Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Управление «К», или С чего начинается Родина?

Нет, этот текст — не про чекистов.

Он — о культуре.

Даже, вернее, так: о Культуре (огромная просьба к тем, кто собрался хвататься за пистолет, чтение прекратить).

Чтобы заговорить сегодня о Культуре, нужно бы иметь инфоповод. Инфоповодом, как правило, служат новости печальные. Что-то вроде закрытия московского Музея кино, продажи (лучше сноса) исторического здания и так далее. Тогда буква «к» повышается до прописной. Прописные истины пьют как боржом при отвалившихся почках.

Пора признаться: инфоповода у меня нет. Есть несколько фактов, ни один из которых букву «к» в заглавную не превратит. Вчера, например, Председатель комитета по культуре города Санкт-Петербурга Д. Д. Месхиев освободил от занимаемой должности директора кинотеатра «Родина» А. Караваеву. Ну и кого из читателей этот факт может заинтересовать? В одном местном информагенстве вяло написали пару слов о том, что бывший режиссёр и председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга планирует в новой должности осуществить свой давний план по слиянию Дома кино и кинотеатра «Родина» в единый фестивальный центр (видимо, с большой буквы «Ф»). Ещё один режиссёр дал по этому поводу комментарий, что с таким хозяйством господину Месхиеву сподручней будет возродить в Петербурге Всесоюзный кинофестиваль. Так и сказал — «сподручней».

Тоже мне новости.

А в конце прошлого года два великих режиссёра дали одной федеральной газете комментарий по поводу назначения Д. Месхиева на новый высокий пост. У продвинутой общественности пару дней ушло на перепосты в социальных сетях, этим и ограничились.

Но вернёмся к «Родине». Непетербуржцам, наверное, стоит пояснить, что в последние годы детский городской кинотеатр «Родина» фактически замещал отсутствующий в городе Музей кино. И главным его отличием от большинства остальных городских площадок была внятная репертуарная политика.

Здесь, пожалуй, пора расстаться с интонацией фельетониста, и рассказать о репертуарной политике тем, кто мало знаком с устройством российского кинорынка. Многие удивляются, почему в нашей стране при немалом количестве залов, наше кино, особенно наше авторское кино, почти ничего не собирает в прокате. Оставим за скобками качество фильмов (есть плохие, есть хорошие, есть шедевры). Проблема в том, что между экраном и зрителем, кроме автора, существует ещё один посредник — это директор кинотеатра. И, чтобы понять особенности российского кинопроката, нужно знать, кто этот человек. Условно говоря, что он ест на завтрак. Итак, как правило, это солидные предприимчивые дамы. Перед большинством из них стоят две простые и благородные по-своему задачи: удержать своё дело на плаву и заработать деньги. Самый лёгкий путь к их выполнению — это закупать на кинорынках пакеты американских фильмов, которые обеспечивают репертуар и гарантированно приносят прибыль. Рисковать, то есть ставить в свою репертуарную сетку что-то посложней американских или российских блокбастеров, готовы единицы. Нет здесь для риска ну совершенно никакой мотивации. Поэтому, кроме площадок в Москве и Петербурге, а также двух с половиной кинотеатров по России, никто и не рискует. И, в отсутствии госполитики, прокатчикам приходится мотивировать директоров кинотеатров по-своему. Мой товарищ, например, регулярно заносит коробочки конфет и шампанское в бухгалтерию одного петербургского кинотеатра, поэтому его «нестандартные» фильмы периодически появляются на афишах.

Отличие «Родины» от большинства площадок в городе заключалось в том, что она не начиналась с коробки конфет. Только за последний год там было как минимум два события, на которые ходила, например, вся редакция журнала «Сеанс» в полном составе — это фестиваль «Film noir. Другая сторона Голливуда» и фестиваль «Гражданин мира Орсон Уэллс» (подробный список событий смотри в приложении). Показывали с плёнки, приезжали киноманы из других городов.

Исчезновение с карты города «Родины» с её репертуаром (который зависит именно от директора кинотеатра), уверен, радикально поменяет культурный климат в городе. Но эти пока неуловимые изменения станут видны не скоро (хотя, говорят, весной «Родину» закроют на реконструкцию, а мы все понимаем, что это значит).

Вполне допускаю, что в новом едином фестивальном центре будут показывать хорошее кино. И всё-таки, это слияние, даже за вычетом мотивов личной выгоды (говорят, в плане реконструкции есть ресторанные комплексы, а это известное хобби нынешнего председателя комитета по культуре) и сведения личных счетов (господин Месхиев говорил об объединении двух кинотеатров ещё в 2008 году, но тогда городское правительство поддержало А. Караваеву, выступавшую резко против инициативы руководителя СК), никак нельзя оценить положительно. Ведь именно сетевая политика, политика поглощения и слияния, убивает альтернативный кинопоказ. Тенденция эта, впрочем, характерна не только для кинематографа, но и для культуры вообще. Например, в больших книжных сетях тоже продают хорошие книги — заявляю ответственно, как владелец книжного магазина. Но, чтобы рынок жил и развивался, кроме больших сетей ему нужны маленькие книжные магазины со своей ассортиментной политикой. Чтобы у нас появился рынок авторского кино, нужно сделать ещё очень и очень многое. Но первое необходимое для этого условие — нельзя ломать то, что уже построено.

Кроме рыночных аргументов, впрочем, есть и гуманитарные. Билеты в «Родину» стоили от 80 до 200 рублей, и неравнодушное к искусству кино петербургское студенчество там фактически ночевало (на ночных нон-стопах в «Родине» регулярно были полные залы). А репертуар был составлен так, чтобы молодёжь могла смотреть с плёнки и современное кино, и киноклассику. То есть, кроме коммерческой составляющей, пусть не в полном объеме, присутствовала и образовательная. При том «Родина» не была убыточной: в прошлом году киноцентр перевыполнил план по прокату на 5 миллионов рублей.

Чтобы было совсем понятно: это история не про то, как уволили одного, пусть очень хорошего, менеджера. Вступиться хочется за зрителя, который смотрел в «Родине» фильмы на плёнке. А зрители «Родины» — это наши авторы и наши читатели, то есть, грубо говоря, это мы. Это нам в очередной раз показали, что наши потребности, наши интересы никто не собирается учитывать — даже если они не требуют, как говорят эффективные менеджеры, вложений и, наоборот, приносят прибыль.

Смена директора кинотеатра — событие ординарное, на инфоповод никак не тянет. Но когда-то один французский деятель культуры в ранге министра тоже освободил от должности директора Парижской синематеки. Чем эта история закончилась, мы знаем.

Источник: Журнал СЕАНС, Константин Шавловский

P.S. Проекту ИНОЕКИНО небезразлична судьба культового кинотеатра. Напомним, что ежемесячно именно в Родине мы проводим ночные показы, которые, как нам кажется интересны зрителям и позволяют нам еще раз напомнить про настоящий кинематограф! Смотри НаСтоящее!

18 янв 2012

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 60




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов