Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Короткие встречи"

Купить "Короткие встречи" можно за руб.

"Короткие встречи" - это прозрачный, тонко и мотивированно выстроенный фильм, с привкусом романтизма "шестидесятников".
"Короткие встречи" - это прозрачный, тонко и мотивированно выстроенный фильм, с привкусом романтизма "шестидесятников". Фильм о любви, которая понимается не только в своей чувственной наполненности, но и как зависимость и ограничение свободы человека. Тема любви решается Муратовой не с уклоном в мелодраматические перепады, а на уровне психоаналитического исследования, проще говоря - человековедения. Двое очень разных, в общем-то хороших людей любят друг друга, только жизненные пути надолго разводят их. Поэтому так коротки и так дороги встречи, так мучительны ожидания этих встреч.

Третий хороший человек в картине - героиня Руслановой, Надя. Девчонка бежала из деревни - там совсем не осталось парней - устраивать свою жизнь. Простодушная, она застряла мойщицей посуды в закусочной на большом далеком тракте. И ненароком влюбилась в набегавшего сюда бородатого геолога, ответившего ей привязанностью. Когда Максим уехал, она разузнала его городской адрес и пришла к его дому. Приняли за домработницу - как раз разыскивали через знакомых. Так зажили под одной крышей две женщины, любящие одного и того же мужчину, - Валентина Ивановна и Надя.

Валентина Ивановна - весьма ответственный работник горсовета, "пятнадцать лет на одном месте и за одним столом". Такой вот образовался "треугольник", но без страстей мелодраматического жанра, без слез и бешеной ревности.

Ближе всех режиссеру Муратовой ею же сыгранный характер Валентины Ивановны. Героиня одинока среди людей. Она находится в вечном ожидании своего мужа. И, несмотря на то что одиночество пугает, навевает массу воспоминаний, она подсознательно стремится к нему, но боится признаться в этом самой себе. Чтобы заполнить душевную пустоту, общается со множеством людей. В ее доме всегда много народа, и даже, когда надо выучить речь, она не уединяется, а бубнит под словесный шумок гостей. И, несмотря на то что вокруг действительно много людей, далека от них. "Живет в своем отдельном ото всех мирке, заполненном воспоминаниями. С этого фильма началась тема "чужой среди своих" в творчестве Киры Муратовой". Так сегодня критикой прочитывается роль.

Валентину Ивановну должна была играть другая актриса, не Муратова. Режиссеру она не понравилась, пришлось сниматься самой. На роль геолога Максима был приглашен С. Любшин, но в последний момент отказался, был занят на картине "Щит и меч". Муратова обратилась к В. Высоцкому. Здесь мы видим, как нам кажется, одну из решающих причин запрета "Коротких встреч". Высоцкий был культовой фигурой, поколенческим символом.

Владимиру Семеновичу исполнилось тридцать лет, а он уже был звездой Театра на Таганке, гремела его слава певца, хотя ему разрешили выпустить всего один компакт-диск (четыре песни из фильма "Вертикаль"). В кинематографе Высоцкий уже познал запрет: был положен на "полку" фильм Г. Полоки "Интервенция" с его участием. Муратова вспоминала, что ей было легко работать с выдающимся "шестидесятником", он не капризничал, не требовал особых условий на съемочной площадке, проявил себя настоящим профессионалом.

Отчасти в "Коротких встречах" Высоцкий играет самого себя. Он с неизменной гитарой, с неповторимой хрипотцой и напором выплескивает из души мелодии-тексты, он и тогда яростно ждет перемен. Свои песни он до конца не допевает: теснота монтажа не позволяет. Итак, актер Высоцкий - это геолог Максим. Осатаневший от бумажной рутины и серых начальничков, этот добрый молодец сбежал из управления прямо на природу. Стал геологом, вольной птицей, "в пределах реальности, конечно, но вольной", как он сам говорит в картине. Актер появляется в кадре, пропахший дымком таежных костров, с полубородой-полущетиной, с пластикой свободного бродяги. Максим обликом, всем образом своим выражает отвращение к истеблишменту, к сетям демагогии, бюрократии, инструкций. И такого-то беззаветно, верно любит Валентина Ивановна, чиновник из совисполкома.

Солнца и ветра брат, Максим - Высоцкий (тут режиссерское умение Муратовой) олицетворяет мощное мужское начало, вырвавшееся из-под глыб Системы. Этика марги-нальности выявляется экраном предельно точно. При всем том наш геолог не озлобился на Россию. "Серебро нашли, вот это деньги". - "Так это же казенные?" - "Ну и что?" Личность, вырвавшаяся из тоталитарной структуры, но ощущающая себя как часть страны.

Высоцкий показал не романтического бродягу или героя соцпесен Р. Рождественского, А. Пахмутовой и Н. Добронравова, а выразителя поколения "шестидесятников", бескомпромиссного, презирающего болтовню и казенщину и превыше всего ценящего искренность и внутреннюю свободу. Наибольшее число нападок госчиновников вызвал именно этот маргинальный герой, "распевающий какие-то незапоминающиеся песенки". Фильм "Короткие встречи" получил в итоге третью категорию, а Муратова поставила себя в положение подозреваемого во "внутренней эмиграции" режиссера.

Вернемся к Руслановой. Молчаливая, застенчивая, наблюдательная Надя ладила с хозяйкой, исправно выполняла работу по дому и ждала Максима. Но, когда узнала о его возвращении, уехала к себе в деревню. Ушла, накрыв стол на двоих, оставив на тарелке семь - на счастье! - апельсинов, прихватив с собой лишний, восьмой. Одна из рецензий того времени так и называлась: "Повесть о восьмом апельсине".

Не сознание своей ненужности и чужеродности здесь, в городе, и полезности там, в деревне (впрочем, наверняка было и это у совестливой Нади), руководит ею в этот момент. Нужно представить себе деревню середины 60-х годов, где "деды такие старые, аж мхом поросли", чтобы оценить нравственный подвиг, который совершает эта широкоскулая, с прямо подрезанными русыми волосами простоватая девчонка, возвращаясь домой. А она в этот момент спокойна, деловита и, кажется, впервые не угрюма, почти радостна. Она посмела поступить так, прозрела высший смысл в самоотречении от собственного счастья.

И вся картина становится гимном этой девчонке. Никто - ни геолог (а ведь Надя пришлась ему по сердцу, и кто знает, не была ли это единственная, спасительная его любовь!), ни интеллигентная служащая исполкома, в сущности, одинокая мужественная женщина с нелегким характером, - не узнает об этом поступке. Тихая милостыня, этот уже забытый, во всяком случае горожанами, русский обычай, - не сродни ли он духовному подвижничеству лучших, чаще всего безымянных сынов и дочерей Отечества, тех, на ком земля наша держалась и держится? Видимо, была в Руслановой ("Короткие встречи" словно сотканы из "выхваченных из жизни" сцен, эпизодов, лиц) природная, "документальная" правда, которая позволила ей, студентке - ахтанговке, не прибегая к каким-либо "игровым" способам, одним своим присутствием в кадре, отнюдь не типажным, а внутренне наполненным, создать столь значительный образ, отличный от весьма распространенных в те годы городских и сельских симпатяшек-неунываек. Может быть, именно ее самоуглубленность, угрюмость, отчаянность впечатляли и запоминались? Однако - кому запоминались? Широкий зритель тогда фильма не увидел...

Картина получила разрешительное удостоверение за номером 2138.67: в пределах СССР, для всякой аудитории, кроме специальных детских сеансов, без срока. Но практически не попала в прокат. С этого фильма начинается драматическая судьба Муратовой-кинематографиста. В Интернете, на сайте "Кинобар", записано: "Ее камерные, тихие (как правило, без музыкального сопровождения) картины произвели настоящий переворот в советском кино. В ранних своих фильмах "Короткие встречи" и "Долгие проводы" Муратова показала героев, не отягощенных политической нагрузкой и не озабоченных построением "светлого будущего". Подобный факт случился едва ли не в первый раз за всю социалистическую эпоху. Режиссера интересовали проблемы одиночества и выбора жизненного пути, конфликт между профессиональным долгом и семейными ценностями. Эти вопросы вечные, поэтому старые ленты Муратовой до сих пор воспринимаются свежо и остро" (01.08.01).

Видно, что текст написан журналистом, а не киноведом, зато в нем выражено современное восприятие творчества Муратовой, в частности ленты "Короткие встречи". Действительно, на том этапе кинопроцесса режиссера крайне невзлюбили госчиновники. Ее герои настолько не вписывались в Систему, а ее кинематографическое видение настолько отличалось от общепризнанных канонов, что многим становилось не по себе - едва ли не физически. Разумеется, не надо делать из Муратовой диссидента, борца с господствующей идеологией. Она сама говорила: "Бороться я не люблю, а делаю только то, что люблю. Снимаю кино. Если я лишена этого наркотика, у меня наступает ломка..."

(Марина Кудинова, Юрий Тюрин. Нина Русланова. Творческая биография)
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 76




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов