Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Ингмар Бергман. Достичь абсолютного совершенства


Он говорил: «Кинематограф – это лица, движения, голоса, жесты, тени и свет, настроения, мечты – ничего определенного, ничего ощутимого, но только мгновенное – иначе говоря, только видимость».

Он описывал безнадежный мир измученных людей, замкнутых в своем одиночестве. Он снимал «картины агонии», которые могли быть буквальной иллюстрацией знаменитого высказывания Кокто: «Кино – это искусство, показывающее, как смерть делает свое дело». Так говорит и один из персонажей его фильма: «Жизнь – это ни что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти».
Множество толкователей творчества Ингмара Бергмана пыталось ограничить личность великого мастера безмерным скептицизмом. Сам же он писал: «Всю сознательную жизнь я прожил с чувством, которое спасало меня в критические моменты и в несчастьях, было мне столь же надежной опорой, как и мое сердце. Бах называл это состояние радостью, Божьей радостью».

Он строил свои фильмы по образцу картин средневековых художников - «с той же объективностью, с той же чувствительностью, с тем же восторгом». Он противопоставлял догматизму и нетерпимости «молоко человеческой нежности». Он утверждал, что каждый человек, сталкиваясь с жестокостью и уродством земной жизни, неизменно приходит к утверждению двух незыблемых ценностей – Любовь и Творчество. Любовь как источник нового творения. «Любовь всепобеждающая торжествует!» 90 лет назад родился Ингмар Бергман (1918 - 2007).

К 90-летию со дня рождения великого шведского режиссера Ингмара Бергмана телеканал «Культура представляет ретроспективу художественных лент мастера:

15 июля в 23:55 – художественный фильм «Седьмая печать»,
16 июля в 23:50 – художественный фильм «Персона»,
17 июля в 23:50 – художественная лента «Земляничная поляна»,
18 июля в 23:50 – художественный фильм «Сарабанда»,

Смотрите также документальные ленты, рассказывающие о жизни и творчестве режиссера - «Бергман и остров Форё» (14 июля в 23:50) и «О "Сарабанде"» (18 июля в 22:45).

«Бергман и остров Форё». Само присутствие режиссера в кадре – режиссера, которого мы привыкли воображать в зеркале его картин, а не видеть участником фильма, - уже большое событие. Бергман, находясь на пустынном и таинственном острове Форё в Балтийском море, впервые откровенно говорит о себе, о своем детстве, о своем отношении к окружающему миру. В этой картине зрители впервые могут приблизиться к пониманию внутреннего мира своего кумира, а их проводником в этом путешествии станет сам великий режиссер. Интересно все, каждая деталь рассказа Бермана. Но даже больше, чем его слова, интересно то, как он двигается, как говорит, как улыбается, как живет. Именно в этих бытовых характеристиках перед нами и открывается настоящий Бергман.

«Седьмая печать» - один из главных фильмов Бергмана и самая известная картина-притча мирового кинематографа. Это фильм о философии и метафизике, о смерти и о внутреннем мире человека. Сам Бергман говорил о ней: «"Седьмая печать" - одна из немногих картин, по-настоящему близких моему сердцу». В основу картины легла пьеса Бергмана «Роспись по дереву», а название взято из «Откровения» Иоанна Богослова.
Рыцарь Антониус Блок возвращается из крестового похода в родную Швецию… Его шахматный поединок со Смертью – один из самых известных эпизодов классического кинематографа; путешествие рыцаря и его оруженосца по пришедшей в упадок стране – затертый эпический сюжет – приобретает новое глубокое значение. В пути они встречают девушку, которую должны сжечь как ведьму. С ней Антониус Блок говорит о смысле бытия, о жизни и смерти, но она не может ему помочь. Он хочет исповедаться, но не знает, что его исповедник – сама Смерть. Кто же из них выиграет начатую партию?

«Персона». Это картина об одиночестве. Одиночестве внутреннем и одиночестве внешнем. Известная актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) во время одного из спектаклей замолкает посреди действия. Сначала непонятно, то ли она стала немой, то ли это каприз. Наблюдающий ее психиатр советует ей отправиться на природу. Фру Фоглер едет к морю в сопровождении сиделки Альмы (Биби Андерсон). Элизабет все время молчит, а Альма рассказывает ей о своей жизни. Но удастся ли двум женщинам найти общий язык? Сам фильм рассыпается на разрозненные реплики. Многие сходятся во мнении, что «Персона» неискушенному зрителю могла бы показаться импровизацией, но за, казалось бы, бессвязными отрывками стоит колоссальная работа актеров и режиссера.

«Земляничная поляна» - один из самых известных фильмов Бергмана. Его структурная композиция – путешествие, географическое (профессор Исаак Борг с невесткой Марианной едет на торжественную церемонию по случаю присвоения почетного звания), временное (посещая те места, где прощла его молодость, он встречает старых знакомых) и пространственное (сны перемежаются с реальностью). Это фильм – взгляд внутрь себя, фильм – проекция своего прошлого на свое настоящее, попытка разобраться героя в себе самом. В нем Бергман определяет для себя те сюжетные и стилевые средства, которые впоследствии станут характерными чертами его творчества.
«В «Земляничной поляне» я без малейших усилий и вполне естественно перемещаюсь во времени и пространстве, от сна к действительности <…> Главная движущая сила «Земляничной поляны» - отчаянная попытка оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими до мифических размеров родителями, попытка, с самого начала обреченная на неудачу. Лишь много лет спустя мать и отец обрели в моих глазах нормальные пропорции - растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть. И наши встречи наполнились доверительностью и взаимопониманием», - пишет режиссер об этой работе.

К теме семейного непонимания Бергман вернется в картине «Сарабанда». Конфликт отца и дочери тесно переплетается с конфликтом мужа и жены – в этом фильме Бергман безжалостно препарирует человеческие эмоции. Марианна (Лив Ульман) приезжает к бывшему мужу Йохану (Эрланд Йозефсон) и остается погостить у него на несколько дней, - между ними дружеские, хотя и прохладные отношения. Она становится случайной конфиданткой Карин (Юлия Дюувениус), дочери сына Йохана (Борье Альстедт) от другой жены. Жизнь на периферии катастрофы – вот как можно было бы охарактеризовать этих четырех людей, любящих друг друга, но не умеющих разрешить ни внутреннего, ни внешнего конфликта.
Павильонная съемка придает картине ощущение интимности, камерности, сопричастности действию. Зритель ощущает себя вуайеристом, подглядывающим в замочную скважину. Сама структура фильма минималистична и схематична: 4 актера, 10 диалогов, пролог и эпилог. Однако в эти жесткие рамки попадает вся гамма человеческих эмоций, и невольно вспоминаешь, что от любви до ненависти всегда один шаг.

О том, как на самом деле проходила работа над картиной, зрители узнают из документального фильма «О "Сарабанде"». «Я требую от других того же, чего сам пытаюсь достичь, - абсолютного совершенства», - говорит режиссер. Своими впечатлениями от работы с Бергманом делятся также актеры и технический персонал, занятый в процессе съемок. «Он такой деятельный… Он не только работает с текстом – он подбадривает, старается обсудить все до съемок», - рассказывает Юлия Дуфвениус, исполнительница роли Карин.

Пресс-служба телеканала «Культура»

16 июл 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 40




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов