Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Константин Селиверстов: «Новый фильм позволит существенно расширить мою аудиторию»




Константин Селиверстов: «Новый фильм позволит существенно расширить мою аудиторию»

В начале июня увидит свет новый фильм петербургского независимого режиссёра Константина Селиверстова «Сцены из жизни богемы». Фильм, как он нам признался, не совсем для него характерный – в нём не будет сюрреалистических эротических сцен, зато будет более вычерченная концепция. Новый этап в творчестве режиссёра. Но можно предположить, что скорее всего снова не обойдётся без фирменного юмора. Так что это вновь будет вызов многочисленным псевдоэстетам, служителям морали и излишне консервативно-настроенным критикам. А пока режиссёр нам рассказал про моду на независимое кино, курьёзы во время съёмок и штампы и ярлыки от отечественной кинокритики.

Константин, вы закончилиЛенинградский Инженерно-Экономический институт, затем курсы при Ленфильме, далее вы работали заместителем главного редактора газеты «Петербургский Литератор», после чего стали снимать фильмы. Прокомментируете данную цепочку?

Высшее экономическое образование я получил довольно-таки давно. Закончив школу, не имел ни малейшего представления, что делать дальше. Ну, и по совету дедушки стал изучать экономику. После первого же рабочего дня, я – дипломированный экономист, готов был повеситься! Это была трагедия. Я понял, что 5 лет моей учебы были выброшены на ветер. Начал сочинять короткие рассказики. Выступал с ними со сцены. Познакомился с актерами. Поступил учиться на курсы киносценаристов. Ходил в Дом Кино фильмы смотреть. Потом началась моя журналистская деятельность. Пять лет работал в газете Союза писателей Санкт-Петербурга. Было весело…

Когда газета перестала существовать, мой бывший однокурсник подарил мне видеокамеру. Пришлось снимать кино. Мой первый фильм я сделал в 1997 году. Он назывался «Моцарт в Петербурге». Я показал его известному режиссеру Игорю Шадхану и через неделю он уже шёл по телевидению. Ну, и дальше пошло-поехало. Сейчас выходит мой девятый фильм «Сцены из жизни богемы».

 Бытует мнение, что в американском кинематографе уже нет деления на «андеграунд» и «массовое», так как и там и там продюсеры преследуют одни и те же цели – собрать кассу. Различие только в масштабах. Что вы можете сказать про современное наше отечественное кино?

Я не кинокритик. Поэтому мне представляется не совсем этичным давать оценку работам моих коллег. Конечно, у меня есть своё мнение по поводу каждого из просмотренных мною фильмов, но я предпочитаю в прессе не высказываться по этому поводу.

Если оценку работе коллег вы предпочитаете не озвучивать, то можете что-то сказать о современном зрителе? Есть ли разница между зрителем сейчас и лет 15 назад? Я не говорю о массовом зрителе. Больше интересует, не стало ли к примеру увлечение зрителя независимым кино разменной монетой, модностью?

Согласен. Сейчас появилась мода на независимое кино. Молодёжь всюду разыскивает диски с редкими, оригинальными фильмами. И меня это очень радует.

Что касается ситуации 15 лет назад, то тогда ещё только начиналась «эпоха видео». Многие фильмы были совершенно недоступны. Сейчас, в том числе и с помощью интернета, можно найти любой фильм. Было бы желание! 15 лет назад о нынешнем изобилии можно было только мечтать. Впрочем, вопрос в другом: как воспользуются зрители новыми возможностями? Если почитать «в контакте», какие фильмы большинство молодых людей называют своими любимыми, то можно просто сойти с ума от отчаяния…

Я знаю, во время ваших съёмок было немало курьёзных и комичных случаев. Не вспомните хотя бы парочку?

В фильме «Марсианские хроники» есть сцена штурма Смольного. Конечно, штурм юмористический, никто не бежал с оружием. И, тем не менее, мы были остановлены ОМОНом - к счастью, не арестованы.
В этом же фильме снимали сцену в помещении районного Суда. Нам дали время на съемку всего 2 часа. Я понятия не имел, чем вызвано это ограничение. Естественно, что через 2 часа была снята только половина того, что было запланировано. И тут, к изумлению всей съемочной группы, в зал заходят подсудимые, адвокаты, прокурор, короче говоря, начинается судебное заседание, самое настоящее. В этот момент скамья подсудимых (там даже не скамья была, а клетка) оказалась занята актерами, судейские места заняты. И в результате образовалось два коллектива: один, собирающийся заниматься реальным судопроизводством, и другой, актерский, который тоже уходить не собирался. В результате, какое-то время оба коллектива сосуществовали вместе, пока мы в быстром темпе не завершили эту сцену. Даже адвокаты подсказывали нам, где мы допустили какие-то ошибки процессуальные.

На съемках фильма «Бесы» моя съемочная группа посягнула на... культурное достояние нашего города. Гераклу, который вот уже почти 200 лет поддерживает Антея у входа в Горный институт, исполнитель одной из главных ролей Улик Мехтиивич ухитрился отломать ногу.
   Правда, такой цели мы перед собой  не ставили. Более того, как выяснилось позже, виноваты в этом были не мы, а недобросовестные реставраторы. Десять лет назад скульптуру реставрировали польские специалисты, которые забыли укрепить её арматурой.
   В результате наша кинокомпания, во главе с архитектором Палачевым, на свои собственные деньги восстановила древнегреческому герою недостающую конечность. И, в отличие от поляков мы сделали это на совесть. Кстати, шёл 2003 год.
   Таким вот образом мы поучаствовали в подготовке нашего города к  славному юбилею.

Чем продиктовано наличие большого количества комичных эротических сцен в ваших фильмах? Это кич или попытка вывести кого-то (что-то) на чистую воду?

Мне кажется, что эротические сцены в контексте комедийных фильмов смотрятся очень смешно. А мои сценарии предоставляют возможность для проявления творческой фантазии в этом направлении. Впрочем, должен разочаровать поклонников моего эротического творчества. В новом фильме ничего ЭТАКОГО они не увидят…

Часто ли приходилось так сказать объясняться Константину Селиверстову перед зрителем за свои кинохулиганства?

Ни разу не приходилось! Мне, чаще всего, везло со зрителями, приходящими в кинотеатры на мои показы.

Другое дело, телевизионная аудитория. Она гораздо шире, разнообразнее. Не все телезрители подготовлены к тому, что мои герои называют вещи своими именами. Не всем приятно узнать в таких персонажах самих себя. Это всё равно, что хроническому алкоголику впервые увидеть себя в зеркало. Он- то представляет себя по меньшей мере Аленом Делоном, а на самом деле…

Ваши герои очень много философствуют на самые разные нескучные темы. Слушая их, трудно сдержать смех и в то же время их можно ещё долго цитировать, особенно применительно к быту и сознанию русского человека. Вы можете прокомментировать мысли и позицию своих героев с эстетической точки зрения?

Мои фильмы, прежде всего, сатирические. Наверное, все вместе они складываются в какую-то несложную философскую концепцию. Но как её сформулировать? Кинокритик Дмитрий Генералов остроумно заметил, что фильмы Селиверстова – это записные книжки Сергея Довлатова, экранизированные Джимом Джармушем с участием Тинто Брасса. Я ничего не имею против такого определения.

Скажите, обучение искусству снимать кино на «Ленфильме» лично вам что-то дало? Я не имею ввиду атмосферу, а именно вопрос техники и преподавания.

Меня не обучали, как снимать кино. Меня обучали писать сценарии. Вообще, учить любому виду творческой деятельности - очень сложно. К сожалению, в процессе учёбы я абсолютно ничего не соображал в практике создания фильма. Сейчас  наверняка получил бы гораздо больше нужных мне знаний. Но, увы, поезд ушёл. Придётся заниматься самообразованием…

Поговорим о вашем новом фильме «Сцены из жизни богемы». Почему вдруг у вас возникла идея снимать фильм, ссылаясь на сразу три источника?

 В 2003 году в Москве в кинотеатре «Дом Ханжонкова» проходил Международный фестиваль независимого кино. Моя бабушка Цецилия Селиверстова получила на этом фестивале приз за лучшее исполнение женской роли в фильме «Смежные комнаты». В числе призов, которые были ей вручены, оказалась кассета «Жизнь богемы» - фильм финского режиссера Аки Каурисмяки. Посмотрев этот фильм, я был совершенно очарован. Прочитал роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», на основе которого Каурисмяки сделал свою картину. Ну, а опера Пуччини «Богема» мне была и раньше хорошо известна. Но решение самому взяться за этот сюжет пришло только в прошлом году. Я написал сценарий, перенеся действие романа в современный Петербург. Работа над фильмом шла почти год и вот, наконец, я готов представить его на суд зрителей.

Константин, вы обмолвились, что в «Сцены из жизни богемы» впервые нет эротических сцен. Для вас это нетипично. Как я понимаю, решение для вас было непростым?

 Решение было очень простым. «Сцены из жизни богемы» - совершенно новый этап моего творчества (извините, за высокий стиль).

Вы видите в вашем потенциально новом зрителе чувство высокого стиля? Я не имею ввиду тех, кто с вашими фильмами уже давно знаком.

Я вообще не забиваю себе голову вопросом, что есть у моего зрителя, а чего у него нет. Но одно для меня бесспорно: новый фильм позволит существенно расширить мою аудиторию.

Джим Джармуш также очень любил Каурисмяки и ждал с нетерпением его новый фильм - «Жизнь Богемы». На тот момент Джармуш был всегда в примерно «своём стиле»… пока он не снял «Мертвец». Очень много параллелей возникает. Вопрос в следующем - есть ли такой момент в жизни у режиссёра, который в основном снимает то, что прежде всего ему самому интересно, когда он вдруг резко поворачивает в сторону или может быть вверх?

Конечно. Причём, таких поворотных моментов в жизни (творчестве) может быть несколько. Что касается меня, то давайте подождём премьеры «Сцен из жизни богемы» и тогда поговорим об этом поподробнее.

Мне кажется ваши фильмы тем и симпатичны, что всё естественно и близко, как на ладони. К вашей работе вообще можно применять такие понятие как «бюджет», «съёмочная площадка» или к примеру «21-й дубль»?

 По порядку. Бюджет есть у любого фильма, даже самого малобюджетного. Съёмочная площадка, насколько я понимаю, это то место, где происходит съёмка фильма. В павильонах я не снимаю. Только в интерьерах. Следовательно, в интерьерах и находится моя съёмочная площадка. «21-й дубль»? Больше десяти дублей я обычно не снимаю.

Героев «Богемы» играют все те же ваши актёры? Их участие в ваших фильмах уже как постоянство героев народных сказок.

Я восхищён их работой в этом фильме. Назову тех, кто исполнил главные роли: Сергей Чернов, Евгений Волков, Владимир Тыминский, Елена Шварева, Николай Палачев.  

Фильм Аки Каурисмяки «Жизнь богемы» весьма грустный и неоптимистичный. А ваш фильм каков в этом отношении?

 Очень весёлый и очень грустный.

Есть у вас такой фильм «Стоматолог: История убийцы». Мне он показался довольно не характерным для вас. Можно ли такое сказать про «Сцены из жизни богемы»?

Может быть, «Сцены из жизни богемы» самый нехарактерный для меня фильм. А может быть и нет. Это не главное. Главное, что это МОЙ фильм. От начала и до конца. МОЙ по стилю, по киноязыку, по манере актерской игры.

Не обижаетесь, когда на ваши фильмы наклеивают такие штампы, как «стёб», «антигламур», «раздолбайский эпатаж» и прочее? Вообще, может ли Селиверстов сделать чопорного интеллигента более раскованным, а скучного бизнесмена менее циничным, к примеру? Можно кого-то сделать светлее такими фильмами? Обидно ведь иногда за замкнутость и негибкость зрителя.

Перечисленные вами штампы далеко не самые идиотские. Я вообще терпеть не могу штампы и ярлыки, которыми очень грешит отечественная кинокритика. Впрочем, стараюсь ни на кого не обижаться. Каждый имеет право высказываться в соответствии со своим пониманием кинематографа.

Обижаться на зрителя за то, что он чего-то не понял или не воспринял, бесполезное занятие. Себе дороже!

Мне очень трудно ответить на ваш вопрос о том, можно ли моим творчеством сделать кого-то светлее. Дело в том, что я не являюсь зрителем собственных фильмов, мне сложно увидеть их со стороны. Они внутри меня. Я лучше послушаю ваше мнение…

Материал подготовил Алексей Бажин, СМОТРИ НАСТОЯЩЕЕ.

18 июня состоится предпремьерный показ фильма «Сцены из жизни богемы» в ГЭЗ-21 (Лиговский, 53) в 20.00. Официальная премьера состоится позже в одном из кинотеатров города. Следите за дальнейшей информацией.

 
Режиссер: Константин Селиверстов

Режиссер, сценарист, актер.

Родился в 1963 году в Ленинграде. В 1985 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, а в 1989 году – сценарные курсы при киностудии «Ленфильм». С 1990 года работал в газете «Литератор». В 1992-94 годах – заместитель главного редактора газеты «Петербургский Литератор».
В 1997 году по собственному сценарию снял фильм «Моцарт в Петербурге». В 1999 году в Доме кинематографистов прошла премьера его второй картины – «Я искушён в любви и в чистом искусстве». 2000 год ознаменовался фильмом «Марсианские хроники», удостоенным первой премии Московского международного фестиваля «Любить кино». В 2001 году появился сиквел «Я искушён в любви и в чистом искусстве – 2». А в ноябре 2002 года состоялась премьера пятой картины – «Бесы». В 2003 году его новый фильм – «Смежные комнаты» – был удостоен премии за лучшую женскую роль на московском международном фестивале независимого кино.
По заказу генконсульства Австрии в Санкт-Петербурге Константин Селиверстов снял документальный фильм «Кристине де Гранси в Санкт-Петербурге».
Как актёр, Константин Селиверстов сыграл главную роль в фильме грузинского режиссера М. Беберашвили «Глаз бабочки».
В 2005 году вышла книга избранной прозы К. Селиверстова «Я искушён в любви и в чистом искусстве».

 


16 июн 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 46




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов