Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Почему «Оскары» - это жульничество

 
82-я церемония вручения премии "Оскар" пройдет в Лос-Анджелесе 7 марта 2010 года. KINOTE публикует перевод колонки Джона Пилджера, который убежден, что «Оскары» - это жульничество. Почему так много плохих фильмов? В этом году номинации на «Оскар» являют собой парад пропаганды, стереотипов и просто недобросовестности. Преобладает тема, старая, как сам Голливуд: божественное право Америки захватывать другие народы, красть их историю и оккупировать нашу память. Когда, наконец, режиссеры и сценаристы начнут вести себя как творцы, а не как сутенеры, обслуживающие взгляд на мир, зацикленный на контроле и разрушении? Я вырос на кино-мифе о Диком Западе, который был достаточно безобиден, если только вы не имели несчастья родиться индейцем. Формула не изменилась. Своекорыстные искажения делают из благородства американских колониальных агрессоров прикрытие для резни, от Филиппин до Ирака. Всю силу махинации я осознал только тогда, когда как репортер попал во Вьетнам. Вьетнамцы были «узкоглазые» или «индейцы», чье поставленное на конвейер истребление предопределялось фильмами с Джоном Уэйном и отдавалось на откуп Голливуду, дабы он навел на него глянец или искупил грехи. Я намеренно использую слово истребление, потому что Голливуд умеет блестяще замалчивать правду об американской агрессии. Это не войны, а экспорт смертоносной, подсевшей на оружие «культуры». А когда вырабатывается идея психопатов как героев, кровавая мясорубка становится «Американской трагедией» с саундтреком, воплощающим чистую экзистенциальную тревогу.

Американские лакировщики действительности


«Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу снят именно в этой традиции. Фаворит во многих номинациях на «Оскар», ее фильм «лучше, чем любой документальный фильм о войне в Ираке из тех, что я видел. Он настольно реален, настолько страшен» (Пол Чэмберс, CNN). Питер Брэдшоу в Guardian утверждает, что в нем есть «простая, лишенная претензий ясность», он «рассказывает о долгом и мучительном конце игры в Ираке» и «говорит об агонии, лжи и трагедии войны гораздо больше, чем все эти серьезные благонамеренные картины». Какая чушь. Фильм дает возможность пощекотать себе нервы, находясь в шкуре очередного психопата, которого вставляет насилие в чужой стране, где легко забывается гибель миллионов людей. Шумиха, поднятая вокруг Бигелоу, связана с тем, что она, возможно, станет первой женщиной, которая получит «Оскара» за лучшую режиссуру. Это оскорбительно, что все так расхваливают женщину за типично мужской жестокий военный фильм. Это отголоски тех панегириков, что пелись «Охотнику на оленей» (Deer Hunter, 1978), превозносившемуся критикой как «фильм, который мог бы искупить вину целого народа»! «Охотник на оленей» восхвалял тех, кто истребил три миллиона вьетнамцев, при этом превращая тех, кто оказывал сопротивление, в ходульные фигуры коммунистических варваров. В 2001 году Ридли Скотт в «Черном ястребе» (Black Hawk Down) обеспечил похожий, хотя и более грубоватый, катарсис для еще одного «благородного провала» на этот раз в Сомали, приукрасив героическое истребление 10 000 сомалийцев. В свою очередь показательна судьба замечательного американского военного фильма «Без цензуры» (Redacted). Фильм, снятый Брайаном Де Пальмой в 2007 году, основан на реальной истории группового изнасилования иракской девочки-подростка и убийства ее семьи американскими солдатами. В нем нет героизма, нет очищения. Убийцы есть убийцы, и Де Пальма изобретательно описывает Голливуд и прессу как сообщников эпического преступления в Ираке. Фильм заканчивается серией фотографий погибших иракских мирных граждан. Когда от Де Пальмы потребовали затемнить их лица «по юридическим причинам», он сказал: «Я думаю, это ужасно, потому что теперь мы отказываем этим страдающим людям даже в праве иметь лицо. Ирония «Без цензуры» в том, что фильм был, в действительности, подвергнут цензуре». Пройдя в США в ограниченном прокате, фильм практически исчез. Считается, что не американское (не западное) человечество не обладает достаточной привлекательностью для бокс-офиса, будь оно живое или мертвое. Они – «другие», кому в лучшем случае разрешается быть спасенными «нами». В «Аватаре», гигантской машине для печатания денег Джеймса Кэмерона, благородные 3-D дикари по названием на’ви нуждаются в хорошем парне, американском солдате, сержанте Джейке Салли, чтобы тот их спас. Это доказывает, что они – «хорошие». Мой «Оскар» за худший фильм уходит к «Непобедимому» (Invictus) Клинта Иствуда, елейному оскорблению борьбы против режима апартеида в Южной Африке. Фильм, основанный на хвалебной биографии Манделы, написанной британским журналистом Джоном Карлиным (John Carlin), мог бы быть продуктом пропаганды апартеида. Поддерживая расистскую бандитскую культуру регби (В фильме Мандела берет на себя заботы о национальной команде по регби, состоящей в основном из белых с расистскими убеждениями.) как панацею для «радужной нации», Иствуд не дает ни намека на то, что многие чернокожие жители ЮАР были глубоко обескуражены и уязвлены тем, что Мандела взялся опекать этот ненавистный символ их страданий. Он залакировал белое, но только не черное насилие, угроза которого постоянно витает в фильме. Что же до расистов, то у них золотые сердца, потому что «на самом деле, они не знали». Лежащая в подтексте тема хорошо знакома: колониализм заслуживает прощения и приятия, но только не справедливого наказания.

Чистый реализм


Поначалу я думал, что «Непобедимого» не нужно принимать всерьез, но посмотрев на сидевшую в зале молодежь, которой ужасы апартеида ни о чем не говорили, я понял, какой ущерб наносит этот ловкий обман нашей памяти и ее моральным урокам. Вообразите себе Иствуда, снимающего эквивалент счастливого самбо на глубоком американском Юге. Он бы никогда не посмел это сделать. Фильм, получивший больше всего номинаций на «Оскар» и поддержанный критикой, - «Мне бы в небо» (Up in the Air). Джордж Клуни играет в нем человека, который летает по Америке, увольняя людей и собирая очки за налетанные часы. Прежде чем банальность растворится в сентиментальности, авторы успевают отыграть все стереотипы, особенно в том, что касается женщин. Есть стерва, святая и мошенница. Однако, «это кино для нашего времени», - говорит режиссер Джейсон Райтман (Jason Reitman), хвастающийся тем, что снял в фильме реальных людей, потерявших работу. «Мы спросили их, как это потерять работу в таких экономических условиях», - говорит Рейтман, - «затем мы уволили их перед камерой и попросили их реагировать так же, как они реагировали когда реально теряли работу… Это был невероятное ощущение – смотреть на этих непрофессиональных актеров, демонстрировавших 100% реализм». Да уж, вот это победитель.


Источник: KINOTE, Перевод: Инна Кушнарева. Джон Пилджер, New Statesman
25 фев 2010

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 31




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов