Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "11 сентября"

Купить "11 сентября" можно за руб.

11 сентября. В поисках идеального сюжета
В наше время искусство не может оставаться вне политики – пусть оно чаще всего не в силах напрямую влиять на события и ограничивается только осмыслением происходящего. 11 сентября 2001 года два самолета, захваченные террористами, врезались в небоскребы Всемирного торгового центра, еще один чуть позже - в здание Пентагона и четвертый, не долетев до цели, упал в штате Пенсильвания. После, пожалуй, самого крупного теракта за всю историю человечества, прошло почти 10 лет, но мир так и не знает всей правды о трагедии. За это время кинематографисты сняли более 20 игровых и документальных фильмов, так или иначе затрагивающих ее события. Теракт 11/09 не только унес жизни около 3 тысяч человек, но и подарил сценаристам отличный сюжет для их фантазий.
Было много сказано о том, каким политическим и военным вызовом для США стала атака арабских террористов-смертников, нанесших великой стране страшный удар. Сейчас становится очевидно, что 11 сентября оказалось еще и художественным вызовом как для мировых кинематографистов, так и для голливудских творцов в частности. Ведь они привыкли оперировать совсем другими сюжетами. Хотя бы со счастливым концом… Весь мир смотрел в прямом эфире идеальное падение башен, словно фильм-катастрофу, а потом месяцами обсуждал каждую деталь теракта. Никаких художественных изменений в этой истории произвести казалось было невозможно. После долгих поисков в трагедии нашли три «позитивных» момента. Во-первых, Америка пережила атаку, не впав в глобальный кризис. Во-вторых, «недолет» четвертого самолета до WTC был вызван героическим актом американских пассажиров, пытавшихся вломиться в кабину. И, в-третьих, часть людей удалась либо вовремя отвести от здания, либо вытащить из-под обломков.
Так возникли три основных темы «постсентябрьского» кино. Об Америке после теракта сняли неполиткорректный сериал «Третья смена», посвященный жизни нью-йоркского пожарного, страдающего посттравматическим синдромом. История самолета, упавшего в Пенсильвании, легла в основу сразу двух художественных фильмов – «Рейс 93» и «Потерянный рейс», вышедших почти одновременно в 2006. И если первый был сделан для телевидения, то второй оказался пугающе реалистичным, как репортажи CNN, потрясшие мир в тот день. Бывший документалист англичанин Пол Гринграсс выбрал, пожалуй, самый верный способ рассказать о трагедии – никакого пафоса, никаких драматических эффектов, «живая и трясущаяся» камера, ни одного известного актера (даже в реальные диспетчеры военных и гражданских авиалиний в ролях самих себя). «Потерянный рейс» рассказал не о Великой Американской Трагедии, не о героизме, а о самых обычных людях, в отличие от нас, так ничего и не узнавших про три другие самолета.
Заживо похороненные и своевременно откопанные жертвы разрушения башен были самой кинематографичной темой для героической проамериканской драмы. Однако в течение 5 лет после трагедии в Голливуде действовало негласное табу на создание подобных лент. И только после снятия запрета политизированный режиссер Оливер Стоун попытался показать, что происходило тогда в самих башнях, с точки зрения людей, запертых внутри, членов их семей и спасателей. Заручившись большим бюджетом, голливудскими звездами и крайне простым названием «Башни-близнецы», он поведал о двух реальных полицейских, которые в числе первых бросились в WTC на спасение пострадавшим и были погребены под обломками; через сутки их спасли, и они оказались последними людьми, извлеченными из-под руин живыми. Кстати, часть прибыли от проката «Башен» пошла в фонд помощи семьям погибших.
Против всех трех выше обозначенных тем пошли французы, организовав съемки альманаха «11 сентября». Строго ограничив лишь время каждого из 11 эпизодов (11 минут, 9 секунд и 1 кадр), они дали полную свободу 11 режиссерам из 11 стран. Идея - донести боль и трагедию мирового масштаба через призму конкретной человеческой судьбы. И если мексиканец Алехандро Иньярриту сделал «прощальный залп», отдав свое время пустому черному экрану, озвученному сначала мирными птичками, потом взрывами, а затем - последними словами жертв и выпусками новостей (элементы сюрреализма, символизирующие тайный смысл роли СМИ в причинах катастрофы), то на Шона Пенна была возложена особая ответственность - взгляд американцев на трагедию. Однако актер пренебрег этим и показал свое уникальное видение. В его истории ужас событий никак не касается главного героя – одинокого старика, но открывает глаза на его жизнь. Башни падают, тем самым в окна врывается солнечный свет с улицы, одновременно «воскресая» вянущий цветок и показывая вещи в их истинной, порой, мучительной сути. Ушедших этот альманах (кстати, запрещенный в США как антиамериканский), конечно, не воскресит и зло не остановит. Его миссия – убить наше равнодушие. Ведь у всех свое видение на произошедшую трагедию, но не у всех оно входит в контекст реальности.
Помимо художественных фильмов, за 10 лет было проведено множество документальных кинорасследований (агитационный памфлет «Фаренгейт 9/11» американца Майкла Мура, скандальное «9/11. Расследование с нуля» итальянца Джульетто Кьеза, телепроекты «Разменная монета», «Дух времени», «Улики сентября» и пр.) Авторы этих лент опровергают выводы официальной комиссии и рассекречивают десятки причин, из-за которых WTC рухнули в результате управляемых взрывов… Однако эти версии лишь добавляют новых красок в казалось бы давно решенный вопрос. Кинематографисты не успокоятся, пока не облачат катастрофу 11 сентября в идеальную киноформу, которой, разумеется, не существует.
Текст: Владимир Рутман.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 80




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов