Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Послушай кино



Киноманам в нашем городе жить нелегко – это у французов есть Синематека, как в любом приличном европейском городе имеется несколько киноклубов, куда можно прийти посмотнеть кино и послушать про это кино интересный рассказ. В Петербурге посмотреть можно. А вот насчет послушать… Три года назад Леонид Циткин создал свою "Синематеку": он показывает и рассказывает про кино, которое любит и про которое знает ну если не все, то практически все. Дело это существует на голом энтузиазме, ибо показы и лекции бесплатны. А люди ходят, люди интересуются…
- Интерес к киноклубам, я думаю, начался с того, что после войны фактически с нуля начали создавать европейское кино; сразу появились сильные течения – неореализм, например. И киноклубы были призваны пропагандировать достижения этого нового европейского кинематографа, а также американского, которое европейский зритель практически не знал – во время войны по политическим соображениям его в Европе не показывали. А потом из числа тех, кто это кино смотрел, появились люди, которые стали сами делать кино. Но главным в деле создания киноклубного движения был, конечно, основатель французской Синематеки Анри Ланглуа: он создал систему – появились цикловые показы, реклама, проводились лекции. У нас нечто подобное происходило в советское время в кинотеатре "Кинематограф", который существовал при Госфильмофонде, в "Спартаке" – здесь люди могли получить реальное кинообразование. Потом это сошло на нет. А то, что происходит сейчас – то, что делаем мы или Музей кино или киноклуб "Saparov", при всем моем к ним уважении – все это гораздо меньше, чем раньше делали в кинотеатре "Спартак".
- Французская Синематека уникальная, или в мире много таких?
- Синематека – самое знаменитое кинообъединение, но вообще на Западе много киноклубов, там существует целая ассоциация синематек. В Гринвич-Виллидж, например, есть кинотеатр, где показывают только фильмы Чаплина и Бастера Китона – с утра до вечера. Вообще там все несколько по-другому, чем у нас: на Западе киноклубы создают для того, чтобы "нести искусство в массы", чтобы все могли смотреть хорошее кино. А у нас раньше было так: собирались киноманы, смотрели, обсуждали – чтобы потом, в компании таких дже киноманов можно было сказать: а я вот такой фильм видел! Я же хотел создать такое место, где, как в настоящем киноклубе, можно было бы не только показывать, но и рассказывать. Глубоко убежден, что если просто показать даже самый прекрасный фильм, то далеко не у всех он отложится в культурной памяти. Вот например, кто из молодых людей захочет пойти на чешское кино? Это великий кинематограф, ничуть не хуже французского – но кто сейчас знает имя Иржи Менцеля?
- Вы показываете только то, что любите?
- Нет, я могу показать фильм, к которому я равнодушен, который мне не очень нравится. Н я же не мазохист, чтобы полчаса (а именно столько длится у нас лекция) рассказывать о том, что категорически не принимаю. И потом что же, я должен сказать людям: вы сейчас посмотрите плохое кино? Я никогда не стану показывать маргинальное кино, не стану показывать фильмы Уорхола – потому что с моей точки зрения это не кино вообще. Никогда не покажу фильмы Лени Рифеншталь – просто из идейных соображений. В мире столько хорошего кино и без них – зачем же я буду мучаться? Ко мне вот приходит человек, студент института киноинженеров и говорит, что никогда в жизни не видел фильмов Вайды – так лучше уж он "Человека из мрамора" посмотрит и узнает, кто такой Вайда. Или Марлен Хуциев.
- Но вы какое кино любите?
- Я люблю реализм. Великий американский кинорежиссер Джон Форд замечательно сказал: в кино есть две простые вещи – изобразить, как два человека разговаривают, так, чтобы это было интересно; и вписать человека в пейзаж – чтобы не скучно было смотреть. А крутить камерой может любой, кто год проучился на кинокурсах.
- Как я понимаю, вы в основном показываете пиратские копии. Проблем не бывает?
- проблемы бывают с тем, что не всякий диск, который дома на телевизоре нормально идет, получается показать на экране через удлинитель. Анимацию не достать вообще. Помню, как-то встретил Андрея Хржановского – а я очень люблю его фильмы – и стал рассказывать, о том, как показываю их, но вот, мол, это же контрафакт… Аон говорит: "Да ради бога, я сам готов дарить эти пиратские копии – только бы мои фильмы смотрели". Да и не в этом основная проблема, а в том, повторюсь, что в городе нет места, где люди могли бы получать системные знания о хорошем кино. Места, где его можно посмотреть есть; но это все самодеятельность, по большому счету, и привычки к хорошему кино не вырабатывает. Один американский критик сказал, что для зрителя, воспитанного на боевиках, смотреть фильм Ренуара или Вуди Аллена – все равно, что смотреть на пустой экран, потому что там ничего не происходит. Мне рассказывали люди из Музея кино, что если у них на венгерских фильмах сидит треть зала, это уже хорошо. В 80-е годы это было дико: тогда в "Спартак" на многие фильмы билеты стреляли у метро "Чернышевская".
- А бывало такое, чтобы вокруг киноклуба происходило сплочение политическое – как в Париже в 1968-м?
- Нет, в этом смысле пример французской Синематеки уникален. Другое дело, что сплочение в принципе происходило, и выходило за рамки чисто киноманского – люди начинали сами снимать кино. Так было в Англии в 50-е годы: вокруг журнала "Sequence", созданного Карелом Рейшем и существующего при нем киноклуба объединились любители кино, среди которых были Тони Ричардсон, Линдсей андерсон – будущие знаменитые кинорежиссеры. Из киноклубного движение выросло канадское кино – Атом Эгоян, Дэвид Кроненберг. Это происходило чаще всего в тех странах, где государство почти не оказывало поддержки независимому кинематографу. В Чехословакии или Советском Союзе этого не случалось, потмоу что государство давало возможность выучиться на кинорежиссера, снять фильм.
- Ну а сейчас есть предпосылки к тому, чтобы киноклубное движение в России росло и способствовало появлению новых режиссеров?
- Да сейчас много кино снимают, правда, по большей части это плохое кино. И даже те, у кого нет больших финансовых возможностей, могут просто купить цифровую видеокамеру и снимать фильмы.
- А вот Юрий Норштейн страшно ругался на цифровое кино – говорил, что оно мертвое, что картинка никуда не годится. И что люди все равно рано или поздно вернуться к пленке.
- Норштейн свою "Шинель" сколько лет снимает? У него денег нет? А почему он думает, что у этих молодых ребят, у которых есть идеи и талант, будут деньги на пленочное кино? Что же, им сидеть и ничего не делать? Картинка – это прекрасно, но мне кажется, в кино главное все же – это взгляд на мир, идея, увиденная реальность. Вот был режиссер Стэнли Кубрик – он мог десять дней дожидаться определенного оттенка неба. И есть режиссер Вуди Аллен: когда он снимал фильм "Ханна и ее сестры", ему надо было снять в одном из эпизодов улицы Филадельфии. Так он представил себе, что надо вывозить всю группу из Нью-Йорка, тратить деньги, договариваться с властями… и снял это в Нью-Йорке. И фильм от этого хуже не стал. Это два разных подхода к кино. Но их объединяет одно – талант. Тлантливый фильм производит впечатление, как его не покажи.
- Беседовала Алла Брук

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 84




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов