Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Рожденные в СССР: 21 год (2DVD)"

Купить "Рожденные в СССР: 21 год (2DVD)" можно за руб.

Мои дети более патриотичны, чем я...

Сергей МИРОШНИЧЕНКО в эти дни заканчивает монтаж очередной, третьей серии документального проекта "Рожденные в СССР". Ребятам из городов и весей "одной шестой части суши" теперь 21 год. Когда режиссер взял над ними "шефство", им было по семь лет. Они окончательно простились с детством, вместе с которым ушла целая эпоха. Новый этап, кажется, начался и в жизни Мирошниченко. Сейчас он приступает к работе над большим игровым фильмом. Идея пока держится в тайне, известно лишь, что это будет историческая лента.

 

- Сергей Валентинович, проект "Рожденные в СССР" предполагает, что кинодокументалисты будут вести этих ребят по жизни до 70, кажется, лет. И, очевидно, в какой-то момент вам нужно будет передать его в другие руки. Мы все, в принципе, знаем, что смертны... Но в вашем случае эта мысль обрастает осязаемыми обстоятельствами. Как вам с этим живется?

- Знаете, я - человек верующий. Конец земной жизни пугает меня лишь тем, чтобы я не сделал за это время людям много гадостей. Чтоб не пришлось потом за это отвечать. При любом раскладе. Как вот у индусов - чтобы не превратиться потом в какую-нибудь дрянь ползучую. У мусульман, христиан свои варианты. Я абсолютно спокойно отношусь к смерти. Ведь смерть страшна только для тех, кто остается. Человек ушел - и... стало пусто. Это самое страшное. Я больше думаю о тех вещах, что есть на Земле. Я должен столько-то отдать своим ученикам. Помочь своим детям. Если уйду раньше жены, сделать так, чтобы у нее было все в порядке. Что-то отдать городу своему, стране. Что-то сделать в меру своих способностей в кино. И подготовить преемника для "Рожденных в СССР". Я часто думаю о том, что нужен очень толковый человек, который бы любил этих людей. Чтобы он ни в коем случае не делал на них карьеру.

- А почему последнее так важно для вас?

- Этот фильм - довольно серьезное вмешательство в их частную жизнь. Всегда есть режиссерское искушение достать такую подноготную, после которой этим людям будет тяжело жить.

- И ведь вы могли уже много раз это сделать!

- И делал! Совершал ошибки, где-то переходил за грань и тем своих героев сильно ранил.

- "Рожденные в СССР" - проект ВВС. Вашим преемником будет русский режиссер?

- Я-то вообще хочу, чтобы этот проект был при сильном участии России... А что значит - русский?

- Ну "русскокультурный".

- Да. Потому что все герои говорят по-русски.

- А парень-прибалт?

- И он говорит. Ему просто легче интервью давать по-литовски, а за кадром мы с ним говорим по-русски. Я пошел ему навстречу. Если бы заставил его говорить по-русски, он бы подбирал слова и в кадре выглядел бы глупо. А я не хочу этого, зачем? Я считаю его своим товарищем. И он прекрасно относится к России.

- Студенты вашего курса во ВГИКе тоже примерно этого же возраста. На ваш взгляд, есть у них всех некая доминирующая поколенческая черта?

- У меня это второй курс. Не хочу обижать моих первых ребят, которые окончили институт три-четыре года назад, но они были поколением проигравших, обреченных. Изначально не верили, что могут сделать что-то большое - в кино, и в жизни. Причем многие из них очень одаренные люди, но им как будто не хватало воли. А вот сегодняшние ребята - немножко герои. Плюс к этому в них очень сильны, на удивление, левые политические тенденции. Видимо, маятник дошел до какого-то предела. Либеральная (искаженная в нашей стране) консервативная идея воплотилась в таких чуждых реальному консерватизму идеях, как чрезмерно сытая жизнь, бравирование роскошью. Как ни странно, но для детей богатых людей актуальна философия социальной справедливости. Я думаю, что именно это поколение приведет нашу страну к реальной демократии, когда появятся две явно выраженные демократические доминанты: консервативная идея и идея социальной справедливости. Эти два центра будут стабилизационным началом в стране.

- Но сами-то вы не левых убеждений, так?

- Сам я, конечно, не левый. Но допускаю это все и хочу, чтобы это было. Потому, что когда что-то зажимают и давят, это прорастает потом уродливыми плодами. Ведь "оранжевая революция" на Украине - это не только чьи-то происки, но и взрыв - часть молодежи пришла протестовать против чего-то в обществе, того, что ей не нравилось.

- Вы политизированный человек?

- Я всегда интересовался политикой. Мне-то понятно, откуда это у меня - отец был историк. Правда, он был социалист по убеждениям. И он мне всегда говорил, когда мы с ним спорили: "Вы построите индусский капитализм". "И что плохого?" - отвечал я. "Но у нас холодно, на улице спать тяжело". Мне кажется, что мы медленно, но верно сейчас хотим страну привести к такому капитализму. Но холодно у нас! Если всех людей задавить налогами на жилье и выбросить на улицу, то мы прямиком приведем их к революции.

- Среди героев ваших фильмов - Солженицын, Жженов, Леонид Оболенский, Юз Алешковский. Старики, в мудрости которых всегда нуждается любое общество. Глядя на них, понимаешь, что есть явный дефицит тех, кого принято сейчас называть "духовными авторитетами"...

- Да, это так. Мы во ВГИКе даже открыли клуб "Мировоззрение" и стали приглашать людей, способных сформулировать свои воззрения на мир.

- Кого пригласили уже?

- Игоря Золотусского. Будем приглашать Даниила Дондурея. Может быть, Андрей Кончаловский найдет время... Это не мастер-класс, допустим, режиссера, просто разговор, что называется, "про жизнь". Гости сами выбирают тему. Золотусский предложил такую: "Что есть свобода?".

- Это вы организовываете встречи?

- Я. Потому что ушли выдающиеся педагоги, случилась некая пауза, вот я и стараюсь компенсировать ее своими приглашениями.

- А что с фильмами?

- Для меня этот цикл закончен. Основные ниши теперь заполнены. Я внутреннее назвал то, что получилось "Великие зэки ХХ века". Начиная с Оболенского, снимал тех людей, которые прошли через какую-то личную катастрофу. Да, Солженицын, Жженов, Алешковский. Думаю, каждая из этих фигур отражает строй мыслей, мировоззрение определенной части интеллигенции. Я вполне сознательно выстраивал эти фильмы как монологи. Живое слово Солженицына, обращенное к зрителю, воздействует не меньше, чем цитаты из "Архипелага ГУЛАГ". Сейчас мне не хватает знания того, что думал Булгаков по поводу происходившего в его время. Или вот, думаю, нам очень не хватает прямой речи Чехова. Конечно, есть письма, дневники, но мы не слышим их интонации, голоса, когда эти люди доносят собственные беды сами и размышляют о них...

- О чем бы вам хотелось сделать фильм сейчас, в данную минуту?

- О слепоте общества. О слепоте движения в пропасть. Один товарищ рассказывал мне, что более свободного и чудного общества, чем в бывшей Югославии накануне краха этой страны, нигде в мире не было. Эти люди не строили коммунизм, у них было общество социальной справедливости, много свободы, солнца, жили обеспеченно. Могли ездить работать за границу. Но они не задумывались о глобальных подводных течениях, которые могут мгновенно все это превратить в прах.

- А как об этом можно задуматься?

- Для начала нужно просто думать. Последняя фраза Юза Алешковского в нашем фильме - о цивилизации, которая движется прямо к пропасти, и движется очень быстро. Но культура-то не может идти вперед, она может двигаться только вверх и вниз. Культура находится в противоречии с цивилизацией. И это противоречие разрывает любого человека на две части. Как только мы разрушим стержневую часть культуры любого народа, произойдет катастрофа. Юз Алешковский позвонил недавно и рассказал анекдот. "Последнее слово техники? - П...ц". Конец. Это говорит человек, живущий в Штатах, не ретроград и не глупец. Что не нравится некоторым людям у Солженицына? Не то что он "националист" или что-то подобное. А то, что он призывает к самоограничению. Он говорит: пользуйтесь стольким, сколько вам нужно, поделитесь с людьми. И это вызывает безумное раздражение. Об этом же рассуждал Жженов в Норильске: "Что же происходит? Во имя чего нас убивали?"... Мне кажется, эта слепота, это отсутствие идей в обществе сейчас в России очень заметны. И не только в России.

- Но сегодня у нас продвигается такая мысль: народ устал от политики, от пестроты идей... Хватит спорить, работайте, насыщайтесь и развлекайтесь.

- Работать, конечно же, надо. Но всем. Нельзя людей объединить идеей: вы работайте и терпите. Потому что часть людей живет хорошо, ничего не делая, и не собирается ни терпеть, ни делиться. И хочет заставить работать других. Если сделать нынешних молодых рабами, то это будут обиженные рабы, как называл их Бердяев, которые станут врагами собственного государства. Врагами идей. Они не услышат даже хорошую идею. Они сейчас уже готовы видеть за всем обман.

- А в чем смысл высказывания Бердяева про обиженных рабов?

- Люди делятся на виновных сынов и обиженных рабов. Виновные сыны - те, кто помогает созидать и берет ответственность на себя. Они не будут все время кивать на власть, что она вот такая-этакая. А постараются эту власть чуть-чуть подправить, сделать так, чтобы она стала подвластна людям. Везде власть подвержена коррупции и нарушает законы.

- Социальный враг народа...

- Да... Но я вот долго жил в Англии - там же граждане нашли механизм ограничения власти. И нам надо найти. Именно молодым. Нашему поколению уже трудно. Среди нас больше обиженных рабов. Даже если у человека миллиарды, он все равно обиженный раб. Он все считает, что государство обидело, допустим, его или его семью. А вот надо признаться себе, что они тоже приложили к этому руку... Я бы не хотел, чтобы молодое поколение начало с того, что искало бы способ сводить счеты с олигархами. Важнее создать общество, где будет ограничена власть людей, которые потеряли совесть или моральные принципы...

- Вы сделали фильм о Путине, когда он был еще премьер-министром. Встречались, наблюдали за ним. Сейчас его второй президентский срок подходит к концу. Как вы думаете, он может поддаться искушению остаться?

- Мне кажется, что он - очень серьезный и прагматичный человек. Это очень добросовестный руководитель. Он наверняка устал за эти восемь лет, и не думаю, что он будет сильно рваться, чтобы продолжать такую напряженную жизнь.

- Наверное, вам было бы интересно закольцевать сюжет: один фильм о том, как человек становится президентом России, другой - о том, как расстается с властью?

- Мне этот образ, конечно же, интересен. Я бы хотел иметь возможность сделать фильм о нескольких последних днях этого человека в Кремле. Но всегда нужен сюжет. В первом случае он был. Достаточно молодой на то время человек попадает в определенные рамки, и должность лишает его свободы. Я думаю, картина была об этом.

- А теперь он, видимо, усталый?

- Не обязательно. Возможно, он будет чувствовать себя человеком, выполнившим определенную задачу. Я думаю, есть ряд вещей, за которые он может себя похвалить. Ну, например, он вернул обратно государство - при Борисе Николаевиче государства как такового не было. Он разбудил в молодом поколении чувство патриотизма. Такого еще лет девять назад не было, хорошо помню. Причем я вижу это по своим детям, они даже более патриотичны, чем я. Он пытается направить энергию и ресурсы на созидательные нужды. Это называется сейчас "нацпроекты". Если бы еще не было ужасного бюрократического аппарата, нацеленного только на разграбление... Чувство слепоты у этих людей колоссальное, а чувство самосохранения - минимальное. Вообще, у меня такое ощущение, что часть этой бюрократической "элиты" уже мысленно сбежала. А это и есть слепота. Так было, кстати, и в 1917-м... Я думаю, Путин много сделал в тех рамках, которые существуют. Я отношусь к нему сейчас лучше, чем когда начинал снимать фильм...

- Я знаю, у вас есть еще одна давняя и благородная мечта - снять игровой фильм о вашей малой родине, о Челябинске...

- Да, есть. Я несколько раз подходил к этому замыслу. Но каждый раз понимал, какая большая и серьезная ответственность надо мной. Потому что о матери и о Родине нужно снимать один фильм. И снимать очень хорошо. Лучше вообще не снимать, чем кое-как. Сейчас я думаю, что город созрел для такого фильма. И это может быть нечто большее, чем просто кино. Вот Бабель написал об Одессе, и там стало модно говорить так, как говорят герои в его книге. И город постепенно сложился из книги. Точно так же, как фильмы о революции и о блокаде оказали очень серьезное влияние на образ питерского человека. Или картины о Нью-Йорке...

- С Питером или Нью-Йорком все более или менее ясно. Понятно, с чего начинать разговор, скажем, о Великом Новгороде. Но на чем строить мифологию Челябинска и многих других молодых промышленных городов?

- Это непросто. Что меня всегда радовало в Челябинске - это был глубоко интернациональный город. Случились вещи, которые связали этих людей какой-то странной судьбой. Ведь на Южном Урале, если слой за слоем вскрывать, можно дойти до таких глубин, что они могут быть древнее, чем в Новгороде.

- Вы имеете в виду археологию Аркаима?

- Ну да, в том числе. А с другой стороны, этот город сложился в ХХ веке, он - ребенок индустриального взрыва. Здесь возникла мощная техническая интеллигенция. Каждый народ, который здесь жил, выделил из своей среды наиболее выдающихся людей. И эти гении технологии собирали вокруг себя среду, которая прирастала гуманитарной интеллигенцией...

Беседу вел Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

Культура портал: Сергей Мирошниченко о своем творчестве

[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 22




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов