Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Вожделение"

Купить "Вожделение" можно за руб.

Полюбишь и врага

Очередной фильм Энга Ли выходит на российские экраны в ореоле полутриумфа-полускандала. Понять логику перевоплощений самого успешного и самого непредсказуемого режиссера наших дней попытался АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Сразу скажу, что поначалу относился к Энгу Ли с каким-то подозрением — с первого его громкого фильма "Свадебный банкет". Про то, как китайцы родители едут навестить сына в Америку в надежде с помпой отыграть его свадьбу, а вместо этого обнаруживают, что парень-то живет с бойфрендом. История настолько напоминала анекдот, что награждение фильма берлинским "Золотым медведем" казалось данью конъюнктуре политкорректности. Прошло всего три года, как везучему Энгу Ли обломился второй золотой мишка — за костюмную мелодраму "Разум и чувство". Почему этнический китаец экранизирует романы Джейн Остин, выглядело так же загадочно, как и то, что жюри признало этот продукт мультикультурализма эталонным и актуальным. Режиссер даже не приехал получить награду: видимо, "медведи" стали для него рутиной.

Теперь аналогичная участь постигла "Золотых львов". С перерывом всего в два года Энг Ли увозит из Венеции львиные статуэтки — сначала за "Горбатую гору", потом за "Вожделение". Но эти фильмы нравятся мне гораздо больше. А еще больше — снятая режиссером в промежутке и награжденная четырьмя "Оскарами" авантюрная сказка "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", в которой было что-то волшебное и нерукотворное. Постепенно стало ясно, что дитя нескольких культур, отпетый постмодернист Энг Ли с равной легкостью умеет воспроизводить на экране и восточные боевые искусства, и быт британской аристократии, и нравы американской глубинки 1970-х годов, потревоженной в своих основах только что пронесшейся сексуальной революцией (фильм "Ледяной ураган"). За что ни возьмется, все превращает в золото. На сей раз он решил промыть для золотодобычи китайскую историю середины прошлого века.

"Вожделение" в оригинале называется "Lust, Caution", что означает "Вожделение, осторожность". Кто-то предложил варианты "Осторожно, похоть" и "Вожделение, предосторожность", как будто бы речь шла о пользе презервативов. На самом деле режиссер предлагает почти что судьбоносное высказывание. Дело происходит в годы японской оккупации. Герои фильма — студенты-патриоты, ставящие в театре духоподъемный спектакль, мечтают о более серьезном вкладе в борьбу с врагом. Их лидер режиссер Куан Ю (Вонг Ли Хом) хочет заманить в ловушку министра-коллаборациониста Йи (культовый актер китайского кино Тони Люн), известного своей феноменальной осторожностью: он никогда не заходит в темные помещения, будь то квартира или кинозал.

Прекрасная Вон Цзяжи, киноманка, поклонница Хичкока и Ингрид Бергман (ее играет дебютантка с большим будущим Тан Вей), получает задание влюбить в себя министра. Влюбить, чтобы убить. Между тем девушка неравнодушна к режиссеру, по совместительству руководителю подпольной группы, однако тот не отвлекается от борьбы и вполне готов пожертвовать ради идеи честью девушки, а то и ею самой. Вон Чзяжи чувствует себя никому не нужной, даже родной отец бросил ее и сбежал в Англию. И тогда она целиком отдается игре в кошки-мышки с министром — инфернальной игре не на жизнь, а на смерть. Причем смерть грозит не тому, кто слабее по части конспирации, а тому, кто меньше способен сопротивляться взаимной страсти, охватившей любовников-игроков.

На фоне героической драмы сопротивления а-ля "Молодая гвардия" и шпионско-конспиративного триллера разыгрывается триллер эротический — в духе "Ночного портье". Подпольщики-идеалисты подсознательно страдают мазохизмом, а жертвы испытывают странное влечение к своим палачам. В конце концов фильм вырастает в трагическую историю невозможной любви, по сути, повторяя сюжет "Горбатой горы", только в гетеросексуальном варианте. Любовные сцены "Вожделения" откровенны по любым меркам и в Америке уже вызвали цензурные проблемы. Хотя, следуя азиатской традиции, режиссер не показывает половые органы и (особенно жесткое табу) лобковые волосы, он нарушает два других правила. Секс играет роль не дизайна, а саспенса, он драматургически держит историю и к тому же показан через восприятие женщины, а это настоящая революция в китайском кино, не имеющего в сфере женской сексопсихологии особых достижений — не в пример соседям японцам.

Впрочем, сам Энг Ли в отличие от критиков предпочитает сравнивать свой фильм не с "Империей страсти" и "Последним танго в Париже", а с невиннейшей "Касабланкой". Проявляя природную скромность, этот милый человек посвятил "Вожделение" Ингмару Бергману. И, поразмыслив, понимаешь почему. Шведский мэтр умел шокировать, но в историю кино вошел как классик, а не как авангардист. Энг Ли в новой культурной ситуации пытается повторить этот путь. За его провокациями проглядывает вполне традиционная, бытописательская основа: недаром Айлин Чан, автора рассказа, положенного в основу фильма, называют китайской Джейн Остин, гениально передавшей стиль жизни старого Шанхая, его обычаи и нравы. И вполне вероятно, что в историю кино "Вожделение" войдет не смелостью сексуальных сцен, а как фильм, где изысканно одетые женщины рекордно долго играют в маджонг — любимую игру шанхайских домохозяек.

Источник: Газета «Коммерсантъ» № 207(3783) от 10.11.2007
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 133




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов