Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Нетерпимость (1916)

Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages
Нетерпимость (1916)
1916 - США

Режиссер:

Фильм "Нетерпимость" - один из этапных в развитии мирового киноискусства; - это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма. Действие в нем происходит в Древнем Вавилоне, Франции, Иудее, Америке 1910-х гг. Главный эстетический и драматургический прием, положенный в основу фильма, - перекрестный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем темпе. Ассистентами Гриффита на "Нетерпимости" были будущие знаменитые мастера Эрих фон Штрогейм, Тод Браунинг, Виктор Флеминг, Джек Конвей...
Конечно, смотреть «Нетерпимость» непросто – вам потребуется более трех часов времени, изрядное терпение и желание. Однако этот труд окупится: даже почти век спустя картина поражает своим размахом, интересными решениями и очень живыми, яркими персонажами.

"«Нетерпимость» — один из важнейших фильмов в истории кинематографа. Именно в нем Гриффит открыл новый киноязык, разработав множество технических приемов, как, например, съемки против света, придумав систему параллельного монтажа и осознав, что восприятие фильма во многом зависит от длины кадра и от различных планов (общего, среднего, крупного). Эти открытия определили весь дальнейший кинопроцесс." Александр Иконников.

Проработав в театре несколько лет - в качестве автора и актёра – я убедился, что новый вид зрелища не только совершенствуется, он обладает несравнимо большим потенциалом, чем прежний театр; он не просто способен привлечь миллионы дополнительных зрителей, он ещё и заметно усиливает творческие возможности. Для меня очевидно, что с помощью нового средства передачи постановщики могут с превосходящей эффективностью выражать то, что они пытались выразить и раньше. И таких идей много – сейчас я могу воплотить их, уже воплотил благодаря кинематографу; перевод же их на язык театра попросту невозможен. В рамках театра, театра былых времён, для того, чтобы показать один из этапов развития сюжета, возможно было ввести не более двух параллельных интриг – чего бывает явно недостаточно. В моём фильме «Нетерпимость» (Intolerance) - это первый из примеров, что приходят в голову – я рассказываю четыре истории, происходящих – каждая – в разных частях света и в разные эпохи, которые в конце накладываются одна на другую. Или же обратное – я представляю себе сценарий, в котором сосуществуют во времени и пространстве шесть или семь событий. В пределах известного нам театра было невозможно использовать такое количество приёмов, которыми сегодня счастливо располагает кинематограф. Я могу ускорять ритм несколькими различными способами: например, рассказывая одновременно две истории или вводя две интриги; сюжетная линия может начинаться с чего-нибудь очень простого, короткое появление цветка розы или красивый образ; я могу внезапно перенести публику на берега Евфрата библейских времён, в средневековую Францию или показать ей приключения современной девушки. Дэвид Уорк Гриффит.

Это не фильм, а монумент, миф, реализованная утопия или воплощенная мания величия его создателя — кому как угодно полагать. Самоучка и мегаломан, считающийся создателем самого языка кинематографа, Гриффит решил ни более, ни менее, как дать в невиданной по тем временам суперпостановке обобщенный образ мировой истории, корнем всех бед в которой, по его мнению, была человеческая нетерпимость. В фильме — четыре истории ("Страсти Христовы", "Варфоломеевская ночь", "Падение Вавилона" и "Мать и закон", сюжет из современной жизни о судебной расправе над непокорным рабочим). Герои обозначены в титрах с комичной символистской туманностью: "Дочь гор", "Черные глаза". Но потрясающее новаторство Гриффита заключалось в том, что все четыре истории развивались не постепенно, а одновременно, во все возрастающем темпе, по принципу перекрестного монтажа. Историк Жорж Садуль писал: "Колеса персидских колесниц чередуются с колесами локомотива; кровь гугенотов смешивается с кровью обезглавленных вавилонян; пыль современной дороги — с облачком, взмывающим при последних словах Христа. Но такова уж сила Гриффита, что это хаотическое переплетение картин не только не кажется смешным, а, напротив, вызывает восхищение у зрителей". Михаил Трофименков.

Рецензии на фильм
Нетерпимость (1916)

2
#
Все было подчинено основной задаче: показать, что любые предрассудки — расовые, религиозные, нравственные, порождающие насилие — губительны для цивилизации.

«Нетерпимость» — один из важнейших фильмов в истории кинематографа. Именно в нем Гриффит открыл новый киноязык, разработав множество технических приемов, как, например, съемки против света, придумав систему параллельного монтажа и осознав, что восприятие фильма во многом зависит от длины кадра и от различных планов (общего, среднего, крупного). Эти открытия определили весь дальнейший кинопроцесс.
Как сторонник моральных ценностей, Гриффит, обвиненный после своего предыдущего фильма «Рождение нации» (1914) в расизме, решил «реабилитировать» себя в глазах общественности и поставить крупномасштабный фильм, превосходящий по своему размаху самый грандиозный на тот момент киноколосс — итальянский фильм «Кабирия» (1914) — и обличающий насилие в любом проявлении.
Структура «Нетерпимости» состоит из четырех новелл, действие которых происходит в разные исторические эпохи: распятие Христа в древней Иудее, предательство жрецами царя Валтасара в Вавилоне, события 1572 года — Варфоломеевская ночь в Париже, и, наконец, спасение от казни невиновного человека в современной Америке. Все было подчинено основной задаче: показать, что любые предрассудки — расовые, религиозные, нравственные, порождающие насилие — губительны для цивилизации. Для реализации этого проекта стоимостью около 400 тысяч долларов на натуре были построены поражающие своей монументальностью декорации. Огромные массовки, съемки с воздушного шара, необычная подача материала шокировали зрителей, не готовых к такого рода сложному зрелищу, требующему ко всему прочему еще и проникновения в идейный замысел. Публика, привыкшая к линейному повествованию, с большим трудом пыталась уложить в сознании параллельно развивающиеся сюжетные линии, увязать все воедино и понять символизм «колыбели жизни», качаемой Лилиан Гиш. В результате фильм был показан лишь два раза — в Нью-Йорке и Чикаго, полностью «провалился» в прокате и сделал Гриффита на всю оставшуюся жизнь заложником потраченных на него средств. Однако это мелочи по сравнению с тем грандиозным вкладом, который Гриффит внес новаторствами «Нетерпимости» в дальнейшее развитие кинематографа. И основной его заслугой стало вычленение в кино его специфических особенностей, не доступных другим видам искусства, главное из которых — монтаж как художественное средство.

Александр Иконников. Энциклопедия КИНО.

6 фев 2008

#

Картина состоит из 4 частей, действие которых разворачивается в Америке начала ХХ века, Иудее времен Иисуса, Халдее времен Валтасара и во Франции 24 августа 1572 года (день святого Варфоломея), перемежаясь кадрами с женщиной, укачивающей младенца. Миром, однако, правит не "рука, что качает колыбель", а нетерпимость. Один из главных фильмов мирового кинематографа. "Отец кино" Дэвид Уорк Гриффит снял "Нетерпимость" в попытке реабилитироваться за свой откровенно расистский шедевр "Рождение нации". Увы, если "Рождение нации" стала самой прибыльной картиной немого периода, то "Нетерпимость" - самой дорогой. Америке начала века была ближе расовая нетерпимость "Рождения нации", нежели гуманистический пафос "Нетерпимости". По замыслу автора, все четыре истории – заговор священников против царя Валтасара, распятие фарисеями Христа, резня католиками гугенотов и вражда между рабочими и фабрикантом, приведшая к вынесению смертного приговора невиновному – должны были раскрывать многообразие проявлений нетерпимости. Однако такое обобщение было слишком сложным для зрителя тех лет. В результате картина потерпела катастрофический провал в прокате (притом, что Рождение нации несколько десятилетий оставалось самым прибыльным в истории фильмом), и содержавшиеся в ней художественные достоинства и оригинальные кинематографические идеи не были оценены сразу. Между тем, фильм, по сути дела, знаменовал собой поворот в истории развития киноязыка. Переход от формирования смысла произведения через посредство содержания рассказанной в нем истории (в силу чего основными элементами киноязыка были те, которые обеспечивали повествовательные возможности) к формированию смысла с помощью изображения – как внутри кадров, так и между ними (в монтаже). В Нетерпимости были ростки обеих изобразительных структур – по глубине и емкости художественной организации кадра она заметно превосходит фильмы того времени. А попытка создать обобщающий смысл с помощью монтажа событий, не связанных между собой причинно-следственными связями, предвосхищает монтажные поиски второй половины 1920-х.

13 сен 2006 Гость

Оставить рецензию Нетерпимость (1916)

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 42




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Нетерпимость (1916)» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов