Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

ШТИРЛИЦ В ШОКОЛАДЕ, или колоризация истории

С некоторых пор, а точнее с прошлого мая, я включаю телевизор с опаской. Вот, к примеру, две недели назад по Первому шли "Веселые ребята". Я включил – и с экрана на меня брызнули сочные рекламные тона, как в туристическом каталоге: синее небо, зеленая трава, загорелые лица и белозубые улыбки. "А рядом с нами проплывает красавец белый теплоход". Черно-белый шедевр отечественной комедии раскрасили. Причем не где-то, а в Лос-Анджелесе: из самого Парижа суп, из самого Голливуда краски. Вместо обаяния эпохи вышел нэпманский китч, "не просто компьютерно, а гламурненько", как выразился известный кинокритик. Были "Веселые ребята", стали "Мажорные ребята". Сделали нам красиво.

(Кто не помнит, это из "Бани" Маяковского:

Мезальянсова . Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение.
Иван Иванович . Да, да! Сделайте нам красиво! В Большом театре нам постоянно делают красиво.)

Нам начали делать красиво с мая 2009г., когда к празднику Победы дуплетом покрасили (или, как это называется на профессиональном жаргоне, "колоризовали") фильмы "В бой идут одни старики" и "Семнадцать мгновений весны". Сделали, так сказать, подарок ветеранам, хотя, по совести, ветеранам сделали подставу (или подмену), а заигрывали совсем с другой публикой, с молодежью. Привлекали ее патриотизмом в палитре Муз-ТВ.

Патриотизм получился сомнительный: одно дело пассионарно покрасить красный флаг в "Потемкине", а в раскрашенных "17 мгновениях" неожиданно полезла вагнеровская эстетика нацизма – красные полотнища с черными крестами, красные повязки на рукавах, словно в комедии Мэла Брукса "Продюсеры" про бродвейский мюзикл из истории Третьего Рейха. Ну а про эпизод, где цветной Штирлиц смотрит черно-белую "Девушку моей мечты" (хотя в реальности фильм был цветной!) написали уже, кажется, все.

В общем, эффект от колоризованного Штирлица вышел смешанный: по этому поводу была отличная пародия в "Большой разнице", где Штирлиц в красном мундире шел по кислотного цвета коридорам, радистка Кэт с силиконовыми губами была похожа на Барби, а Мюллер в цветастом кителе с помадой и подведенными глазами томным голосом говорил: "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться". Раскрашенная "Золушка" с Раневской была немногим лучше: по замечанию одного блоггера, "картинка "Золушки" таки была убита, из милой сказки получилась картонная бордельщина".

Остается только представить, какое пространство для деятельности открывается перед продюсерами, озабоченными социальным заказом на "красиво" и "доступно". Уже объявлено о переводе "Экипажа" Митты в формат 3D – наш ответ Чемберлену, то есть Камерону с его "Аватаром". А еще можно озвучить и раскрасить немые фильмы Чаплина. А чем хуже "Андрей Рублев"? – зверства татар в цвете будут выглядеть куда как более убедительно. Или тот же "Потемкин": одно дело, когда механики ночами красят химическим карандашом на пленке красный квадратик флага, а тут можно в цвете такую одесскую лестницу задвинуть с коляской и трупами, такой потемкинский борщ! В перспективе просматривается колоризация "Черного квадрата" Малевича и приделка рук Венере Милосской.

Как говорил незабвенный Филипп Филиппович, "не читайте советских газет до обеда", а вот я теперь боюсь смотреть старые фильмы, особенно перед праздниками. Никогда не знаешь, кого и где раскрасят. При этом мои сомнения не столько эстетического (как говорится, на вкус и цвет… в буквальном смысле), сколько этического плана. Это ведь не цвет, а рас-цвечивание. Уходит идея подлинника, оригинала – приходит колоризация, тюнинг, фейслифт и евроремонт . Нэпманы говорили "сделайте мне красиво", сегодня говорят "побАлуйте себя". Был закон жизни – стал закон фейка.

Раскрашенный Штирлиц – явление одного порядка с лужковским псевдоремонтом Москвы: вроде как вокруг все то же самое, только повеселее, из гипсокартона и с подземным паркингом. Законом жизни стала ретушь: ретушь стен и фасадов, ретушь лиц и тел, ретушь кинопленки и исторической памяти.

Именно последним – колоризацией памяти – занимается наша официальная пропаганда уже более 10 лет. На этом пути были "Старые песни о главном" (где, например, "Шаланды, полные кефали" вместо Марка Бернеса поет Леонид Агутин: как говорится, почувствуйте разницу) и парфеновский проект "Намедни", который ненавязчиво примирял зрителя с советской действительностью; было возвращение России советского гимна и объявление изгнания поляков из Кремля 4 ноября 1612 г. новым национальным праздником, в подтверждение чего был выпущена череда фильмов, включая антипольский блокбастер "1612".

Апофеозом исторической колоризации стал телевизионный проект "Имя Россия" -- ток-шоу по мотивам российской истории с полным набором медийных технологий: рейтинги, голосовалки, хедлайнеры политической тусовки, конфликты и скандалы. "Имя Россия" — это история в глянцевой упаковке, история для потребителей, которые выбирали между сложными историческими персонажами, как между сортами пива.

И поэтому Штирлиц – проект политический. Мы берем из прошлого только хорошее и окрашиваем его в цвета современности. Это история в жанре глянца и попсы. Спектр колоризации поистине безграничен: от безобидного "Штирлица в шоколаде", по-бондовски загорелого и уверенного, до "Сталина в шоколаде", который тоже подвергся очистке, оцифровке и удалению шумов и появился в обличии "эффективного менеджера" на страницах филипповского учебника истории и мудрого Главкома на праздничных плакатах к 9 мая. Колоризация истории – это та же историческая фальсификация, только по-тихому.

И в заключение история, которая тоже приключилась год назад. Накануне 9 мая 2009 года интернет запестрел баннерами одного известного московского клуба, который зазывал гостей на тематическую вечеринку, посвященную 9 мая, с участием "сексапильных радисток" и "медсестер в коротких юбках". Над всем этим кокетливо красовалась георгиевская ленточка. Я им тогда, помню, наивно написал мейл, что-то насчет праздника со слезами на глазах, что есть поводы, по которым танцевальные вечеринки неуместны и т.п. Ответа, естественно, не получил. А сейчас думаю – так ведь это тоже колоризация памяти. Прошлое должно быть доступным, цветным и по возможности прикольным.

В меню телевизора есть хорошая опция: поставить цветность на ноль. В жизни такой возможности нет. Но так иногда хочется, выходя на улицу, надеть черно-белые очки.


Источник: Авторская колонка - Сергей Медведев, http://finam.fm
11 апр 2010

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 65




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов