Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Аминь"

Купить "Аминь" можно за 200 руб.

Антифашистский мотив

Вокруг фильма «Аминь», вышедшего во Франции в 2002 году и участвовавшего в конкурсе 52-го Берлинского фестиваля, — как и вокруг многих других фильмов режиссера Константина Коста-Гавраса — сразу же разразился скандал. На этот раз скандальной оказалась не только тема (картина поднимает болезненный вопрос о молчании римско-католической церкви и папы Пия ХII по поводу преступлений фашистов в период гитлеровского режима), но даже афиша фильма, созданная известным итальянским дизайнером Оливьеро Тоскани: католический крест на ней превращается в нацистскую свастику. Дело дошло до суда (по инициативе католических организаций), однако суд отверг попытки запретить рекламный плакат, и тысячи его копий появились на улицах городов Франции. Когда же вышел сам фильм, то не все кинотеатры согласились на его прокат. Оживленная дискуссия и далее сопровождала его повсюду.

Внимание! далее в статье раскрывается сюжет фильма!

…В 1940 году в нацистской Германии душевнобольных людей убивают углекислым газом. Племянница химика Курта Герштайна, роль которого сыграл Ульрих Тюкюр, оказывается в их числе, и, хотя настоящая причина смерти от его семьи скрывается, Герштайн узнает страшную правду. Потрясенный открывшимся преступлением и к тому же будучи ревностным протестантом, он присоединяется к борьбе христиан против этого варварства, развернувшейся по всей стране. Однако научные заслуги Герштайна привлекают к нему внимание эсэсовцев, и они поручают ему продолжать исследования свойств различных газов для санитарных нужд армии, а позже отправляют его лейтенантом в санитарные войска на Восточный фронт. Слишком поздно он понимает, что вещество, рекомендуемое им для очистки воды, циклон Б, может иметь гораздо более губительное применение в газовых камерах Аушвица и прочих лагерей смерти.

Начиная с этого момента Герштайн стал и свидетелем, и соучастником, и борцом с преступлением, поскольку, сохраняя свою должность в войсках СС, он использовал все возможности для того, чтобы мир узнал замалчиваемый ужас лагерей смерти.

Вначале, веря в добросовестное неведение зарубежных политиков, он пытался привлечь внимание шведского дипломата и заставить действовать берлинского нунция (представителя Ватикана). Из этого ничего не вышло. Начинается бесконечное и изматывающее преследование одиночкой страшного зла, изобретенного XX веком; ритм этой гонки — лейтмотив фильма: стук колес вагонов для скота, уходящих на Восток с закрытыми дверями и возвращающихся с открытыми — за новой порцией человеческого материала для ненасытной машины истребления.

От Берлина до недоступной цитадели Ватикана, где «ничего не ведающего» папу защищали от правды его прелаты и придворные, немецкий ученый стучался во все двери, чтобы заставить себя услышать. Но услышал его только один. Благодаря помощи молодого иезуита Рикардо Фонтана, допущенного к святому престолу (его роль сыграл Матье Кассовиц), Герштайн снова и снова приводил свои свидетельства. И все же, несмотря на представленные им страшные цифры или, точнее, именно по причине их чудовищности, его предпочли не понять и как можно скорее выпроводитьиз Ватикана, дав лишь неопределенные обещания. С волнением стал ждать он в Германии рождественской проповеди Святого Отца, но ни слово «евреи», ни хотя бы намек на концентрационные лагеря так и не прозвучали в ней. И лишь облава в самом Риме, в двух шагах от папского дворца, когда эсэсовцы добрались и до «евреев папы», вынудила Ватикан к слабому официальному протесту, неуверенно указавшему Германии, что «всему же есть границы».

Но этого мало, это лицемерно, это слишком поздно…

Священник Рикардо Фонтана, убедившись, что положение вещей изменить невозможно, пришивает к своей сутане желтую шестиконечную звезду и отправляется вместе с евреями в страшный путь, заканчивающийся смертью. Следуя логике христианского свидетельства через отдачу себя в жертву, священник, не способный помочь мученикам, решил до конца быть с ними и разделить их участь. Позже Герштайн разыскал Фонтана в лагере, чтобы спасти его, но тот, после всего увиденного и пережитого, категорически отказался от помощи, да и за Герштайном уже следил его враг, циничный и всепонимающий коллега по СС… Зритель не увидит конца Рикардо Фонтана; лишь мельком камера покажет работающего в мрачном подвале заключенного, который с недоумением смотрит на лежащую в куче одежды сутану католического священника с желтой еврейской звездой.

Морально уничтоженный, оставленный своими друзьями-христианами из-за связей с СС, игнорируемый или гонимый опасающимися его сотрудниками-эсэсовцами, Герштайн был арестован в конце войны союзниками как нацист, совершивший преступления против человечества, и покончил с собой в тюрьме.

В заключительном кадре фильма эсэсовец — врач лагерей смерти, невредимым ушедший от правосудия коллега Герштайна, улыбаясь, принимает из рук ватиканского прелата паспорт с визой для выезда в Аргентину. Этот путь, с помощью и под прикрытием снисходительной церкви, проделают позже тысячи нацистов, и напоминание об этой «дороге монастырей», также окрещенной «крысиным путем», возвращает зрителя к символике скандальной афиши, на которой не понятно, где кончается крест, а где начинается свастика…

В фильме «Аминь», как и в других своих картинах, Коста-Гаврас обращается к теме одиночки, противостоящего тяжелой и беспощадной махине. Фильм «Z» о греческом следователе, который пытается распутать заговор, скрывающий политическое убийство, «Признание» («L’aveu») о процессе Артура Лондона в Чехословакии, «Без вести пропавший» («Missing») о чилийском перевороте 1973 года — все эти ставшие знаменитыми политические фильмы вновь и вновь воссоздают библейскую битву Давида против Голиафа.

Казалось бы, герои этой картины Коста-Гавраса вопиют в пустыне, сталкиваясь со всеобщим безразличием или цинизмом, и умирают ничего не добившись. «Мой фильм единственно о молчании и безразличии. И то и другое вечно. Говорить о прошедшем — значит говорить о том, что происходит сегодня». Режиссер добавляет, однако, что фигура одинокого человека, отказывающегося смириться, отвечает потребности зрителя отождествить себя с героем, поставить себя на его место. «Люди черпают надежду и силы, видя, что кто-то борется, говорит „нет“ огромной машине несправедливости, — считает он. — Это доказывает, что противостояние всегда возможно».

Курт Герштайн — историческое лицо, о нем был опубликован ряд научных исследований. Они и помогли Коста-Гаврасу и его соавтору по сценарию Жан-Клоду Грумбергу в создании образа нацистского офицера, который пятнает себя соучастием в преступлениях, для того чтобы быть в состоянии свидетельствовать о творимом ужасе. Что же касается молодого иезуита (единственный вымышленный персонаж фильма), то это собирательный образ многочисленных христиан, противостоявших занятой церковью позиции и выступавших против Холокоста во Франции, в Италии, в Польше — повсюду. «Большая их часть окончила свои дни в лагерях», — сообщает Коста-Гаврас.

Режиссер не показывает в своем фильме сами концентрационные лагеря: «Мне представляется недопустимым искусственно воссоздавать этот ужас». Не стал он снимать также сцены, где актеры играли бы гонимых и позже уничтоженных евреев, — за исключением минимального количества персонажей, необходимых для изображения облавы в Риме в 1943 году. Все, что хотел сказать режиссер, нам передают нейтральные, казалось бы, но исполненные необычайной символической силы повторяющиеся на протяжении всего фильма кадры: стремительно бегущие поезда, которые отправляются и возвращаются, — как призыв к срочному действию, как страшный крик о помощи, как счет упущенных минут. Эмоционально не менее насыщенна и сцена, во время которой Герштайн, впервые приглашенный посмотреть через глазок в двери газовой камеры на новое использование циклона Б, узнает невозможную, непереносимую правду: стены помещения дрожат в течение нескольких наводящих ужас секунд, некоторые эсэсовцы отводят взгляд, и зритель понимает, что геноцид принял промышленные масштабы…

Коста-Гаврас взял за основу своего сценария пьесу «Викарий» Рольфа Хокхута, которая впервые рассказала о борьбе Герштайна и спровоцировала громкий скандал в 1963 году, когда была поставлена на сцене. Действительно, впервые общественное внимание было привлечено к проблеме ответственности высокой католической иерархии за некоторые мрачные страницы этого трагического периода истории.

«Впервые фигура Пия XII, считавшегося до того святым человеком, была поставлена под сомнение, — говорит режиссер. — Пьеса возымела действие, ибо побудила многочисленных историков заняться изучением роли Ватикана во время войны. Сегодня, наконец, все согласны, что папа очень рано узнал об истинном положении дел, но никак не осуждал уничтожение евреев. Слово «еврей» никогда даже не появлялось в его выступлениях. Фильм говорит и о других, кто знал и не протестовал, о Рузвельте например, об общем безразличии, но папа ведь претендовал на моральный авторитет… Его молчание имело особенное значение». Зачем вызывать гнев канцлера Гитлера — и может быть, усложнять тем самым участь миллионов христиан в Европе, — в то время как можно тянуть время с помощью красивых, смягчающих душу проповедей. «Мое сердце обливается кровью за жертв, я молюсь за них», —заявляет папа в самый разгар уничтожения.

Папа Пий XII — одно из наиболее спорных действующих лиц в истории Церкви. Еще будучи нунцием в Берлине, он ведет переговоры о конкордате с гитлеровским режимом в 1933 году. Пий XI (умерший при подозрительных обстоятельствах) в 1930 году сделал его кардиналом. В 63 года священник Евгенио Пачелли стал папой Пием XII. Он поздравил испанского диктатора Франко с его католической победой над «красными» — социалистами, анархистами и коммунистами, а его первое выступление против еврейского геноцида (отраженное в фильме) действительно датируется 1943 годом, когда в Риме шли массовые эсэсовские облавы, а союзники находились уже под Неаполем. Папа осудил нацизм лишь в 1945 году…

Пий XII ненавидел русских большевиков, борцов за атеизм и материализм, больше, чем немецких нацистов. К тому же его политический выбор всегда зависел от менявшегося соотношения сил между побеждающими и проигрывающими. Его позиция была тем более недостойной, что Пий XI, его предшественник, в 1937 году осудил нацизм в прославленной энциклике «Mit Brennender Sorge» (написанной на немецком языке!).

Вина папы, однако, нисколько не должна умалять значения мужественных действий отдельных духовных лиц — в фильме их символизирует образ Рикардо Фонтана, — действовавших во всех конфессиях и на всех уровнях церковной иерархии. Его Преосвященство епископ Монтобана Теас заявил после своего освобождения в августе 1944 года (он был арестован нацистами за участие в Сопротивлении и за помощь евреям): «Священное Писание осуждает пастырей, подобных „немым псам, не могущим лаять“ (Ис. 56, 10). Я не хотел быть немым псом, и перед опасностью я возвысил свой голос. Это было моим долгом; мое молчание стало бы предательством».

Папа же хотел оправдать себя перед Историей, утверждая, что он пытался избегнуть худшего — репрессий против всей католической общины. Необходимо признать, что он действительно находился в затруднительном положении, одновременно являясь политическим главой государства Ватикан и христианским главой церкви. Ватикан, хоть и поздно, все же принес извинения еврейской общине. Но еще не установлены все истинные мотивы молчания этого папы, причисление которого к лику блаженных было отклонено папой Иоанном-Павлом II. Лишь открытие архивов позволило бы окончательно пролить свет на многое, а особенно — на подлинную роль Ватикана в создании тайных дипломатических путей для побега тысяч нацистов после окончания войны в Латинскую Америку и на Ближний Восток, где многие из них переквалифицировались в сомнительных военно-полицейских экспертов, еще не раз проявивших себя в ходе холодной войны.

25 июля 1945 года Герштайн был найден повешенным в своей камере военной тюрьмы Шерш-Миди в Париже. Неизвестно, было ли это убийство или самоубийство. В любом случае для стражников это был лишь «очередной эсэсовец»… Но перед смертью Герштайн успел написать подробную объяснительную записку, в которой он давал бесценные свидетельства об организации нацистами геноцида.

В августе 1945 года встает вопрос о принадлежности Герштайна к движению Сопротивления. Полгода спустя, в январе 1946 года, объяснительная записка Герштайна была использована в ходе Нюрнбергского процесса.

В 1950-м его вдову лишили пенсии и отказали в реабилитации ее мужа, все еще считавшегося нацистом. В 1953 году объяснительная записка Герштайна была опубликована. В 1963 году пьеса «Викарий» сделала истину о Герштайне достоянием широкой общественности…

В 1965 году Курт Герштайн был наконец реабилитирован.

Антифашистский мотив №3(20). Пьер Эриссон.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 59




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов