Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Вор (1997)

Вор (1997)
1997 - Россия

Режиссер:

История одной семьи, притча о послевоенной жизни при Сталине. 1952 год, профессиональный вор Толян, представившись демобилизовавшимся офицером, знакомится в поезде с шестилетним Санькой и его мамой. Сильный и чуткий ухажер восхищает не только Катерину, но и смекалистого мальчугана, для которого он становится другом, кумиром и отцом...После первых просмотров финал фильма (встреча взрослого сына и непутевого отца) был «отрезан», и на «Оскар» претендовал уже новый вариант."Как нормальный зритель, сформированный триумфами кино, я втягиваюсь в действие и волнуюсь: поймают ли вора? Как истинный соучастник уголовной интриги, я разрываюсь между сочувствием красавцу, которому так идет форма капитана Советской Армии, и негодованием, что форма надета для прикрытия и что перед нами негодяй. Как человек, принимающий законы жанра, я проникаюсь духом мелодрамы и впадаю в сентиментальное сочувствие простой душевной женщине, которая влюбляется в уголовника, не говоря уже о ее маленьком сыне, которому как-никак этот тип заменил погибшего фронтовика-отца..."Вор" — манифестация нашей непрошеной ностальгии. Мучается душа и от нее, и от стыда за нее, а сделать с собой ничего не может. Не может погасить тревогу, которая охватывает человека, когда он понимает, что обворован, но не может объяснить, кем, почему и за что». — Лев Аннинский («Искусство кино», 1—1998).
Фильм был номинирован на премию "Оскар", "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", "Феликс" в категории "Лучший европейский фильм", завоевал специальный приз жюри МКФ в Венеции и премии по 5 номинациям на фестивале "Ника-97".

Рецензии на фильм
Вор (1997)

1
#

Этот замечательный фильм заслуживает самого подробного философского и психологического анализа. Скажем, его сюжет восходит к мифу об Эдипе и шекспировскому Гамлету, что делает его "вневременным", классическим. Фильм наполнен точной символикой, разгадывая которую можно распутать смысловую нить произведения (чудно, что есть фильмы, которые по-достоинству можно назвать таким громким словом).
Итак, о символике...
"...образ отца ассоциируется с образом ангела, он призрачен и идеален; это ангел-хранитель, являющийся маяком, светочем и проводником по темным лабиринтам жизненного пути. Реальность "транслируемая" им - условна и недосягаема. В своей материальной данности, Толян символизирует навязчивую неотвратимость, это диаметрально противоположный мир, мир с иным полюсным знаком, что отчётливо, читается в бомже, принятым героем за Толяна. Бомж (являющийся продолжением патерналистического образа) может символизировать падшего ангела, способного привести путями "жизни ночи длинной" только к тупику через долгие мытарства и плутания.

Таким образом, балансируя в "нейтральном" пространстве, между ангелом и бесом, материей и духом, данностью и верой, маленький Санька, ведомый "обаянием" Толяна, сам до конца не осознавая этого, постепенно, шаг за шагом, совершает совсем недетский выбор в пользу "инфернальных", хтонических сил. Именно так можно охарактеризовать символический смысл той ситуации, в которой оказался главный герой, до момента судьбоносного выбора (совершающегося в его внутреннем пространстве), и после него. За это пространство и ведется борьба противоборствующих сил.

Кроме того, параллельный мир, преследующий героя фильма, мир символов и знаков, коннотирующий его внутреннюю драму, сам претерпевает деградацию и падение. Видения мальчика сменяются явью бренного мира взрослого мужчины: "призрак солдата" из мира детских "снов" оборачивается галлюцинацией Толяна в образе пьяного бомжа, умирающего на руках у боевого офицера, который был когда-то этим мальчиком. Так детские радужные "мечты" в процессе жизненного пути претерпевают инверсию, оборачиваясь страшной былью: бестелесный ангел сменяется "чертом" во плоти.

Продолжая тему символики, необходимо обратиться к метафоре поезда, к которой так часто возвращаются авторы фильма. Поезд и железная дорога - это довольно распространенная метафора жизни, ее течения, изменения и финала. Эта метафора активно используется в "дискурсивных практиках" как литературы, так и науки. Например, в контексте данной метафоры, о жизни как поезде, несущемся на всем ходу по темному-темному туннелю, рассуждал Франц Кафка - модернистский певец пессимизма, придавший этой аналогии глубоко драматичные тона. Философствующий физик Илья Пригожин в своем лице обозначил также интерес высоколобых интеллектуалов к "железнодорожной метафоре" при пояснении своих взглядов на философию "про жизнь", рассуждая о "законах" "функционирования" времени.

С этой точки зрения становится совершенно понятно, почему именно в поезде по сюжету происходит встреча героя и его матери с Толяном. Кроме того, поезд увозит тело убитого Толяна в мир "вечного покоя" (подобно мифическим рекам аида, переносящих умерших в загробный мир - Стиксу, Ахеронту и Лете), в страну мертвых (а может прямо в ад), откуда нет возврата. И его тело скрывается от взгляда в плотной пелене тумана, которая являет собой линию демаркации между миром живых и мертвых, после того как подросток стреляет Толяну в спину из его же пистолета. И, наконец, фильм заканчивается поездом, пересекающим разоренную войной территорию и увозящим героя в неизвестность, намекая на дальнейшее возможное развитие событий по уже стандартному, повторяющемуся сценарию, но на новом витке жизненного хода. Итак, поезд - нить, связующая начало и конец времен, в котором наша жизнь - временной отрезок от станции посадки до станции, где нужно сойти навсегда. В поезде впервые мальчик видит "живой образ" своего умершего отца, скользящего в параллельном пространстве на убегающем поезде, идущего параллельным курсом. Это поезд времени, несущийся по колее вечности, пролегающей, кажется, на расстоянии вытянутой руки. В этот момент для героя и начинается жизнь со всем ее драматизмом." (материал взят с разрешения автора Валерия Уварова с сайта http://reflexia.spb.ru/articles/ukradeny_obraz.shtml)

17 июн 2008 Анна

Оставить рецензию Вор (1997)

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Тэги фильма: Отечественное кино

Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 54




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов