Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Независимое кино Америки. Джон Уотерс

 Джон Уотерс. Независимое кино АмерикиКинематограф экстремиста Джона Уотерса, самого подпольного режиссера Америки, формировался в русле уорхоловского Поп-арта, помноженного на «монтажные игры с натуралистичность» Стэна Брэкиджа. Однако в фильмах Уотерса нет ни глянцевой отчужденности уорхоловских проектов, ни той пронзительной человеческой неприкаянности, которая проступала, как изнанка этого незыблемого глянца мира вещей и логотипов. Уотерс не работал с отчужденностью. От Поп-арта он взял в основном интерес к кичу, к масскультуре, к кричащим аляповатым цветам и гротескным формам. Какие-нибудь рутинные галстуки в дурацкую полосочку, велосипеды с колесами, рулем и звоночком, брюки с ремешком, рожки мороженого диких цветов – символизм, доведенный до абсурда. Все страсти удвоены, все образы гипертрофированы. Все живые ткани заменяются сверхяркой и сверхпрочной синтетикой – полиэстером.
И Уотерс, и Уорхол тотально вовлечены в эксцентриаду жизни, не отделенной от искусства, - реинкарнация персонажей Возрождения, с той лишь поправкой, что в их случае обратная сторона титанизма стала лицевой. И совершенно невинной. Как говорит сам Уотерс: «Я горжусь тем, что моя работа не имеет общественно значимой ценности».
С самых первых фильмов (вроде «Розового Фламинго (1972)) становится понятно: автор настолько же ненавидит, насколько и любит гремучее безумие американской массовой культуры, реалии бодрияровского общества потребления, с которыми неустанно работает. В отличие от часто высоколобой литературы, кино вполне демократично, даже в своих самых рафинированных вариантах оно реализует инфантильную идею повседневного чуда. Вот почему Уотерса до сих пор столь интересно смотреть: осознавая опасность претензий масскульта на всеобщее господство, он остается абсолютно не претенциозным, не сокрушается о проблемах авторства (дескать «я тоньше и умнее толпы») и повальном кризисе кинематографа. В его фильмах, несмотря на беспрецедентный критический заряд, не ни капли снобизма, зато в избытке голливудская патока, абсурдные повороты сюжета и нарочито фальшивая игра актёров, как неотъемлемый атрибут максимальной неестественности всего существующего вокруг.
В последнее время Поп-артная эстетика Уотерса сильно смягчилась. Придумывая заурядные сюжетные ходы в непривычном синтетическом материале, режиссер занимается тем, что, по поп-артным рецептам усугубляет и монументализирует кич, превращая его в нонконформистское современное искусство. В одном из последних фильмов «Безумный Сесил Б.» (2000) Уотерс, оставаясь абсолютно опознаваемым и верным себе, проделывает противоположную операцию - обращает в кич героический пафос самого авангарда, отливая его фигуры в том же универсальном целлулоиде. Это история о банде юных кинотеррористов, ни перед чем не останавливающихся в своем крестовом походе против мейнстрима и американских идеалов. Отправляясь на очередной боевой и творческий подвиг, они клянутся именем Уорхола, а на их телах виднеются татуировки с именами святых и мучеников нонконформизма - Сэма Пекинпа и Кеннета Энгера, Райнера Вернера Фасбиндера и Дэвида Линча… «Безумный Сесил Б» - самый грустный фильм об обреченности киноавангарда. Не только потому, что героический Сесил Б. и его братья по оружию погибают в финале. Скорее, его трагизм - в признании того, что на самом деле никакого киноавангарда нет, что все героическое киноподполье оказывается лишь вытесненными фантазмами Голливуда, его явными страхами и затаенными мечтами.
Сегодня Джон Уотерс - режиссер программно скандальный, снимавший фильмы на грани смотримости. Впрочем, «несмотримость» его фильмов - не в медитативной замедленности, аскетичном минимализме, эзотерических построениях (всего того, что ожидаешь от экспериментального кинематографа), а в демонстрации Дурного вкуса, преображающегося в изысканный. Эстетизация отвратительного и артизация тошнотворного, отражающие двойную страсть режиссера - к моде и преступлениям, - главные элементы творчества Уотерса, ни сколько разоблачающие «американскую мечту», а сначала вдавливающие ее в самое дно, а потом и высмеивающие самыми грубыми и абсурдными способами. (Так в фильме «Мамочка-маньячка-убийца» (1995) последняя из жертв расплачивается жизнью за то, что носит белые американские кроссовки, давно вышедшие из моды). Фильмы Уотерса часто трактуют как едкую сатиру на средний класс, но это верно лишь отчасти. Главная цель режиссёра – вызвать у зрителя отвращение, шок, смех, любой ценой добиться непосредственной эмоциональной реакции. В этом он следует формуле американского трэша и, в частности, своего кумира – продюсера Уильяма Касла: при минимальном бюджете привлечь внимание зрителей с помощью шокирующих сцен и необычных приёмов, а так же через призму своего веселого и жестокого видения показать зрителям (в данном случае американцам), среди чего мы все живем, в каких идеалах варимся и какой бессмыслице поклоняемся. (Текст: Владимир Рутман для проекта ИНОЕКИНО)

11 янв 2011

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 68




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов