Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Почему сейчас нет великих фильмов?

Режиссер-новатор Алексей Герман, фильмов которого ждут годами и никогда не разочаровываются, сетует на то, что общество требует от художников лжи, а киноискусство измеряется метрами и тоннами.

Какие русские фильмы вы считаете великими?

* Знаешь, во Франции существует влиятельный журнал о кино "Кайе дю синема". Он сделал премию "Пятьдесят лучших фильмов последних пятидесяти лет". Из России взяли две картины: "Дни затмения" Александра Сокурова по повести братьев Стругацких и мою "Хрусталев, машину!". И все. Я со сцены возразил, что нельзя не назвать Тарковского. Мне сказали, что можно: "Вы же не знаете всего мирового кино, а мы знаем. Он, так сказать, великий мастер, но он не сделал шага вперед для кино". Они оценили так, но я все равно не знаю в русском кинематографе никого лучше Тарковского.

Когда появляется великое кино?

* Что понадобилось для того, чтобы возник Чаплин? Может быть, понадобилась Великая депрессия. Людям очень захотелось улыбнуться, посмеяться хотя бы над самими собой. Но понадобилась еще и политическая обстановка в Америке. Ведь когда тот же самый Чаплин начал в 1940 году снимать антигитлеровскую картину "Великий диктатор", Америка еще не была в состоянии войны с Германией, и пресса спустила на него всех собак. Но президент Рузвельт вызвал к себе Чаплина и сказал: "Снимай, снимай. Это нужно". Понимаешь? То есть существовала какая-то общественная и государственная необходимость. У нас сейчас никакой необходимости для того, чтобы появилось великое кино, нет. Более того, у нас существует, как мне кажется, потребность в посредственном кино.

Почему у вас сложилось такое мнение?

* Совсем недавно председатель Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев рассказывал о том, как делаются картины на студиях, которыми он руководит. Он ни слова не сказал о том, какие это фильмы, о чем они, что хотят сказать ими художники. Он перечислил количество метров кинопленки, освоенных на этих студиях: "Здесь восемьсот метров. А здесь уже шестнадцать тысяч..." Можно с таким же успехом рассказывать о весе расходуемых материалов, например: "Мы сдали две тонны кино". Это будет то же самое. Знаешь, я в последнее время смотрю множество лент. Я закончил снимать "Историю арканарской резни" довольно давно, а сейчас приступил к озвучке. Для этого нужны разные голоса: у меня было много не артистов и многие из снимавшихся умерли. И вот я эти голоса пытаюсь выловить из современных картин. Знаешь, практически все говорят одинаково. У нас есть лишь несколько людей, на чей голос обратишь внимание. А ведь сколько разных голосов было еще пятнадцать лет назад! Но они исчезли. Новые же учатся разговаривать на одном московско-таганском наречии.

В новом кино, которое вы смотрите, есть что-то, что в принципе внушает надежду? Может быть, фильмы вашего сына?

* У нас с ним близкая дружба. Однако мой папа (выдающийся советский писатель Юрий Герман. — прим.) так мучил меня, влезая в мои режиссерские дела, что я не хочу своему сыну того же. Я его уговаривал, умолял не идти в эту профессию. Он ведь был хороший журналист, кстати. И теперь, раз он не послушал, я в принципе не смотрю его картины, хотя и чувствую, что он хороший режиссер. Но дело не в этом. Мне кажется, у нас подрастает хорошее поколение операторов и режиссеров, однако надо дать этому поколению продвинуться. Позволят ему это сделать? Одного из лучших, наиболее толковых наших продюсеров, Сергея Сельянова, журналисты спросили: "Вы бы стали работать с Тарковским?" — и он ответил: "Нет, ни в коем случае. Что вы, что вы!" Это напечатано в газетах. Поэтому я ничего не жду у нас от искусства кинематографии, нет. А последним постановлением партии и правительства, после которого в стране останется девять продюсеров и появятся госзаказы и так далее, всю молодежь вообще загубят. У нас было много неудачных реформ, эта — самая неудачная.

То есть мы получим ура-патриотическое кино?

* Нет, ничего не получим. Потому что ура-патриотическое кино тоже надо сделать так, чтобы его люди смотрели. А если делать его халтурно, то уж лучше смотреть американские боевики. Они тоже халтурные, но все же поинтереснее. У нас такой литературный материал: Чехов, Толстой, Достоевский, Юрий Трифонов. В этом мы впереди планеты всей. А мы говорим: "Ну ладно, это все пусть. Давайте лучше запустим сериал про убийство банкира на тринадцать километров". Это надежно. Знаешь, был у нас царь Николай I. Он много чего сделал — и хорошего, и плохого. Но мы мало помним о нем. Что он декабристов казнил, что проиграл Крымскую войну и еще что он про Пушкина, про "Бориса Годунова", сказал: "Лучше переделать в духе Вальтера Скотта". Вот наших господ руководителей будут помнить примерно за то же. Чиновникам Госкино харакири бы себе сделать, а они глаза отводят и дальше себе руководят. При Сталине тоже было жесткое государственное руководство кинематографом, но все-таки был и Эйзенштейн. А это чудеса России. При Сталине и Ахматова существовала, и Заболоцкий. В общем, если вдуматься, при Сталине у нас был расцвет поэзии. И фильмы Эйзенштейна, и, как ни крути, "Чапаев". Сталин сволочь был страшная, думаю, он в аду собственные кости грызет, но в период до войны, пока не совсем сошел с ума, он все-таки немножко в искусстве понимал. А нынешние вообще ничего не понимают. Они глаза прячут: им самим неловко.

Чем вы займетесь после "Истории арканарской резни"?

* Я потерял нить в кино. Я не понимаю, о чем мне надо говорить со своим народом. Я не понимаю, чего он от меня хочет. У меня такое ощущение, что он хочет, чтобы я врал. Поскольку общество у нас очень сильно врет по любому поводу, то мне кажется, что и от кинематографистов требуется то же. А если они врать не будут, то они и не нужны. Поэтому я бы, может, занялся чем-то другим. Мне бы хотелось кое-что написать. Мы пишем вместе с женой и даже получали государственные премии как литераторы и сценаристы. Ко всему прочему я театральный режиссер. Я бы хотел попробовать в театре, но там во мне тоже не очень заинтересованы: я долго работаю.

Источник: Film.ru
16 фев 2010

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 63




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов