Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Страх и трепет"

Купить "Страх и трепет" можно за 550 руб.

Ален Карно нагнал страху

"Страх и трепет" — лучший фильм фестиваля "Французское кино сегодня" — всего через несколько дней после его окончания вышел в московский прокат. Возможно, считает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ, это вообще лучший французский фильм года, но судьба его от этого не становится легче.

Героиню "Страха и трепета" зовут Амели. Так же, как девушку с Монмартра, что триумфально объездила весь мир и стала символом возрождения французского кино. Ту легендарную Амели играла хорошенькая и глупенькая Одри Тоту. Эту — страшненькая и умненькая Сильви Тестю. Но барьер на пути коммерческого успеха картины не только в этом.
Для режиссера Алена Корно, мастера классических колониальных кинороманов и образцовых полицейских триллеров, место действия выбрано неожиданно — прозаический офис корпорации "Юмимото" в одной из токийских высоток. Сюда нанимается по контракту француженка-переводчица, поклонница дзена и древних японских традиций. Она хочет любой ценой вписаться в здешнее общество. Она никак не ожидает, что самурайская иерархия сохранилась поныне и что именно ей, Амели, предстоит быть съеденной с потрохами узкоглазыми клерками.
Это самая неполиткорректная из французских комедий, в которых вообще любят выводить японцев в карикатурном виде. Однако сам Ален Корно не без оснований утверждает, что его картина рассказывает не о японцах, а о французах, давая им возможность увидеть себя в кривом зеркале. Именно поэтому "Страх и трепет" хорошо принимают в космополитических фестивальных аудиториях, в том числе и в Японии, но в японский прокат фильм не попал, а в Европе и России комедийным хитом не стал: для этого он слишком тонок и умен. Типичное зрелище для эстетов, которые могут оценить и вязь киноманских ассоциаций, и класс актерской игры.
Разворачивая служебную дуэль между жалкой, зачуханной Амели и ее начальницей, роскошной японкой Мори, режиссер вводит иронический парафраз знаменитой картины Нагисы Ошимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!". Там Дэвида Боуи заживо закапывали в землю, а с торчащей головы срезали прядь волос в знак самурайской любви. Здесь героиню делают прислугой в мужском туалете — тоже культурный садомазохизм, определяющий отношения между Западом и Востоком.
Сильви Тестю великолепна, несмотря на крючковатый нос и веснушки. После Жанны Моро и Изабель Юппер это еще одна французская актриса, которая, если надо, сыграет роковую красавицу (именно это она сделала в "Пленнице" по Марселю Прусту), а в фильме, где нет ни одной любовной сцены, а сюжет вертится вокруг календарей и туалетной бумаги, госпожа Тестю достигает вершин трагикомизма, демонстрирует полное актерское бесстрашие и даже владение приемами японского театра масок.
В сущности, Ален Корно готовит тот же мультикультурный коктейль, что и Квентин Тарантино. Но создатель "Убить Билла" — американский попсовый бармен, его напитки кишат всеми возможными компонентами, включая японские манга, порно и гонконгский экшн. Американца Тарантино не заботит вкус, он не видит проблемы взаимопонимания культур, поскольку речь идет о масскульте, а здесь все можно смешивать со всем. Француз Корно, даже если он снял "Пистолет 'Питон-357'" и "Черную серию", остается автором европейского розлива, который знает, что самую экзотическую смесь лучше не взбалтывать.

Источник: АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ, Газета «Коммерсантъ» № 226(2829) от 10.12.2003
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 958




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов