к последовавшей перестройке, к судебному разбирательству как таковому относится более чем скептически. Это скорее пародия на буржуазное судопроизводство со всеми необходимыми атрибутами: взбудораженными адвокатами, потряхивающими кисточками на шапочках, туповатым судьей в мантии и парике, уморительными прениями сторон. Истинный приговор по делу кровавого тирана Варлама Аравидзе выносит сначала его внук (покончив с собой), а потом — его сын (выкопав и выбросив труп отца на свалку). Не в обычном суде решать такие дела. Перед запоздалым раскаянием и отчаянием целой страны юриспруденция опять оказалась бессильна. Лилия Шитенбург.

Рецензии на фильм
Покаяние

9
#
О фильме "Покаяние"
Борьба за легализацию Покаяния начинается сразу после Пятого съезда — по стечению обстоятельств. Оказавшись в командировке в Тбилиси, Андрей Плахов, имеющий некие смутные представления о "тайной" антисталинистской картине Тенгиза Абуладзе, просит Резо Чхеидзе, режиссера и директора "Грузия-фильм", организовать просмотр. Уже известно о неприятном разговоре, состоявшемся между Михаилом Горбачевым и Эдуардом Шеварднадзе по поводу фильма, а потому принимаются все возможные меры предосторожности. Тем не менее, картину смотрит не меньше двадцати зрителей, что чревато новыми неприятностями.

Фильм, самим фактом своего появления свидетельствовавший о неотвратимо приближающейся гибели Империи, до 1985 г. тщательно скрывался от столичных цензоров. Производство фильма, который вскоре прогремит под именем Покаяние, вряд ли было возможным без личного патроната Шеварднадзе, в ту пору первого секретаря грузинского ЦК. Он поддерживал фильм с самого начала, после прочтения синопсиса, и фактически выступил тайным продюсером картины. Желая оградить будущий фильм от вмешательства центральных парторганов, Шеварднадзе нашел единственно возможный способ выпустить картину, минуя Москву: Покаяние снималось по заказу грузинского телевидения и им же финансировалось. Это избавило авторов от необходимости утверждать сценарий в Москве, союзный кинокомитет лишь уведомили о том, что Абуладзе приступает к съемкам нового фильма.

Съемочная группа отправилась в четырехмесячную экспедицию в Батуми, откуда вернулась фактически ни с чем — забракованный по вине проявочной лаборатории материал превысил пять тысяч метров. К тому же фильм лишился одного из главных актеров — Гега Кобахидзе, игравший Торнике, внука Варлама, был арестован за участие в захвате самолета в батумском аэропорту. По Тбилиси распространился слух, что съемки остановлены грузинским КГБ. Но 31 января 1984 г., в день своего шестидесятилетия, Абуладзе получил телеграмму от Шеварднадзе с пожеланием успешного завершения работы.

В марте, после того как был найден новый актер на роль Торнике (Мераб Нинидзе), съемки возобновили. Фильм снят фактически за пять месяцев и в декабре 1984 г. показан на "Грузия-фильме" республиканскому ЦК. В картину предложили внести всего две несущественных поправки. Тем не менее, чтобы сохранить авторский вариант Покаяния, Сосо Цискаришвили, друг Абуладзе, тайно сделал копию на видео. Республиканский телерадиокомитет и Госкино Грузии приняли картину в конце декабря 1984 г., в середине мая 1985 г. планировалось устроить премьеру на грузинском ТВ. Однако премьера, как и представление фильма в союзные Гостелерадио и Госкино, не состоялась — накануне по Тбилиси странным образом разошлись видеокопии с единственной кассеты, которая хранилась дома у Абуладзе. Это дало повод республиканскому КГБ напрямую довести информацию о Покаянии до Горбачева.

В Москву фильм попадет в 1986 г. После того как вернувшийся из Тбилиси Плахов расскажет Элему Климову о нелегальном просмотре Покаяния, Чхеидзе тайно привезет копию фильма в столицу.

Именно Покаянию будет суждена роль величественного финала эпохи советского кино. С его именем и под его знаменем откроется первая страница новейшей истории.

МЕДВЕДЕВ М. 17.05.1986 В Тбилиси, на киностудии "Грузия-фильм", состоялся первый тайный просмотр "Покаяния" // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.

4 июн 2008

#
О фильме "Покаяние" - 2

Покаяние (1984), тайно доставленное в Москву, вызывает в секретариате СК эффект разорвавшейся бомбы. Элем Климов называет легализацию картины "политическим делом" и берет на себя хождение по высоким инстанциям. 5 сентября он встречается с Александром Яковлевым и передает ему две видеокассеты с фильмом. Яковлев считает, что выпуск Покаяния на экран чреват кардинальными переменами для политического климата в стране, однако в течение нескольких месяцев именно он будет помогать Климову и Тенгизу Абуладзе.

9 сентября Абуладзе принят Борисом Ельциным, уже ставшим первым секретарем московского горкома. С этой встречи начинается череда многочисленных партаппаратовских заседаний, на которых вопрос о выпуске Покаяния на экран обсуждается, но не решается. Тем не менее 26 сентября Госкино СССР уведомляет грузинский кинокомитет о готовности принять картину после внесения поправок и выпустить ее на общесоюзный экран. 23 октября союзный кинокомитет выдает Покаянию разрешительное удостоверение, что позволяет сделать премьерные показы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Подавляющее большинство зрителей готовы расценить сам факт легального показа картины как свидетельство необратимости объявленных реформ. Грузинская пресса посвящает фильму развернутые статьи и рецензии, публикует восторженные зрительские отклики, сообщения о Покаянии появляются в крупных западных газетах. Центральные советские издания скромно помалкивают — первое упоминание о фильме появится лишь в ноябре, накануне премьеры в ЦДК.

В ЦК по-прежнему не решаются выпускать Покаяние. Очередное совещание в верхах состоится 4 ноября, после того как в московском Доме кино пройдет уже несколько общественных показов, а директор западноберлинского МКФ выразит желание показать фильм в конкурсе 1987 г. На следующий день Абуладзе снова посетит ЦК, но вопрос о выходе фильма остается открытым.

МАТИЗЕН В., МЕДВЕДЕВ М. 05.09.1986 В ЦК знакомятся с "Покаянием". Тенгиза Абуладзе вызывают для беседы. Почти каждую неделю проводятся закрытые совещания и собеседования // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.



О фильме "Покаяние"

Официальная премьера Покаяния состоится, несмотря на активное противодействие со стороны ЦК, все еще сомневающегося в том, что фильм пора выпускатьПокаяние в ЦДК, Андрей Плахов и Виктор Демин выражают уверенность, что теперь картина наконец-то выйдет на широкий экран. Ажиотаж вокруг фильма вынуждает администрацию Дома кино после двух запланированных сеансов провести дополнительный, третий.

На следующий день отдел культуры ЦК делает очередной доклад "по вопросу о "Покаянии". Александр Камшалов пытается убедить партийное руководство в том, что в связи с повышенным интересом мировой общественности к фильмуПокаяние в начале будущего года. 24 ноября член Политбюро Александр Яковлев встречается с Элемом Климовым и заверяет его, что с Покаянием "все будет в порядке". Однако три дня спустя Егор Лигачев заявляет тому же Камшалову, что вопрос о выпуске Покаяния на экран еще не решен.

Консультации на высшем уровне будут продолжаться даже после того, как в феврале 1987 г. Госкино пересмотрит третью категорию, присвоенную фильму Мольба в 1968 г., и примет решение о прокате всей трилогии в той последовательности, которую предложил автор (Древо желания, Покаяние, Мольба). 12 февраля Яковлев, находясь в некотором раздражении от неумеренной активности кинематографистов, выскажется против того, чтобы Покаяние представляло страну в конкурсе Каннского фестиваля. Тем не менее, относительно общесоюзного проката картины Яковлев скажет: "Надо выпускать". Эта устная резолюция поставит финальную точку в злоключениях фильма.

МАТИЗЕН В., МЕДВЕДЕВ М. 13.11.1986 Премьера "Покаяния" в Центральном Доме кино. Совещания в ЦК продолжаются и после премьеры // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.



О фильме "Покаяние"

В названии этого фильма современникам видится метафора общественного обновления; финальная фраза о дороге к Храму озаглавит сотни газетных и журнальных статей, будет измусолена в прямых и косвенных цитатах. При этом Покаяние в свой срок обозначает водораздел между "прогрессистами" и "ретроградами". Непримиримых антагонистов объединяет лишь то, что идейный посыл фильма для тех и других несказанно важнее его поэтики. И рассуждения о ней, в конечном счете, превращаются в разговор об огрехах политического курса и половинчатости перестройки.

Но и через 15 лет опрос, проведенный специально для данного издания, покажет ту же амплитуду мнений: ряд кинематографистов впишет Покаяние в графу "главные достижения", но и значительная часть — в графу "главные разочарования". Причем последних можно смело отнести к числу эстетов, аполитичных и не ангажированных. Парадоксы восприятия картины коренятся в ее родословной. Покаяние задумывалось как притча. В 1970-е гг. многие говорили притчами, почему и получалось в результате искусство, а не социальная фальшивка. Сказать, о чем снимал Тенгиз Абуладзе, не так просто: он задумывал чрезвычайно сложную фреску с многоуровневой, достаточно эзотерической символикой, рассчитанной на узкий круг своих и на глухое непонимание цензуры. В картине множество цитат, текстовых и визуальных, — из Библии, из грузинской классики, из Иеронима Босха. Впоследствии Покаяние будет выглядеть неким итогом всего перестроечного кино — но итогом, появившимся до, а не после. Это отражает и социальную ситуацию, вернувшуюся к уровню 1984 г. как в смысле общественных ожиданий, так и в смысле начальственных намерений. Любопытно, что в том же 1984 г. творческий подъем пережили почти все наиболее чуткие литераторы: Булат Окуджава после долгого перерыва написал цикл превосходных песен и закончил "Свидание с Бонапартом", с новыми отличными текстами выступили Фазиль Искандер, Владимир Маканин, творческий подъем переживал даже Иосиф Бродский, отрезанный от российского культурного контекста. Очевидно, готовность к поворотным событиям, предощущение новизны были всеобщими.

Покаяние — трагифарс, картина со множеством откровенно пародийных эпизодов, что естественно, поскольку перед нами прежде всего притча о растлении — о том, как востребован и любим тоталитаризм даже в самых абсурдных своих обличиях.

Главный герой фильма носит фамилию Аравидзе. "Аравидзе" по-грузински означает "Никто". "Никто" означает "каждый". В лучших произведениях о времени большого террора не маячит, не мозолит глаза усатая кукла в знаковом сером френче и с трубкой в руке, но пробирает до костей стылое дыхание сталинизма и высятся невидимые тюремные стены, которые воздвигают для себя сами слабые люди. А деспот — лишь точка приложения их страхов, надежд, слабостей, фанатизма и иллюзий. В Покаянии же это пластически выражено самим обликом диктатора. Нарочито буффонный властвующий монстр, словно сшитое из кусков мертвечины чудище доктора Франкенштейна, "собран" из усишек Гитлера, бериевского пенсне, черных штанов Муссолини, иезуитских шуток Сталина и прочего хлама истории — но сам он ничто. Нелепая марионетка, которая взмахивает ручками, витийствует, распоряжается судьбами, печется о здоровье нации, льет кровь как клюквенный сок. А люди завороженно жрут глазами чучело, искательно ловят за стеклышками пенсне оттенки выражений лицемерных гляделок-щелочек, наделяют высшим смыслом его пустопорожние речения... Те, кто впоследствии будут говорить о безнадежной архаичности фильма Абуладзе, пусть вспомнят, каких только коверных ни избирали народы своими пастырями. Во главе толпы становится тот, кто ловчее "озвучит" ее ожидания — пусть сам он трижды буффон и черная дыра.

Покаяние — история о мгновенном переходе от фарса к трагедии (а не наоборот, как утешали себя многие), о том, как игра стремительно оборачивается кровавой расплатой, о неизбежном и неизбывном дурновкусии всякого государственного величия, соблазн которого останется таким актуальным и в будущем. Фильм Абуладзе — манифест презрения к выродившемуся человечеству, единственным оправданием которого становится искусство (главный герой картины, противопоставленный диктатору Варламу Аравидзе, — художник). Не сказать, чтобы в Покаянии, как и в Древе желания, зрителю явлена надежда. Для начала нужно покаяние, осознание греха — а там уж Бог весть, возможно ли возрождение. Возможно ли? Известен ответ Абуладзе одному из журналистов: "Следующий мой фильм будет о конце света". Эта мрачная шутка — вполне в его стиле. Классик с мировой славой, в последний период своей жизни обласканный партией, правительством и многомиллионным населением, увенчанный всеми возможными лаврами, — был законченным пессимистом. Об этом говорит и то обстоятельство, что после своего главного фильма он так больше ничего и не снимет.

АНАШКИН С., БЫКОВ Д., КОВАЛОВ О. Январь 1987 "Покаяние" выходит на экраны страны. Сделано 1200 копий фильма — это последний рекорд советского кинопроката. Фильм посмотрят 13,6 миллионов зрителей // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.

4 июн 2008

#

"Покаяние" (Реж. Тангиз Абуладзе) Фильм некогда запрещенный, которому было суждено стать рубежом перехода, от коммунистической диктатуры, к такой мимолетной демократии. Осмысление истории последних семидесяти лет, с вечным сокрытием, лицемерием и фарсом. Конечно же сейчас, "Покаяние", не произведет такого впечатление, ибо это из тех фильмов, которые называют "фильмами своего времени", но это то, что надо знать и помнить. Несколько раздражает религиозный пафос.

11 май 2006 Сдоров

#

Сдоров: А вас не раздражает что в глубине фильм о том что создала именно анти-религиозность?

20 мар 2007 олег

#

в глубине фильм не о том, что создала антирелигиозность, но безусловно о духовности.

30 мар 2007 Владски

#

Ета калсика. Я смотрил фим нмога раз.
Excuse me for bad russian

16 май 2007 Plamen

#

За все надо платить. За тиранию и угнетение - придется расплачиваться десятерично или даже больше... Не растерять при диктатуре человечность - об этом фильм. Этот фильм о вере. Этот фильм о надежде. Этот фильм любви. Этот фильм о дороге к храму. Это фильм о дороге к себе. Этот фильм на все времена.

4 сен 2008 Гость

#

Прекрасный фильм о вечности и об эпохе. Христианские реминисценции не "религиозный пафос", а нраственная основа.

17 июн 2011 Юля

#

"Александр Тимофеевский когда-то очень точно определил, что последняя фраза, которую все так часто цитируют: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» — представляет собой невнятный символ, потому что люди там стоят на реальной улице и эта реальная улица действительно нужна, ведь на ней живут люди... Не хватает состояния в картине, твердого понимания того, что представляет из себя герой Автандила Махарадзе — он тиран или марионетка? Зачем этот человек столько шутовствует? ...обсуждать художественную систему фильма в то время было нельзя, можно было только хвалить его политическую ценность... огромную роль КГБ в подготовке перестройки. Шеварднадзе был с этой организацией связан напрямую, и, думаю, это была непростая акция. За этот фильм, за его выход на экраны, конечно, боролись, но отчасти это было игрой. Картина вышла бы в прокат в любом случае, и не случайно она стала первой. Стала символом обновления. Думаю, что все это готовилось заранее как специальная акция. ...Не сравнить же «Покаяние» по энергетике, по уровню мысли и силе воздействия с предыдущими картинами Абуладзе, особенно с «Мольбой», с «Древом желания». ...Советские люди действительно ждали этих мифов и этих милостей от власти. Поэтому «Покаянию» достался такой успех. А те фильмы, авторы которых разрабатывали тему глубже — «Рабочий поселок», «Знойный июль», «Друзья и годы», — были, естественно, не замечены, что говорит о нашей склонности доверять привычным мифологическим координатам и шаблонам."
http://kinoart.ru/2004/n11-article18.html#3

14 ноя 2011 Максим Козырев

Оставить рецензию Покаяние

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 64




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов