Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Возвращение (2003)"

Купить "Возвращение (2003)" можно за 350 руб.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО ОТЦА

Мировое кинообщество в шоке: московский актер, 39-летний Андрей Звягинцев, чье имя еще вчера лишь было известно сокурсникам по школе-студии МХАТа и коллегам, дебютировал фильмом «Возвращение», получившим главный приз Венецианского фестиваля 2003 — «Золотой лев». Фильм выдвинут на «Оскара» как лучший иностранный фильм. Честь открытия новой звезды принадлежит компании REN FILM, которая заслуженно разделит со Звягинцевым финансовый успех и мировую известность, вместе со сценаристами Владимиром Моисеенко, Александром Новотовским и всей съемочной группой. Сам режиссер затруднился объяснить этот феномен, но сказал, что в перспективе ему виделись Канны. Так или иначе, он признал, что такое событие случается раз в жизни.

Отвечая на вопросы журналиста Алексея Карахана, Звягинцев не сделал ни малейшей попытки объяснить некоторые туманные места в фильме, заявив, что каждый зритель волен выдвигать свою версию, и в задачу режиссера не входит помогать ему. Очевидного влияния на него Тарковского он отрицать не стал, заметив, тем не менее, что не является ни имитатором, ни подражателем. На всякий случай Звягинцев предостерег от попыток рассматривать его работу как страшную сказку со счастливым концом или бытовой фильм с социальной задачей. Но как раз это-то оказалось труднее всего. Потому что зритель (в данном случае я), многие годы воспитанный на черно-белом реализме советского кино, обязательно начнет раскладывать по полочкам, допытываться, отчего да почему. А этого делать нельзя, потому что пропадет, рассеется аура фильма, сотканная из мельчайших частиц, будь то жест, слово, пауза или взгляд. По этому поводу режиссер высказался тоже вполне определенно: если чего-то в фильме нет, то значит, этого и не должно быть.

Фильм многослоен. Ухватив некую истину и выдав ее за окончательную, рискуешь попасть в глупое положение. Автор намеренно сбивает зрителя с толку, предлагая ходы, которые на поверку оказываются тупиковыми. Например, всех интересовало, что было в таинственной коробке. Карахан тоже не удержался от этого вопроса, и получил исчерпывающий ответ: «Это — секрет. Да это, собственно, и неважно. Это содержит некую тайну». Оказывается, не одна я такая нудная. Уже легче. Во всяком случае ясно, что детектива не будет. А что будет? Конфликт отцов и детей? Но на этот счет у режиссера уже припасено заявление, что это не только личная драма отца и сына, а нечто более глубокое. Только вот что? Нет, видимо, пересказа фабулы не избежать, иначе зритель не пойдет.

Итак, вернемся к отцам и детям как к наиболее вероятной версии. Вариант первый: в семью, после долгого отсутствия вернулся отец (Константин Лавроненко). Предположительно из ГУЛАГа. Его появление вполне соответствует сцене репинской картины «Не ждали». В семье воцаряется гнетущая напряженная атмосфера, которая не отпускает зрителя до самого конца. Жена не рада мужу, теща — зятю, дети — отцу. Отец начинает сходу воспитывать сыновей методами, усвоенными им в местах отдаленных, наверстывая упущенное за 12 лет, чем сразу отталкивает их, особенно строптивого и непокорного младшего — Ивана. (Иван Добронравов).

Нет, тут что-то не стыкуется: после лагеря, да не в постель к молодой жене, а наутро, забрав сыновей, пуститься в непонятную поездку неизвестно зачем, неизвестно куда. Во всяком случае, не на рыбалку, как было обещано сыновьям.

Вариант второй: отец бросил семью давно, когда дети были совсем маленькие. Они знают отца по старой фотографии и никак не могут привыкнуть называть этого чужого мужчину «папой». Вопрос «откуда он взялся» они задают друг другу, матери и, наконец, отцу. Возмутителем спокойствия является Иван. Согласно этому варианту мать (Наталья Вдовина), не в силах сладить с двумя неуправляемыми мальчишками, воззвала к бывшему мужу, и он откликнулся, решив совместить какие-то свои важные дела с наглядным уроком мужского воспитания. И добился: раздора между братьями, которых ранее связывала дружба, и открытой ненависти младшего. В пользу этого варианта говорят откровенно мужские взгляды, которыми отец провожает встречных женщин и его нескрываемое безразличие к мальчикам. Старший, Андрей (Владимир Гарин) — более мягкий и сговорчивый, «ведомый» в этом тандеме, принимает сторону отца и его жесткую руку, младший — характер сильный и независимый — бунтует. Оба изнежены и избалованы женской домашней опекой. Таким образом, сценарий «нормальные дети — деспот отец» разваливается, как карточный домик. Чего, собственно, добивается от них отец? Да того же, что и любой родитель: чтобы возвращались ко времени, держали данное слово, не ныли и не капризничали, завтракали и обедали со всеми вместе, а не когда захочется, словом, чтоб слушались старших. Другое дело, как он этого добивается. Команды сыплются, как горох из мешка, оплеухи тоже. Планы отца меняются на ходу, он не считает нужным ставить об этом в известность сыновей. Обещанная рыбалка заменяется опасным путешествием на утлой лодке под проливным дождем на дикий необитаемый остров с заброшенным маяком, где братья пытаются рыбачить, а отец тайком откапывает таинственный сундук и извлекает из него черный ящик (см. выше). На острове отношения между отцом и Иваном доходят до открытой вражды. Иван подбивает брата забраться на полусгнивший, изъеденный ржавчиной корабль, там они чувствуют себя в безопасности. Встревоженный отсутствием сыновей отец лезет следом и требует, чтобы они немедленно спустились. Иван угрожает отцу, что он прыгнет вниз. Отец, в панике, находит единственно возможные в этой ситуации человеческие слова. Эти слова оказываются последними в его жизни: под ним подламывается опора и он срывается с высоты.

Братья в растерянности стоят над телом мертвого отца. Одни на необитаемом острове, затерянном в водном просторе. Такая вот робинзонада. Под проливным дождем, измученные, голодные, мокрые. За одно мгновение повзрослевшие. Это — эпицентр фильма. Что они будут делать, как поступят? Поместив своих героев в экстремальную ситуацию, режиссер испытывает их на прочность. По сути, фильм — это философская модель бытия, разбитая на 7 дней-эпизодов — по числу дней творения. Или, если хотите — на семь периодов человеческой жизни. Эти периоды проходят перед нами в финале в виде черно-белых фотографий семейного альбома: от раннего детства до последних дней — братья взяли с собой фотоаппарат.

Не спрашивайте, как они выберутся… Они выживут. Их спасут воля к жизни и жестокие уроки отца.

Катарсисом фильма стал истошный вопль братьев: «Па-па-па», «Па-па-па»!!! У меня даже мурашки пошли по спине — показалось, что отец жив. Оказалось, что лодка, где они оставили труп, пока загружали и заводили машину, влекомая приливом, ушла в море. В этот момент братья осиротели по-настоящему. Слова, которые отец кувалдой выбивал из них при жизни, он добровольно получил после смерти. Тогда-то и произошло его настоящее возвращение.

Вывод суров: жизнь — жестокая штука. Выживают сильнейшие — как по теории Дарвина. И готовить ребенка к тому, что его может ждать, надо с пеленок. Не понадобится — его счастье, но он должен иметь запас прочности в своем жизненном рюкзаке. Это, так сказать, педагогическое резюме. Но есть еще и морально-этическое. Тут ключевую роль играет Иван по прозвищу «Мелкий». Эту роль талантливо играет Иван Добронравов, которому по виду лет 12. Этот подросток с проницательным недетским взглядом и тяжелой челюстью — настоящая находка режиссера. У Ивана своя беда: на нем клеймо, он «трус и козел», он отверженный и в мальчишеском сообществе его не признают. Все мальчишки прыгают в воду со старого маяка, он один — боится. Только мама может его понять и защитить. А тут этот… отец. Да кто он такой, чтобы им командовать? Откуда взялся? Отец ли он вообще?

В смерти отца, пусть невольно, виноват он, Иван. Стоя на палубе старого корабля, в то время как отец пытается открыть захлопнутый им люк, он шепчет заклинания: «Ты можешь это сделать» — то есть, прыгнуть в воду. И тем реабилитировать себя. Но не успел. Или не смог? В хоккей играют настоящие мужчины. Трус не играет в хоккей. Не случайно прозвище ему — «Мелкий». Не Малый, не Меньшой, а — Мелкий.

Жизнь многосложна, многоцветна, многогранна. Нет в ней хорошего-плохого, черно-белого. Звягинцев и оператор Михаил Кричман доказали это на практике.

В фильме всё время присутствует вода, создавая определённый фон. Океанские просторы. Пруды. Почти все время идет дождь. Начинается фильм с подводных съемок, где сквозь зеленоватую толщу воды явственно видны очертания затонувшей лодки. Впечатляющее начало.

О трагической судьбе Владимира Гарина, замечательно сыгравшего Андрея, я не могу говорить без спазм в горле. Вскоре после окончания съемок он утонул в том самом пруду, на котором велись съемки.

Вода забрала его.

Белла ЕЗЕРСКАЯ (Нью-Йорк) «ДРУГАЯ РОССИЯ» В ЛИНКОЛЬН-ЦЕНТРЕ.
Журнал Вестник OnLine. Номер 1(338) 07 января 2004 г.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 68




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов