Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

А если это любовь?

А если это любовь?
1961 - СССР

Режиссер:

Социально-психологическая драма. Режиссер Юлий Райзман одним из первых в советском кино заметил, как в послевоенном обществе происходят столкновения между деревенской консервативной моралью и городскими новыми веяниями. Десятиклассники Ксеня и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых - в первую очередь педагогов. Сумеют ли юные герои сохранить свою любовь?..

Юлий Райзман снимал этот фильм почти на излете «оттепели». Острый, наблюдательный и точный взгляд режиссера уловил характерные особенности хрущевской эпохи: от растущих, как грибы, новых городских районов, где странно смешивались городской и деревенский жизненные уклады, до резких столкновений людей и поколений. Режиссер с авторами сценария Иосифом Ольшанским и Ниной Рудневой поломали многолетние советские традиции, воспевавшие великую труженицу мать, простую, все понимающую, чуткую, умеющую воспитать своих детей такими же преданными и самоотверженными тружениками. Одним из главных смысловых центров картины, самой сутью ее, стал образ матери героини фильма, школьницы Ксении (Жанна Прохоренко). Роль матери сыграла театральная актриса Надежда Федосова, практически не снимавшаяся в кино. Ее жесткое, будто иссушенное горечью прожитого лицо, ее костлявая, нескладная фигура, ее интонации — то скандально-визгливые, то льстиво-заискивающие — создавали драматический образ человека, эмоционально и духовно недоразвитого, что отчасти передалось и дочери. Полуграмотная женщина, видимо, фабричная или заводская работница, мать положила все силы на то, чтобы ее две дочки были одеты, сыты, ухожены, чтобы в доме у них, малогабаритной хрущовке, все было не хуже, чем у других. Унификация во всем — от убранства дома до способа мышления — конце концов ломает судьбу и душу Ксении. Школьный роман Ксении с одноклассником Борисом, обрастая лавиной грязных слухов и сплетен, злым шепотом старших и младших, рушится, и это крушение разрывает девичью душу. Замечательный мастер в работе с актерами, Юлий Райзман собрал ансамбль, в котором каждый исполнитель, независимо от времени пребывания на экране, создавал точный и объемный характер органично вплетавшийся в контекст фильма. После выхода на экран картина «А если это любовь?» подверглась жесткому разносу критики. Но с годами определилась истинная ценность фильма, его значимость, как замечательного портрета советского общества 1950-1960-х годов. Эльга Лындина.

В основе фильма Юлия Райзмана "А если это любовь?" (1962), поставленного этим замечательным мастером старшего поколения по сценарию И. Ольшанского, лежит острая моральная проблема. По жанру это фильм-очерк, но особенности режиссерской манеры Райзмана, склонного к глубокому психологическому анализу, делают его и фильмом-исследованием. Юноша и девушка, почти дети, школьники старших классов, связаны друг с другом светлой и нежной дружбой. Любовь ли это — еще неизвестно, скорее лишь росточек, которому, быть может, и удалось бы вырасти в огромное и радостное чувство, если бы… Если бы против Ксени и Бориса не ополчились любители вмешиваться в чужие дела, моралисты-ханжи, воспитатели, умеющие лишь поучать, а также темнота, невежество, ханжество — словом, букет душевного бескультурья, олицетворенного — увы! — в образе матери героини. Мать девочки Ксени, честная, трудовая женщина, не виновата в том, что она такая — добрая и ожесточенная, самоотверженная и агрессивная. Очень рано, одним из первых Райзман, социальный психолог, сумел набросать портрет женщины — "гомо советикус", мигрантки в городе, неомещанки. Фильм дал первый, но, к сожалению, слабо услышанный, сигнал о серости, ограниченности, озлобленности "простых людей". Еще робко, чаще с помощью эзопова языка, косвенно, но упорно кинематограф начинает атаку тех явлений советской жизни, которые потом получат наименование "негативных". Итак, распространяется слух: "Ксеня с мальчиком в лес ушла", — многолюдный двор уже уверен в своем праве судить-рядить, высказывать пошлые подозрения, давать советы матери, как поступать с провинившейся дочерью. Все эти кумушки, старушки, горластая баба с тазом лишь недавно перекочевали во двор современного городского дома с окраин, с деревенской завалинки. Ввозится не только привычный бытовой уклад — фикусы, глиняные кошки и вязаные салфетки на буфете, но и уклад психологический, веками существующие предрассудки заскорузлой мещанской морали. Бдительный надзор двора и позиция учительницы школы — нравственного урода (роль была блистательно сыграна А. Георгиевской) губят любовь, ломают судьбы подростков. Н.Зоркая.

Рецензии на фильм
А если это любовь?

6
#
Это была любовь
На первый взгляд этот фильм Райзмана — обычная драма мезальянса. Юноша из интеллигентной семьи увлекся своей одноклассницей простого происхождения. Правда, в развитие сюжета введено некое новшество: влюбленных стараются разлучить не столько его родители, как принято в традиционной драме этого рода, сколько именно мать девушки, подавальщица в рабочей столовой. Впрочем, для тех, кто помнит "Бедную Лизу" Карамзина, в этом акценте тоже новизны немного. Чуть позже, вслед за райзмановским фильмом, сцены всей страны обошла другая драма мезальянса — "Валентин и Валентина" Михаила Рощина, где роли были переменены: "низкого" происхождения оказался именно юноша. Был и фильм Валерия Тодоровского "Городской романс", еще откровеннее трактующий эту тему. Впрочем, социальная разница в положении героев в "А если это любовь?", разумеется, всячески затушевана: сами влюбленные как бы не осознают своего положения. Они наивно верят, что в советском обществе все социальные перегородки повержены, а их родителями руководят мещанские предрассудки. Разумеется, это была уступка цензуре, а сама постановка проблемы скорее маскировала суть дела: фильм должен был бы называться "умеют ли кухарки любить?".
Весьма ново даже для "оттепели" звучала эта лента по другой причине: Райзман показал взаимное влечение простых советских школьников. До него в пуританском советском кино комсомольцам полагалось начинать половую жизнь не раньше восемнадцати и после комсомольской свадьбы. Так что Райзман казался едва ли не сексуальным революционером, и вся страна Советов в 62-м году была поглощена поиском ответа на жгучий вопрос, вынесенный в название. Можно было подумать, что от ответа на него и правда зависят судьбы страны. Похоже, речь шла о том, легитимна ли на советских просторах сексуальность как таковая.
Но если фильм ставил проблему только о сексуальном оздоровлении нации, надо полагать, никому не пришло бы сегодня в голову вспоминать эту ленту, разве что из чисто исторического интереса. В том-то и суть, что фильм Райзмана — прежде всего социальный диагноз, и чтобы убедиться, сколь он актуален сегодня, достаточно вспомнить, что нынешние тридцатилетние были некогда зачаты именно такими мальчиками и девочками.
Фильм "А если это любовь?" прежде всего о столкновении деревенского и городского укладов. Еще за три десятилетия до райзмановской ленты Сталину пришлось прикрепить крестьян к земле, введя паспортный режим и прописку. Это было абсолютно необходимо — в результате коллективизации толпы голодных крестьян ринулись в города. Хрущев возвратил паспорта крестьянам, и все большие города страны оказались затоплены новой волной выходцев из деревень. Райзмановский фильм разворачивается в декорациях тогдашней Москвы, окраины которой превратились в пустыри, уставленные пятиэтажными бараками. Именно в этих хрущевских трущобах, еще не облагороженных выросшей зеленью, и живут райзмановские Ромео и Джультетта, дети двух разных социальных слоев, плавящихся в одном тигле московского предместья. Столь искусственная и скоропалительная переплавка не принесла добра ни бывшим крестьянам, ни интеллигентам. Деревенский уклад предполагал нулевую анонимность, интеллигентский — высокую степень индивидуализма и приватности жизни. И крестьяне, и интеллигенты оказались в одном большом хрущевском дворе, фактически в одной зоне. И хотя деревенская мораль была обречена, традиционные интеллигентские добродетели тоже подвергались немалым испытанием. Дети этой окраинной любви, дети Черемушек, конечно же, не могли наследовать ни одному из укладов. Фильм Райзмана оказался пророческим: в результате родилось поколение, зачатое как бы на бегу, лишенное корней и традиций. Конечно, Юлию Райзману не могло прийти в голову, что именно на долю этого поколения выпадет крушение большевизма, гибель империи и "перестройка". И что в далеком будущем детям его героев суждено будет заново ответить на вопрос, вынесенный в название фильма.
НИКОЛАЙ Ъ-КЛИМОНТОВИЧ.Газета «Коммерсантъ» № 163(631) от 31.08.1994

29 дек 2008

#

Фильм интересен благодаря вечной актуальности и трепетности взятой темы,таланту Ройзмана и творческого коллектива,неповторимому обаянию трогательной,юной обворожительности Жанны Прохоренко.
Но рубленые фразы рецензии ничем не уступают классной даме Марье в зашоренной категоричности и не менее ограниченном однонаправленном отрицании,осуждении.
Не всё так просто и легко отбросить в нашейщи жизни и даже в истории страны.Вспомните ответ Пушкина Чаадаеву.
Такой "мелкий" эпизод.Во время телемоста с нынешними "хозяевами мира" очень милая женщина хотела сказать, что для нас важнее любовь, а не просто секс.Но её предложение обрубили, чтобы повторять попугайское:"в Советском Союзе секса нет".Легко запоминается и вызывает весёлое ржание.
Теперь у нас есть секс. И впридачу - осмеяние первой нежной скромной любви с определённой бережностью и сдержанностью.А ещё беспорядочный интим и ранние роды в 11 лет у неразвитых физически и морально девочек от таких же безответственных зелёных мальчиков или, что ещё хуже, от педофилов,которых у нас теперь пруд пруди.Море сирот и беспросветный цинизм.Святые раньше слова "учительница первая моя" заменили в духе времени коротким "училка".Так что страшнее?

29 ноя 2012 Гость

#

Что страшнее? Страшнее то,что планета содрогается и захлёбывается кровью от экспорта демократии упомянутых выще "хозяев мира".Страшнее то, что теперь некому сказать весомое неотвратимое"Нет!" их варварскому беспределу.А люди, как сомнабаулы в кошмарнлм сне, замирают перед ними от восторга и подобострастного преклонения, и кто только может, бездумно и непреклонно "ломятся" в пропасть безудержного неограниченного потребления,обогащения.Кому дело до всеобщего обнищания народа,а тем более до села,осмеянного в рецензии кинокритика!Какие там вечные ценности, первая любовь,первая учительница и прочие нежности.Даёшь торжество демократии!

29 ноя 2012 Гость

#

!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru

22 сен 2017 FrancisJeata

#

nmmxmncxckd

11 апр 2009 Гость

#

Софья Павлова- величайшая актриса..выше всяких похвал...

18 авг 2010 Гость

Оставить рецензию А если это любовь?

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 41




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «А если это любовь?» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов