Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Дмитрий Шостакович. Альтовая соната"

Купить "Дмитрий Шостакович. Альтовая соната" можно за руб.

Фильм, сделанный к 75-летию со дня рождения одного из величайших композиторов XX века.
Борис Березовский:

Свой полнометражный документальный фильм ленинградские режиссёры С. Аранович и А. Сокуров по сценарию Б. Добродеева создали ещё в 1981 году. Но фильм тогда не был выпущен на экраны. Не был он и положен, как водится, на полку. Неким «сверхбдительным» чиновникам от искусства лента показалась едва ли не антисоветской, и её просто-напросто уничтожили.

Ксчастью, крылатая булгаковская фраза «рукописи не горят» на сей раз оправдалась. Каким-то чудом режиссёрам удалось спасти одну-единственную рабочую копию картины.

Сегодня трудно понять, что именно пришлось «наверху» не по вкусу в этой ленте. По-видимому, не какие-то конкретные частности, а всё в целом, ибо в фильме – правда. Та правда истории, времени и жизни, которая ещё совсем недавно считалась излишней и ненужной.

Итак, о чём же этот фильм, сделанный к 75-летию со дня рождения одного из величайших композиторов XX века? Только ли о сонате для альта и фортепиано – последнем произведении Шостаковича, которое он так и не успел услышать в живом звучании? И да, и нет. Альтовая соната действительно незримо присутствует в фильме. Мы видим обстоятельства и место её создания, фрагменты сонаты постоянно сопровождают зрительный ряд фильма, авторы вновь и вновь возвращаются к её музыкальным образам. И это закономерно, так как в музыке сонаты – итог жизни, духовное завещание Мастера, его надежда на то, что поколения, идущие следом, разберутся во всех противоречиях прошлого, отделят зёрна от плевел.

И всё же содержание фильма гораздо шире данного ему названия. «Альтовая соната» - это не только художественный анализ документов минувшей эпохи, сделанный языком кино. Это прежде всего философское осмысление нашей недавней истории.

Настоящая музыка всегда отражает время. И если мы, к примеру, мысленно вслушаемся в довоенные годы, то наряду с песнями Дунаевского обязательно услышим симфонии и квартеты Шостаковича. И та и другая музыка по-своему правдиво отразили время. Только одна правда поднималась на щит, а другая сознательно игнорировалась и как бы не замечалась. Да, был невиданный подъём и энтузиазм масс, но ведь были и годы чудовищных репрессий, годы унижения и страха.

Потому-то, быть может, ярчайшей находкой и достижением фильма являются хроникальные кадры физкультурных парадов, очень точно озвученные фрагментами из музыки Шостаковича. Кричащее противоречие между торжественной помпезностью шествий и глубоким трагизмом звучащей музыки лучше всяких слов обнажает тот страшный разрыв формы и содержания, который был присущ времени сталинского культа.

…Хрупкий мальчик с миловидным лицом прильнул к материнским коленям. С этой фотографии из семейного альбома Шостаковича начинается фильм, к ней же авторы обращаются и в финале. Незабываемы и многие другие фото- и киноматериалы, представленные в картине: снимки сестёр Шостаковича, фотографии безвременно ушедшей из жизни первой жены композитора, а также его ближайших друзей и коллег – И. И. Соллертинского, Е. А. Мравинского, В. Я. Шебалина.

Но нельзя забыть и кадры кинохроники, в которых крупнейшие советские музыканты без тени смущения обвиняют Шостаковича в формализме.

Все эти материалы – впечатляющие свидетельства становления Шостаковича – музыканта и человека. Но ещё более весомыми свидетелями его жизни и творчества становятся в фильме документы эпохи – хроника трудовых и военных будней, фотографии современников, картины быта и повседневной жизни людей. Один из секретов кинематографического мастерства авторов фильма, по-видимому, и заключается в непредсказуемом сопоставлении документов, из которого вырастает образ их героя — образ великого труженика, вместе со своим народом строившего новую жизнь и пережившего не только радость признания, но и горечь незаслуженных обид.

В фильме немало драматургических арок и сквозных линий, но два образа, рефреном возникающие на экране, пожалуй, являются главными: светящийся маятник, как символ неумолимости хода времени, остановить который не может даже самая сильная историческая личность; и популярный в 20-е годы аттракцион в виде вращающегося вокруг своей оси гладкого деревянного круга с пытающимися удержаться на его поверхности отчаянными смельчаками. Аналогия понятна: судьба не раз пыталась сбросить Шостаковича с его жизненного и творческого круга. Но он упрямо возвращался к своему делу и неизменно доказывал собственную правоту.

...В сонате — одном из основных жанров классического и современного музыкального искусства, как и в жизни человека, изначально заложен конфликт идей. И жизнь, и отражающая её в музыке сонатная форма немыслимы без борьбы, без преодоления трудностей, без поражений и побед. И хотя фильм С. Арановича и А. Сокурова создан не по законам музыки, а по законам своего искусства, он тем не менее несёт на себе многие признаки сонаты – сонаты жизни такого удивительного человека и музыканта, каким был и останется в благодарной памяти потомков Дмитрий Шостакович.

«А фильм уцелел...»
(Л., «Смена», 16 марта 1988 г.)

[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 36




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов