Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Лурджа Магданы"

Купить "Лурджа Магданы" можно за 250 руб.

Небольшая история, частный сюжет, простой жизненный случай, как и у других сверстников Абуладзе и Чхеидзе, легли в основу их фильма
Председателем экзаменационной комиссии, принимавшей дипломную работу Тенгиза Абуладзе, был А. П. Довженко. С этого дня началась их дружба, которая стала еще более крепкой после выхода в свет картины "Лурджа Магданы", поставленной Абуладзе вместе с Резо Чхеидзе, тоже выпускником ВГИКа.

До "Лурджи Магданы" Абуладзе и Чхеидзе сделали на Тбилисской студии два документальных цветных киноочерка: "Наш дворец" — о тбилисском Дворце пионеров и "Государственный ансамбль народного танца Грузии" — об ансамбле Н. Рамишвили и И. Сухишвили. Очерки прошли на союзном и даже на зарубежном экранах, но вспоминать о них Абуладзе не любит. Почему? Наверное, потому, что они, пусть и очень профессиональные, были традиционны, повторяли и прежние сюжеты на сходные темы, и прежнюю их красивость.

В "Лурдже Магданы" ("Грузия-фильм") — своей первой художественной картине — Абуладзе и Чхеидзе обратились к прошлому своей родной Грузии. Но не живописный "великий Моурави", не романтический Арсен, не гордые воины — потомки витязя в тигровой шкуре привлекли их внимание, а вдова-крестьянка, не знающая, как прокормить троих детей, деревенские ребятишки, старики из нищего грузинского селения. И не могучие крепости в горах, не грозные замки феодалов, а лачуги бедняков, глиняные кринки с мацони, жалкая крестьянская утварь. Небольшая история, частный сюжет, простой жизненный случай, как и у других сверстников Абуладзе и Чхеидзе, легли в основу их фильма.[...]

Купец Митуа, человек злой и грубый, бросил на дороге издыхающего осла. Так и погибло бы несчастное животное, если бы не нашли его Михо и Като, дети Магданы. Они уговорили мать взять ослика к себе, выходили, назвали Лурджей и полюбили его всем детским сердцем. А когда он выздоровел, окреп и стал Магдане помощником, осла опознал старый хозяин. Через суд вернул он себе "собственность, присвоенную вдовой Сесиашвили".

Если рассматривать этот сюжет только со стороны самого непосредственного его содержания, можно ясно увидеть, как старая классическая тема борьбы обездоленных, униженных с притеснителями толкуется в откровенно камерном, нарочито бытовом плане. [...]

Брошенный ослик, надежды, которые возлагает пожилая женщина на своего Лурджу, неправедный суд — все это было показано как очень важное, значительное, простое, как сама жизнь.

Воскрешая деревенский быт, молодые режиссеры были точны и не скупились на подробности местного колорита. Усталый вол медленно тянул повозку, звучала крестьянская песня за кадром, горшки с кислым молоком в подвешенной корзине поднимались на балкон прямо к даме-покупательнице. Торговки, расположившиеся со своей снедью на тротуаре, маленькие дворики, сутолока и шум южного базара, где и закусывают, и пробуют молодое вино, и покупают чувяки, — все это любовно и детально показано режиссерами.

Но существовало в их картине и нечто иное, более емкое, чем локальный этот сюжет и добротная фактура быта. "Лурджа Магданы" — фильм поэтический. Он рассказывает о любви, привязанности, бескорыстии, о светлом чувстве единения, которое в качестве единственного своего преимущества могут противопоставить сильным мира слабые и обиженные. [...]

[...] Рассказ об ослике и приютивших его бедняках обретал второй — лирический план, потому что режиссеры стремились проникнуть в глубь сюжета, сумели это сделать и поняли, что и в скромной истории о подобранном на дороге ослике можно задуматься о благородных и вечных человеческих началах — страдании, жалости, материнстве. Вот почему так трогательно, не сентиментально, а именно трогательно показана была детская привязанность к больному, умирающему животному, привязанность и покровительство, которое ощутить особенно важно тому, кто сам слаб и беспомощен. И в радости маленьких Михо и Като, видящих, что Лурджа поправляется, становится резвым и гладким, раскрывалось их доброе сердце и щедрая душа. Раскрывались, может быть, ярче, чем в слишком прямолинейном (впрочем, режиссерски очень талантливом) финале, где все село провожало Магдану из суда, говоря: "Не падай духом, мы с тобой". [...]

ЗОРКАЯ Н. Тенгиз Абуладзе // Молодые режиссеры советского кино. [Сб.] Л., 1962.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 62




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов