Мужчина и женщина

H: Un Homme et une Femme / A Man and a Woman
Мужчина и женщина
1966 - Франция

Режиссер:

Он - мужчина, профессиональный автогонщик (Ж.-Л. Трентиньян). Она - красивая, умная женщина (Анук Эме). У каждого из них есть свое прошлое с привкусом печали. Теперь ОН и ОНА глубоко одиноки, и мир воспоминаний владеет ими больше, чем мир обыденной реальности. Случайная встреча, неожиданно сильное, волнующее чувство вырвет героев из холодных лап одиночества. Новая близость, хрупкая и неуверенная, не сразу подарит им простое счастье, на тернистом пути, к которому нужно будет найти немало смелых ответов на труднейшие вопросы бытия...

Дилогия Клода Лелюша — факт не только и не столько истории французского кино, сколько психологической истории советского общества шестидесятых-семидесятых. Ни один нормальный француз не смотрел "Мужчину и женщину" так, как смотрели этот фильм в Москве или в Саратове. Для французов фильмы Лелюша — сентиментальный роман, купленный на вокзале: прочитать и выбросить, посмотреть и забыть. А для советской интеллигенции "Мужчина и женщина" стал культовым в полном смысле слова. Почему? Не может быть, что только из-за невероятно смелой по тем временам для пуританского советского экрана постельной сцены c красавцами-полубогами Жан-Луи Трентиньяном и Анук Эме. Фильм мало кому известного двадцатидевятилетнего француза недаром немедленно завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского фестиваля и пару "Оскаров", а с наступлением 70-х был дружно забыт во всем мире. Потому, что Лелюш с гениальной интуицией звездного мальчика аккумулировал в "Мужчине и женщине" самые яркие, ударные, почти аляповатые знаки интеллектуальной моды шестидесятых. Умеренно-навязчивая мелодия Франсиса Лея — знаменитая "ша-ба-да-ба-да". Умеренно снобистские разговоры о бразильской самбе и скульптуре Джакометти, перемежающиеся объяснениями в любви. Упрощенное представление о "подтексте" экзистенциалистской прозы рядом с гарантированным хеппи-эндом. Романтические профессии окружающих женщину мужчин: не рабочие и не студенты, а рискующие жизнью каскадеры и автогонщики. Изрядная доля жестокой мелодрамы. Побережье Атлантики, дождь над Шартрским собором. И, конечно же, автомобили последних марок — фетиши опьяненных скоростью шестидесятых. И все это слито воедино не столько по законам кинематографа, сколько по законам шансона, вошедшего тогда же в каждый советский дом с голосами Эдит Пиаф и Ива Монтана. Михаил Трофименков.

Для Лелуша появление этого фильма никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Ведь шестая по счету и первая получившая мировое признание его картина «Мужчина и женщина» стала для него поистине фетишем, талисманом, наваждением. Триумф 1966 года не давал ему покоя, хотелось во что бы то ни стало повторить, а то и превзойти успех. И все двадцать последующих лет режиссер так или иначе вспоминал о нем в своих фильмах. Иногда эта тоска о звездном часе декларировалась названием фильма («Другой мужчина, другой шанс»). Иногда приобретала насмешливый оттенок: вроде сцены, где в тюремном кинозале заключенные смотрят восхитительно снятые кадры финальной встречи героев «Мужчины и женщины» под ставшую шлягером мелодию Франсиса Лея («Новый год»). И вот - прямое продолжение и своеобразный итог - «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», где после долгого перерыва вновь встретились на экране прекрасные актеры Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме. Федоров А.В. Экран. 1995
Награды:
На Каннском кинофестивале 1966 года картине был присужден Главный приз - "Золотая пальмовая ветвь". В 1967 году лента "Мужчина и женщина" стала лауреатом премии "Оскар" Американской киноакадемии в категориях: "Лучший сценарист (оригинальный сценарий)" и "Лучший фильм на иностранном языке"

Рецензии на фильм
Мужчина и женщина

8
#

лубок

2 Dec 2012 Гость

#

Рецензия. “Мужчина и женщина” Клод Лелуш (по Годару). “… А если мне что и мешало, Так это то, что ты Всегда предпочитала богатых!” (Популярная песня) Ожидания не оправдались. И очень жаль. С первого кадра стало ясно: фильм про богатых и для богатых. Оказалось, что это не подражание Годару, и вовсе не попытка перевести годаровское Слово на более понятный “широкому кругу синефилов” киноязык. В лучшем случае, это растянутый на полтора часа рекламный ролик. В худшем, предтеча латиноамериканских мыльных сериалов. На этом можно было бы закончить, но так просто не отделаешься. Уважаемый читатель уже насмешливо смотрит с гордыней в глазах, либо кипятится от желания доказать автору, что именно автор – единственный в мире профан, не познавший таланта мастера. Придётся отвечать на вопросы. Коротко о. Он – гонщик. Она – из кино. Жизнь быстрая, интересная. Еда в ресторане. Сон в отеле. Мир полон красок, только оглянись. Любовь и разлука. Радости и счастье. Ага. При просмотре всё ждал, когда же они будут пить “Мартини”, улыбаться в камеру и говорить “Мы пьём только bianca”. Или как он будет хвалить машину, за все её цилиндры. А потом она ему скажет: “Я живу на Монмартре, там сдают хорошие удобные квартиры”. И т.п. Годар ещё раньше отлично показал это в “Pierrot le fou”, до тошноты отлично. Реклама? Да, вспомните фильмы про Джеймса Бонда – с виду развлекающая глянцевая картинка с упором на борьбу с вечной “империей зла”, на самом же деле, тянущаяся уже несколько десятилетий иллюстрация с помощью “движущихся картинок” возможностей прекрасной жизни для “тех, кто летает высоко”. Навязчивое появление в кадре машины, спиртных напитков, пиджака, парфюма, или красоток (это теперь товар, кто забыл) – за всё платят спонсоры. Меняется спонсор – меняется машина. Музыку пишут на заказ обыкновенные композиторы, не отличающиеся от тех, что работают с нашей А. Пугачёвой. Лелуш снял то же самое, только жанр выбрал ”drama”, а не “action”. Но нам-то, уважаемые какая разница, какого цвета обёртка, хотим-то мы горького шоколада. А получаем приторный соевый батончик. И цена его в наших глазах сразу же падает, несмотря на надпись “ЭЛИТА” на обёртке. Неужели всё? Ещё же есть “красивые планы” и “интересные мысли”. Да, только у кого-то одолженные, прилепленные для хорошего впечатления. Оттого они и кажутся не к месту. Нет ничего хуже подражания формам без наполнения их новым и лучшим смыслом, лучше даже смыслами. В одном фильме Годара герои рассуждают о том, что такое кино. Говорят, что кино – это тот-то и то-то. В том числе называют молодого Бертолуччи и Дрейера. Имеется в виду, что остальное – это фантики, обёртки. Бернардо Бертолуччи, видимо не забыл похвалу, лента “The Dreamers”, являющаяся на данный момент последним творением “последнего императора кино” полностью построена на Годаре, образах его картин и таким образом навсегда признаёт Годара частью тех легендарных “волшебных времён”. А как же “Канны”? Да, что-то творилось в том 1966-м году на французской земле, раз такому фильму дали “Золотую пальмовую ветвь”. И куда глядело жюри (по именам, кстати, оно выглядело не очень внушительно именно в этот год)... Ведь, в то время в самой Франции активно снимал Жан-Люк Годар, у которого это было самое пиковое время, когда выходило по нескольку картин в год. Да что, мало ли стран снимали кино в те годы. Тут какой-то казус. Ведь, многие хорошие фильмы получали награды в те годы: “Blow-up” М. Антониони (1967) и “If ” Л. Андерсона (1968). Поставьте рядом три эти фильма. Срам какой-то получается. А если вспомнить, что в 1957-м награду получил легендарный советский фильм “Летят журавли”, то становится как-то не по себе. За что? Как можно уравнять, кем же нужно быть, чтобы не понимать существенную разницу между “вечным” и “сиюминутным”. Вот и вышло, что в обычных номинантах так и остались “Uccellacci e uccellini” П. П. Пазолини и “Popioly” А. Вайда. Вообще же, автор часто стал замечать, что всё непонятные тенденции, награды, и т.п. – это мода. Поэтому, “Мужчина и женщина” уже не смотрится – то, что перестало быть модным, становится глупым, нелепым, как стрижка под “Beatles”. Но это не значит, что фильм нельзя сделать актуальным. Сейчас в моде “треш” и “продолжения”. Можно смонтировать новую версию с вклейками из чернухи Сергея Прянишникова и запустить под альтернативным названием “Мужчина и женщина: Возвращение”. Кстати, петербургский порномагнат наверняка начал снимать под впечатлением от фильма Лелуша. Тоскливо-претоскливо стало. Замечательный петербургский кинокритик М. Сапаров на сеансах фильмов Годара рассказывал несколько раз одну историю. Дело в том, что в мае 1968-го года фестиваль в Каннах сорвался (как и многое другое) в связи с бунтом леворадикального движения студентов, и присоединившихся к ним бастующих рабочих. Парижская “Синематека” вышла на улицы, все много говорили, Годар ругал политиканов, а актёры улыбались. Сартр, ставший кумиром молодёжи, поучал жизни из своего авто, а тем временем режим Шарля де Голля уже догнивал. Таксисты, как Вы поняли, тоже бастовали, добраться на автомашине до места проведения фестиваля было невозможно. В такой обстановке, Клод Лелуш осмелился приплыть на своей громадной белоснежной яхте прямо в порт Канн (видимо, ожидая очередной награды за свой фильм). Но случилось так, что на следующий день на борту яхты появилась надпись красной краской: “Лелуш, продай яхту – отдай деньги рабочим!”. Это сродни надписям “проститутка” на плакатах со смазливыми девками, которые в последние времена появились на улицах города. Народ не проведёшь, как говорится. А любовь, запоминающаяся, высокая, красивая любовь? – спросите Вы. Нет, это морковь. Обыкновенная морковь. Помните, как в “Ultimo tango a Parigi” герой М. Брандо говорит: “Я устал от этой романтической чуши”. Вспомните, как именно. Интонация и выражение лица тут предельно важны. Вы наверняка вспомните. А теперь попробуйте вспомнить хоть что-нибудь равноценное по выразительности в “Un homme et une femme”. В лучшем случае, вы вспомните голую спину, в худшем – машину. Итак, любовь – это что-то другое. Например, то, что Годар показывает в своих фильмах, квинтэссенция - чудовищно прекрасная короткометражка с соответствующим названием, “L'Amore”. То же, что происходило на широком экране кинотеатра “Родина” – это нудное, с затянутым сюжетом (любой ПТУ-шник рассказал бы Вам его в красках за пару минут) “кинцо” для богатых и им сочувствующих. Представляю себе застывшие в глазах слёзы советских домохозяек и их хлюпающих носиками маленьких детей. Они смотрят, вместе обнявшись, как “он её” и “она его”, и потом непременно обсуждают на кухне, кто поступил по справедливости, и “как всё хорошо кончилось”. Да, и про сериалы. Помните, как нашумел в советских головах, прорвавшийся из далёкой страны убойный хит голубого экрана “Богатые тоже плачут”? Я запомню надолго, как две серии подряд усатый Хосе Игнасио стоит с маленьким серебрянным пистолетом, направленным на главную героиню, и твердит: “Я убью тебя, ты мне изменила!”. Бабули у экранов льют слёзы (“сейчас он её убьёт, как несправедливо!”), а Хосе Игнасио не плачет, а только сверкает глазами и знай себе стоит. И так две серии. Вот это страсти! Вот это накал! Помню, мой хороший знакомый что-то паял, а потом, отвлёкшись и увидев это безобразие, встал и громко (сотрясая паяльником) сказал: “Стреляй, Хосе Игнасио! Хватит слюней! Будь мужчиной”. Вот такого рода “страсти” предложил всем пришедшим в холодный зал кинотеатра 18 февраля фильм Клода Лелуша “Мужчина и женщина”. А как же музыка? Это первое, что приходит в голову, каждому кто видел или слышал о “Un homme et une femme”. Да, она есть. Как есть (были и будут) Далида и Джо Дассен. Популярная мелодия, которую мы мычим себе под нос. Не стоит придавать этому много значения. Например, в семидесятых выпускалось достаточно т.н. “классической порнографии”, и музыкально сопровождение там было на уровне французских и советских пластинок с “лёгкой музыкой”, которую писали тоже не последние композиторы. Да и вообще, на каждую Далиду у нас своя Анна Герман, не иначе. И это самое “ла-ла-ла” Андрея Петрова (в “Служебном романе”) звучит… куда убедительнее :) Итак, совет запутавшимся: слушайте музыку, и никогда не называйте словом “кино” то, что им не является по существу. Нет ничего хуже, чем и подделка. Псевдо-кино (подделка) отличается от продукта конвейерного производства а-ля hollywood movies (поделка) тем, что всегда присутствует мимикрия под “настоящее”. Оно показывается то под видом “элитного” (и даже “маргинального”, “контркультурного”, и пр.), то под видом “общечеловеческого” (“мирового”). Поделка же знает своё место, никуда не лезет. Будьте бдительны, уважаемые. В довершение, известнейший электронный каталог Internet Movie Database (imdb.com) не даёт биографии Лелуша, нет даже его фотографии. Упомянутые “Летят журавли” в каталоге присутствуют, что не удивительно. Это притом, что в СССР Клода Лелуша называли (а некоторые и до сих пор продолжают) мастером с большой буквы, чтили и всячески подчёркивали, что это элита мирового кинематографа. Что же, как говорил один мудрец, мир держится на бесконечной глупости человеческой. Такая вот, “беспощадная правда жизни”.

1 Mar 2006 Фёдор Петроградский.

#

Поздравляю, сударь.Вы "вывели на чистую воду" РАДУГУ.

12 Jul 2008 Гость

#

Сегодня пересмотрел фильм,видел его в ранней юности,впечатления не произвёл!!!Видимо сегодня совсем другое мироощущение!?Жаль!!!

23 Apr 2009 Гость

#

«Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. "Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе", - говорил Микеланджело Антониони.

2 May 2010 Гость

#

Федор Петроградский... Данила Питерский... Ох, и развелось мудачья ныне! Псевдоинтеллектуального... Замечательная, тонкая картина.Для зрителя сделанная. С любовью, а потому и помнят ее, и любят в мире. Что же касается Годара и отчасти Бертолуччи - они мастера. Мастера кинематографических "тренажеров". Это как в авиации - тренажер тот же самолет, вот только, блин,... не летает. "Мужчина и женщина" - изящный спортивный самолет для двоих, а тяжелые, убийственно скучные опусы вышеназванных классиков - кинотринажеры, пригодные разве что для совершенствования киноязыка, образности, ассоциативности и прочих приемов киновыразительности. Зритель их не смотрит, а следовательно - не помнит, и ух точно - не любит. В этом смысле фильм Лелуша - не им чета. Согласен. И слава Богу!

23 Jun 2010 maik

#

Я бы всё переписал, укоротил и поправил дерзости. Пять лет прошло, как меня попросили отрецензировать эту жемчужину, хехе. По-прежнему очевидно, что "Мужчина и
женщина" - это неряшливая подделка, фейк, псевдо-кино. Если вас такая картинка под музыка трогает - мне вас искренне жаль. Смотрите Спилберга до посинения :D

2 Feb 2011 Федор Петроградский

#

Согласна с первыми комментариями, фильм не тронул, может, конечно, его надо было 40 лет назад смотреть, но сейчас он просто красивый стилизованный рекламный ролик.

19 Mar 2011 manela

Оставить рецензию Мужчина и женщина

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 241




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Мужчина и женщина» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация



Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов