Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Война (2002)"

Купить "Война (2002)" можно за руб.

ВОЙНА КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ
ВОЙНА КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ предстает с экрана в предельно честном и откровенном фильме Алексея Балабанова

«Он был солдатом на чеченской войне. В плену он стал рабом. Его отпустили и сказали: не приходи больше. Но он вернулся…»
Таков рекламный слоган фильма Алексея Балабанова «Война», в сущности, являющий собой сюжетный дайджест картины.
Вообще, в последние годы спекулировать на этой, на мой взгляд, достаточно серьёзной теме, пытались многие кинематографисты. У кого-то получалось, как у Сергея Бодрова-старшего, чей «Кавказский пленник» угодил, по-моему, абсолютно всем: российской киноакадемии, рядовому зрителю и даже политкорректным пацифистам. У кого-то не получалось, как у Невзорова, от чьего «Чистилища» стошнило сотни людей. А в «Нежном возрасте» война – просто часть социальной среды. Про всякие «Спецназы» и «Убойные силы» даже упоминать неохота!
Однако, Балабанову удалось сделать нечто принципиально иное…
Картина отчётливо поделена на две части. Первая – плен. В ней всё чересчур жестоко, грубо, прямо, достоверно. Есть там не только реки крови и отрезание голов. Есть дети, которые весело, под одобрительными родительскими взглядами, отрабатывают на беззащитных взрослых приёмы боя ногами. Этим детям нравится бить человека, закрывающего голову руками… Их так научили, и они не знают, что плохо, не понимают, что перед ними – люди. Там молодые крепкие мужики весело, с комментариями, наблюдают, как голую англичанку, попросившую разрешения помыться, захлёстывает и бьёт о камни ледяная горная река: не утонет, ведь за шею привязана, всегда можно вовремя вытащить… Парни развлекаются.
По-настоящему страшно становится тогда, когда отсутствует вообще какое-то отношение… Бьют, как куклу, в речке возят, как куклу… Без эмоций. Первая часть, по-моему, создаёт зрительский запас доверия фильму, которого с лихвой хватает на то, чтоб по-настоящему поверить в события второй части. Чтоб не задавать себе дурацких вопросов типа «почему никак не попадает в беглецов на плоту палящий изо всех стволов чеченский отряд?» или « с какой целью одни и те же два самолёта с упорством летают над одним и тем же посёлком, стреляя непонятно куда и непонятно зачем?» Режиссёру удалось снять увлекательный фильм. И честный. Одновременно. На «отлично». А такое бывает очень редко. Это кино, где человеческие мотивы, поведение персонажей, их реакции на происходящее подлинны, несмотря на всю приключенческую романтику сюжета. Балабанов избежал некоторых натяжек «Кавказского пленника» и прочих «спасений рядового Райана». Просто потому, что в этой истории действуют обычный русский пацан, которому в его совсем юные лета уже фактически терять нечего (кроме своих цепей), и англичанин – прагматик, которому терять есть что (уже потерянного – жалко).
Режиссёр не задаётся вопросом о том, какая из сторон конфликта права, какая нет. Это кино не о государственной политике, это кино о людях этой войны. И здесь правило одно: прав тот, кто спасётся, а не тот, кто рубит пленным головы и руки, и не тот, кто «сдаёт своих». В частности, рыжий «английский пленник», обязанный герою и собственной жизнью, и жизнью невесты. Тут с Балабановым трудно не согласиться.
Этот фильм вызывает сильнейший эмоциональный отклик у каждого смотрящего, независимо от того, согласен он с режиссёром или нет. Фильм не о войне, а о человеке, в чём-то убийце, в чём-то отморозке, но о человеке, о мальчике, прямо на наших глазах, ставшем настоящим мужчиной!! Жаль, что для этого чаще всего нужно оказаться на войне. Не лучший способ.
Фильм о том, как остаться человеком между молотом и наковальней двух равно бесчеловечных идеологий. Цинизма идеологии моджахедов (кстати, не только чеченских), не признающих человека ни в ком, кроме себе подобных. И гуманизма западного толка, призывающего любить человечество и глубоко равнодушного к конкретному человеку (своему или чужому – всё равно), ибо это «личное дело». Не в кино, в реальности наше общество не может пожаловаться на недостаток представителей обеих этих идеологий внутри самого себя. Человек, не принадлежащий к тем или другим, в этом обществе лишний. Это не потерянное поколение. Это просто «лишние люди». Везде. Кроме войны. Жаль.
Балабанов, на мой взгляд, - один из того ничтожно малого числа режиссёров, которые снимают кино с ясно выраженной гражданской и человеческой позицией. И он потрясающе точно умеет находить для этой позиции адекватные средства выражения. Делая своё кино, Балабанов изъясняется тем киноязыком, который приемлем для всех слоёв аудитории. Одним словом, он мастер!! Мастер, принципиально не желающий угождать кому бы то ни было. Он так думает. Он в это верит. И заставляет, хотя бы на два часа, следовать за собой людей, случайно или не случайно оказавшихся в кинотеатре. И они подчиняются.



Владимир Рутман
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 66




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов