Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Почитать о кино: Книга кинорецензий «3500» Сергея Кудрявцева


У кинокритика Сергея Кудрявцева вышел первый том кинорецензий "3500".  Эту книгу можно купить в нашем магазине в ИНОЕКИНО, в Питере, а заказать по почте - у самого Сергея Валентиновича.

От автора

Моя книга «Последние 500», которая являлась продолжением изданий «500 фильмов» (1991) и «+500» (1994), была выпущена 12 лет назад. И хотя я зарекался в дальнейшем издавать какие-либо работы на собственные средства, тем не менее посчитал своим долгом подготовить к 90-летию российского кинематографа книгу «Своё кино» (1998), в которой, кстати, имелись рецензии на 220 отечественных лент.
Однако я продолжал писать о зарубежных и наших картинах в различных изданиях, но оставшись весной 2006 года без работы, вынужденно пришёл в Живой Журнал, где существую под ником kinanet. И именно там мне было предложено читателями-френдами начать размещение всех написанных рецензий, чем я и занялся с сентября 2006 года.
Вообще-то и раньше мне хотелось собрать все опубликованные и неопубликованные записи разных лет о просмотренных фильмах. Была, в частности, красивая идея выпустить в 2001 году собственную киноэнциклопедию под названием «2001». Но отсутствие финансовой поддержки и незаинтересованность издательств помешали претворению прежних замыслов в жизнь.
А вот отклики в Живом Журнале, включая и те, что оказались придирчивыми и даже оскорбительными, напротив, уверили меня в необходимости появления подобной книги, аналога которой нет не только в России, но, пожалуй, и в других странах. Как правило, справочники, посвящённые огромному количеству кинолент, являются весьма краткими по содержанию. Зато в авторских трудах известных критиков подробно и убедительно описаны, в лучшем случае, не более тысячи картин. И мне неизвестны издания, где имелись бы рецензии, например, на 3500 фильмов.
Откуда возникла именно эта цифра? Случайно. Конечно, можно было бы говорить, что это - семь раз по 500. Но ведь после 1996 года я не выпускал продолжения из серии «500». И тем более всё не было собрано вместе под одной обложкой. Просто когда я подсчитал общее число своих рецензий, то понадобилось добавить лишь несколько десятков, чтобы в сумме получилось 3500.
Только потом пришла на ум разгадка: данные тексты написаны мною как раз за 35 лет занятия кинокритикой, если считать со времени первых публикаций в газете «Комсомолец Забайкалья» в начале 1973 года, когда я ещё был десятиклассником. Хотя позже меня практически не печатали - вплоть до февраля 1989 года, когда я открыл рубрику «Видеокомпас» в журнале «Советский экран» и оказался чуть ли не родоначальником жанра микрорецензий, к тому же посвящённых зарубежным фильмам, которые имели хождение лишь на пиратском видеорынке.
Но теперь я опять лишён возможности публиковать свои отзывы о кинолентах в средствах массовой информации. Остаётся только Живой Журнал - и вот эта книга, которую я раздумал называть киноэнциклопедией, чтобы избежать упрёков в необъективности. Впрочем, они всё равно будут, поскольку я с возрастом и согласно своему опыту начинаю воспринимать куда очевиднее мысль о том, что вообще не бывает несубъективной критики. Всё на самом деле абсолютно субъективно.
И это - моя личная книга кинорецензий, где собраны совершенно частные мнения о просмотренных картинах, порой являющиеся неожиданными и удивительными даже для меня самого. Чего уж говорить о других, кто будет читать, не соглашаться, спорить, возмущаться, требовать принятия мер… Как ни странно, нынешний разброс суждений о фильмах намного яростнее и нетерпимее, нежели в советские времена, когда действительно могли последовать оргвыводы в отношении творцов после публикации очередного отзыва какого-либо борзописца. Но вот сейчас раздражение обычных зрителей, самих кинематографистов и не всегда адекватных молодых критиков выплёскивается уже на страницы Интернета - и каждый так и норовит не только поучать и наставлять, а ещё и заставить думать всех несогласных исключительно «по образу своему и подобию». Тот же, кто не с нами - он против нас!
Я отстаивал прежде и буду настойчиво уверять в дальнейшем, что искусство не имеет ничего общего с объективностью и, возможно, это единственная форма человеческой деятельности, которая не приемлет строгого регламентирования даже в понятиях и определениях. Конечно, есть наука об искусстве, а также существуют всевозможные правила восприятия и интерпретации произведений, но многое в этом - от лукавого. Потому что «дух веет, где хочет». Кроме того, «о вкусах не спорят». И уже не раз приходилось на практике убеждаться, что никому ничего невозможно доказать, нельзя заставить видеть в чёрном - белое, и наоборот.
А ныне критерии оценок настолько сместились и поменяли свою ориентацию, что даже в профессиональной среде критиков - полный разброд и шатания, оголтелое навязывание клановых и корыстных интересов, циничное манкирование самим искусством во имя неких посторонних целей, демонстративное восхваление содержания произведения, превалирующего над тем, как это реализовано, исполнено, воплощено. Причём сегодняшний диктат критических идеологем порой оказывается куда безжалостнее прежних запретов.
Вот почему я повторяю ещё раз: «3500», книга кинорецензий Сергея Кудрявцева, написанных в 1973-2008 годы, отражает только мою точку зрения на данные фильмы, которые выбраны тоже случайно. И как раз принципиально, что это - не самые лучшие, этапные, любимые или ещё чем-то знаменательные ленты, а своеобразный срез репертуара, просмотренного в течение 35-ти лет, когда могло попасться на глаза всё что угодно: от шедевров до «киномусора». Ведь и в реальной жизни, как бы мы ни пытались тщательно и вдумчиво отбирать картины для просмотра, неизбежны случаи ошибок и горьких сожалений, что мы напрасно и вообще себе во вред набрели на откровенную чушь и безвкусицу.
Для того, чтобы читатели могли чётче ориентироваться в рецензируемых фильмах, также приводятся мои оценки по десятибалльной системе, однако с ними не только не следует всегда соглашаться, но и вполне можно и даже нужно спорить, выстраивая собственную шкалу предпочтений. Это всего лишь информация для сведения, которой кто-то воспользуется для поиска интересующих фильмов, а кому-то просто будет интересно сопоставить совершенно разные мнения об одном и том же.
Гораздо более насыщенный (по сравнению с прежними изданиями) справочный аппарат тоже призван обратить внимание читателей-зрителей на различные ленты, которые были отмечены какими-либо призами или, напротив, имели успех в прокате. Кстати, впервые по американским картинам приведены, помимо кассовых сборов, ещё и результаты посещаемости, высчитанные в соответствии со средней ценой билетов в тот или иной год. Это даёт возможность лучше представлять себе, насколько широка аудитория фильмов, особенно современных, которые получают немало денег в кинотеатрах, но явно уступают произведениям прежних лет по популярности. Поэтому показатели старых американских лент дополнительно пересчитаны по состоянию на 2008 год.
Наибольшее неудовольствие у тех, кто будет знакомиться с этим изданием, наверняка вызовет написание иностранных имён и фамилий, нередко расходящееся с общепринятым. Я всё-таки старался сверять их произношение с разными источниками, по возможности приближаясь к тому, как называют
этих кинодеятелей у них на родине. Но можно вообще не обращать внимание на предложенные мною варианты написания, поскольку тут же даны фамилии на соответствующем языке (исключение составляют лишь иероглифические и арабские имена, трудные для воспроизведения в нужном шрифте).
Также немало возражений спровоцируют версии переводов названий картин, хотя я пытался не уходить далеко от оригинальных заглавий - в отличие от тех прокатных вариантов, которые нередко не имеют никакого отношения к сути фильмов и даже искажают замысел авторов. Однако для удобства пользователей приводятся списки лент и на русском алфавите (включая несколько версий перевода), и в латинской транскрипции. Кроме того, поиск нужных картин можно осуществлять по перечню режиссёров (список актёров не составлялся из-за его чрезвычайного объёма).
Кстати, и данное издание пришлось разделить на два тома (первый - от А по М включительно, второй - от Н до Я) как раз по причине большого количества страниц, пусть и энциклопедического формата. И в связи с трудоёмкостью
и долговременностью процесса подготовки текста к печати эти тома выйдут в свет с некоторым лагом - примерно в пару месяцев. Не смею сравнивать себя с Квентином Тарантино, чей фильм «Убить Билла», поделённый надвое, привлёк во всём мире почти одну и ту же аудиторию, но хотелось бы надеяться, что те, кто приобретёт первый том «3500», не откажутся это сделать и тогда, когда появится продолжение.
В конце концов, всё писалось мною из любви к кино и в расчёте на тех, кто любит кино, даже если у нас абсолютно несхожие взгляды в отношении конкретных фильмов да и самого кинематографа, которого, увы, становится всё меньше. Как было сказано в одной из экранных работ Жан-Люка Годара сорок лет назад, мы смотрим много фильмов, но мало видим кино. (Сергей Кудрявцев. Январь 2008 года.)


Кудрявцев Сергей Валентинович, киновед и кинокритик. Родился в 1956 году. Начал писать и публиковать рецензии в 1973 году, будучи школьником. Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа в 1978 году. Но вплоть до конца 80-х годов практически не печатался – писал в стол. Потом, обозревая в разных газетах и журналах пиратский и только начинающий складываться легальный видеорынок, оказался чуть ли не родоначальником жанра микрорецензий. На их основе издал три книги: «500 фильмов», «+500» и «Последние 500». Отечественным лентам была посвящена книга «Свое кино». Одним из первых среди профессиональных критиков пришел в Интернет, где в течение шести лет являлся ведущим сайта о кино. Вот уже больше года пишет в своем блоге в ЖЖ. Трижды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. (Взгляд. 19 июня 2007)


6 май 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 88




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов