Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

СКОРБИМ. 15 марта умер старейший оператор киностудии «Ленфильм» Генрих Саакович Маранджян. Режиссёр Ирина Евтеева — о классике ленинградской операторской школы.

Трудно, больно говорить о Генрихе Сааковиче в прошедшем времени. Для меня это неправда: Генрих Саакович Маранджян будет всегда рядом — со мной и с теми, кому он был дорог. Нас связывают двадцать два года совместной работы. Ни на секунду я не могла представить, что они пройдут так быстро. Сейчас я понимаю, что это были мгновения. Прекрасные мгновения жизни.

Что можно сказать? Очень светлый человек, умевший радоваться жизни и радовать своих близких друзей, с которыми он был всегда как-то особенно нежен. А с теми людьми, которые ему не нравились, мог быть совсем иным. Мог не подать руки. Мог не ответить на приветствие тех, кого считал недостойным права называться интеллигентом или талантом, а значит, и просто честным человеком (это, как мне кажется, всегда было для него равнозначно).

Я знаю Генриха Маранджяна с 1976 года, тогда он начал читать операторское мастерство на нашем курсе кинофотоотделения ЛГИК. Мне было двадцать лет. Генрих Саакович был таким очень энергичным «пожилым мужчиной», часто рассказывал смешные истории: о съёмках, о своей собаке, которую очень любил. Самое важное — он учил нас бескомпромиссному служению кинематографу. С каждым годом я всё яснее осознавала, что слово «пожилой» было противно, противопоказано его натуре: он всегда был молодым… и немного авантюристом. И профессионалом с большой буквы.
Список снятых им фильмов уже к тому времени был внушительным. Позже, когда я, наконец, взяла в толк, что он классик, это всё-таки не мешало мне разговаривать с ним как прежде: мы часами разбирали «неправильные» композиционные решения наших «неправильных» анимационно-игровых фильмов. Он должен был протестовать — и протестовал. Что такой реальности нет и не может быть. И, действительно, как, например, человек может пройти сквозь человека? Как «взлететь на крыльях огня»? Или как показать «чёрного человека», тень — как самостоятельный персонаж? После долгих споров он уступал. Загорался, начинал придумывать интересные фактурно-световые решения. Он верил мне, девчонке, его бывшей студентке, моложе его на тридцать лет.

Отбросив все дежурные представления о физической реальности, мы бросались сочинять новое, иное светоживописное пространство. Так не похожее на среду обитания в его замечательных фильмах, стилистика которых, скорее, была близка итальянскому неореализму. Многие удивлялись: почему он стал заниматься мультипликацией? Ведь видеть и реализовывать образы — вещи весьма различные. Я думаю, что он просто очень любил создавать киноизображение — любое, даже самое фантасмагорическое. Он ценил художественный образ как таковой. Меня это всегда очень радовало.

В нашей анимации работа проходит в два этапа. Сначала мы «вживую» снимаем актёров в павильоне, затем покадрово проецируем кинопланы на стекло. Потом обрабатываем изображение. Генрих Саакович очень любил этот процесс создания подвижного, объёмного светопространства. Обещаю, что со временем обязательно напишу о нашей работе подробно. Сейчас просто не могу.
В 2002–2003 годах я решила сделать с ним интервью — оно называлось: «Среда обитания — Петербург». (Этот материал был потом опубликован в сборнике Российского Института Истории Искусств «Век Петербургского кино» в 2007 году.) Это было после его инфаркта; мне хотелось отвлечь, занять его, ведь он очень хотел работать, а тогда не мог. Мы говорили о его фильмах, о его видении, о мастерстве кинооператора. Я приходила к нему домой, записывала на диктофон его рассказы, показывала ему раскадровки планов фильма «Петербург», который я в то время снимала, и очень верила, что он вернётся к работе. В больнице он обещал мне: «Мы снимем ещё очень много картин вместе!» И сняли — закончили «Петербург», получили в Венеции Серебряного льва в коротком метре за «Клоуна», потом, после его инсульта, придумали и реализовывали «Демона», «Тезея», «Фауста» и «Маленькие трагедии»…

У нас был замысел нового фильма, но обещанные деньги всё не приходили и не приходили, а он очень переживал.

Работа для него была отдельной, особенной жизнью.

23 марта 2011 года.
Петербург. Ирина Евтеева.
Источник: Журнал СЕАНС

29 мар 2011

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 51




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов