Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Серф неустроенного циника



Ему еще нет 50-ти – юбилей будет только следующей весной. Но к этому времени он успел освоить минимум полсотни профессий – по одной на каждый прожитый год. Аки Каурисмяки был, например, рабочим на стройке, резвым посудомойщиком и почтальоном. Последнее занятие пришлось ему особенно по душе: вставать ни свет ни заря, освобождаться к полудню и весь оставшийся день просиживать в кинотеатре – чем не жизнь?


В день, когда на одном сеансе он увидел «Андалузского пса» Бунюэля и «Нанук» Флаерти, Каурисмяки, по его признанию, совершенно помешался на кино. «Моя судьба была решена тогда» - патетически уверяет режиссер сегодня.

Как бы то ни было, к 24 годам Аки просмотрел сотни, а то и тысячи фильмов, кое-какие из них, не сдержав эмоций, даже отрецензировал в финской прессе. И тогда решил, что время пришло: он знает уже достаточно. В 1981 году Аки вместе со страшим братом Микой организовали собственную студию (она же – кинопрокатная компания) под названием Villealfa. Название у таких синеманов, конечно, тоже получилось непростое, а с кинематографическим подвывертом: это искаженное Alphaville, отсылающее к одноименной картине Жана-Люка Годара.

Первое, что сделали братья, став самостоятельными киноворотилами – сняли документальный двухчасовой фильм о нескольких финских музыкальных группах, совершающих «турне» вокруг озера Сайма. Это была первая и последняя длинная картина Каурисмяки. С тех пор все его фильмы были не дольше полутора часов. А излюбленным хронометражом режиссера вскоре стала и вовсе отметка в 70 минут.

Зато любовь к музыке осталась навсегда. Аки руководил, по его словам, «самой громкой и худшей рок-группой в истории», которая носила гордое название «Ленинградские кобвои». Он даже снял об ее американском турне бурлескную ленту. В музыке «Ковбоев», как, собственно, и в лентах Каурисмяки, американские рок-н-роллы 1950-х и вечно актуальный стиль серф легко уживаются рядом с русским «Полюшко-полем».

Аки Каурисмяки чаще всего снимает отверженных, нищих, непристроенных и неустроенных. Некоторые называют их неудачниками, другие искренне считают самыми «обычными людьми». В любом случае, картина о жизни богемы у режиссера встречается только один раз и прямо так и называется: «Жизнь богемы» (1992, экранизация «Сцен из жизни богемы» Анри Мюрже). Но «богема» здесь – настоящая, в словарном значении слова, а не в том, который сейчас ему приписывают. Это нищие художники, артисты и писатели, эдакий третий интернационал, встретившийся в Париже…

«Я знаю, что чувствуют рабочие, провинциалы, я был одним из них. Знаю, каково жить без гроша в кармане. Но понятия не имею, как делать фильм для богатых, - пожимает плечами Каурисмяки. - О чем они между собой говорят? Предположим, она смотрится в зеркало: какое бы платье мне надеть вечером? А он: ох, у меня сегодня ужасный стресс». Он очень любит ехидничать над фетишизированным капитализмом с его принципом «успех есть благо». И, напротив, знает, что счастье можно найти и в убого обставленной (куда там «Икее»!) стандартной комнатушке в финской глуши, и в заплеванном баре.

Один из его героев – безжалостно избитый провинциал, потерявший память и возродившийся к жизни благодаря невозмутимому участию хельсинкских бродяг и невзрачной женщины, офицера Армии спасения. Картина о нем, «Человек без прошлого», принесла три года назад режиссеру Гран-при Каннского кинофестиваля, а актрисе Кати Утинен, его талисману, приз за лучшую женскую роль.

Все фильмы Аки – так или иначе пародийны и экцентричны, циничны и мудры. Зато жанры, в которых он работает, перечислить намного труднее – это и роуд-муви, и нуар, и рок-мюзиклы… Есть даже полноценная пародия – черно-белая немая девятиминутка «Рокки VI» (1986)! Американцы называли эту картину «местью финнов за русских боксеров, которых поколотил герой Рокки».

Несмотря на все свое ерничанье, издевательством кино-эксперименты Каурисмяки назвать не повернется язык: оскорбительный стеб никогда не заменяет у него фирменный грустный юмор и печальную симпатию автора к своим героям-неудачникам. Самыми глубокими и красивыми чувствами Каурисмяки считает самопожертвование и любовь к ближнему. Он верит «в судьбу, любовь, братство, солидарность, труд». И, несмотря на все жизненные передряги, остается идеалистом. «Я верю в идеи коммунизма – давать и делить... И да, я знаю, что выгляжу старомодным человеком!».

Рецензии на фильм: Мир Аки Каурисмяки. , "Жизнь после жизни"

 

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 47




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов