Уважаемые друзья! Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов. С уважением, администрация INOEKINO.ru
Новость
СКОРБИМ. 15 марта умер старейший оператор киностудии «Ленфильм» Генрих Саакович Маранджян. Режиссёр Ирина Евтеева — о классике ленинградской операторской школы.
Трудно, больно говорить о Генрихе Сааковиче в прошедшем времени. Для меня это неправда: Генрих Саакович Маранджян будет всегда рядом — со мной и с теми, кому он был дорог. Нас связывают двадцать два года совместной работы. Ни на секунду я не могла представить, что они пройдут так быстро. Сейчас я понимаю, что это были мгновения. Прекрасные мгновения жизни.
Что можно сказать? Очень светлый человек, умевший радоваться жизни и радовать своих близких друзей, с которыми он был всегда как-то особенно нежен. А с теми людьми, которые ему не нравились, мог быть совсем иным. Мог не подать руки. Мог не ответить на приветствие тех, кого считал недостойным права называться интеллигентом или талантом, а значит, и просто честным человеком (это, как мне кажется, всегда было для него равнозначно).
Я знаю Генриха Маранджяна с 1976 года, тогда он начал читать операторское мастерство на нашем курсе кинофотоотделения ЛГИК. Мне было двадцать лет. Генрих Саакович был таким очень энергичным «пожилым мужчиной», часто рассказывал смешные истории: о съёмках, о своей собаке, которую очень любил. Самое важное — он учил нас бескомпромиссному служению кинематографу. С каждым годом я всё яснее осознавала, что слово «пожилой» было противно, противопоказано его натуре: он всегда был молодым… и немного авантюристом. И профессионалом с большой буквы.
Список снятых им фильмов уже к тому времени был внушительным. Позже, когда я, наконец, взяла в толк, что он классик, это всё-таки не мешало мне разговаривать с ним как прежде: мы часами разбирали «неправильные» композиционные решения наших «неправильных» анимационно-игровых фильмов. Он должен был протестовать — и протестовал. Что такой реальности нет и не может быть. И, действительно, как, например, человек может пройти сквозь человека? Как «взлететь на крыльях огня»? Или как показать «чёрного человека», тень — как самостоятельный персонаж? После долгих споров он уступал. Загорался, начинал придумывать интересные фактурно-световые решения. Он верил мне, девчонке, его бывшей студентке, моложе его на тридцать лет.
Отбросив все дежурные представления о физической реальности, мы бросались сочинять новое, иное светоживописное пространство. Так не похожее на среду обитания в его замечательных фильмах, стилистика которых, скорее, была близка итальянскому неореализму. Многие удивлялись: почему он стал заниматься мультипликацией? Ведь видеть и реализовывать образы — вещи весьма различные. Я думаю, что он просто очень любил создавать киноизображение — любое, даже самое фантасмагорическое. Он ценил художественный образ как таковой. Меня это всегда очень радовало.
В нашей анимации работа проходит в два этапа. Сначала мы «вживую» снимаем актёров в павильоне, затем покадрово проецируем кинопланы на стекло. Потом обрабатываем изображение. Генрих Саакович очень любил этот процесс создания подвижного, объёмного светопространства. Обещаю, что со временем обязательно напишу о нашей работе подробно. Сейчас просто не могу.
В 2002–2003 годах я решила сделать с ним интервью — оно называлось: «Среда обитания — Петербург». (Этот материал был потом опубликован в сборнике Российского Института Истории Искусств «Век Петербургского кино» в 2007 году.) Это было после его инфаркта; мне хотелось отвлечь, занять его, ведь он очень хотел работать, а тогда не мог. Мы говорили о его фильмах, о его видении, о мастерстве кинооператора. Я приходила к нему домой, записывала на диктофон его рассказы, показывала ему раскадровки планов фильма «Петербург», который я в то время снимала, и очень верила, что он вернётся к работе. В больнице он обещал мне: «Мы снимем ещё очень много картин вместе!» И сняли — закончили «Петербург», получили в Венеции Серебряного льва в коротком метре за «Клоуна», потом, после его инсульта, придумали и реализовывали «Демона», «Тезея», «Фауста» и «Маленькие трагедии»…
У нас был замысел нового фильма, но обещанные деньги всё не приходили и не приходили, а он очень переживал.
Работа для него была отдельной, особенной жизнью.
23 марта 2011 года.
Петербург. Ирина Евтеева.
Источник: Журнал СЕАНС
29 мар 2011
Подписаться на новости в формате RSS
последние новости
- Зарубежные х/ф 3987
- Драма 1551
- Отечественное кино 1284
- Артхаус - Авторское кино 949
- Комедия 882
- Мелодрама 641
- Французское кино 570
- Классика Голливуда 491
- Триллер 387
- Балет и танец 378
- Исторические фильмы 361
- Музыкальные фильмы 348
- Приключенческие фильмы 329
- Оперы и классическая музыка 313
- Английское кино 291
- Биографические фильмы 272
- Документальные фильмы 270
- Итальянские фильмы 240
- Военные фильмы 233
- Новое российское кино 217
Зарегистрированных: 0
Гостей: 57
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость