Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Груз 200"

Купить "Груз 200" можно за руб.

Ужас от ностальгии


Год 1984-й: по телевизору про тундру поет Кола Бельды, на пленумах выступает Черненко, советские войска воюют в Афганистане, откуда обратно на родину регулярно возвращаются солдатики в цинковых гробах – так называемый «груз 200». Заведующий кафедрой научного атеизма Артем Николаевич, навестив брата-полковника, едет в гости к матери в город Ленинск. По пути возле одинокого хутора у него глохнет мотор, и он оказывается в гостях у хозяина по имени Алексей, который зарабатывает на жизнь продажей самогона, ненавидит советскую власть за свержение Бога и мечтает построить Город Солнца по рецепту Томаззо Кампанеллы. Между ними в ночи разгорается богословский спор, в конце которого пьяными в дупель оказываются все, включая хозяйского слугу вьетнамца Суньку и заезжего покупателя, студента-фарцовщика, который к тому же обманом привез сюда подружку – дочь секретаря райкома партии. Пока все коллективно отсыпались, девушкой занимается капитан милиции Журов, до того просто инфернально расхаживающий в кадре, а теперь явивший свое истинное лицо: он насилует красавицу бутылкой, стреляет в ставшего свидетелем Суньку, сажает пострадавшую на мотоцикл и увозит к себе домой, в Ленинск, где он живет с вечно пьяненькой мамашей и служит в местном отделении начальником.
«Груз 200» в совершенстве соблюдает законы саспенса: все время находишься в ожидании чего-то ужасного, и оно рано или поздно происходит – причем плотность запредельно ужасного на один квадратный сантиметр пленки в этом фильме так велика, что зритель попросту не успевает опомниться и усвоить глубочайший подтекст, который, как вероятно считает режиссер, здесь имеется. «Груз 200» к тому же по сути не очень отличается от малобюджетных ужастиков категории «Б», в которых для авторов все средства, включая расчлененку и секс на фоне разложившихся трупов, были хороши, лишь бы завести публику. Ублажение публики и было их основной заботой -- Балабанов явно претендует на что-то большее, сохраняя все фирменные приметы слэш-муви, типа стекающих по стене выбитых мозгов, и руками маньяка-капитана подбрасывая пленнице в постель прибывший из Кандагара труп жениха-афганца. Когда-то Балабанов говорил, что для него это ностальгическое кино, так как на середину 80-х прошлого столетия пришлась его молодость. Ностальгия приняла чудовищные формы и вылилась в ненависть к совку, который здесь показан с карикатурной жестокостью – с такой же страстью в совке клеймили буржуев, приписывая им всевозможные преступления против человечества. И Балабанов признался, что здесь воплотил свои самые страшные (на сегодняшний момент) впечатления от жизни. Год 1984-й был годом смутным, годом переходным – кончался Советский Союз, где-то маячили новые времена, и страна (если верить Балабанову) жила в полном беспределе. Здесь нет ни одного мало-мальски приличного человека, ни одного более-менее человеческого лица – ни во власти, ни в народе. Спор в начале между профессором и самогонщиком -- бывшим зеком выглядит символично – многие склонны считать это метафорой вечного противостояния народа (который, судя по всему, хочет верить в Бога, но живет уродливо и вообще спивается) и интеллигенции, трусливой и нерешительной. Куда в таком случае идет страна, населенная фриками и полная мрази, вполне понятно, режиссер Балабанов не оставляет нам ни единой надежды, и сам ее, наверное, не имеет; и отвратительные пейзажи захолустного заводского городка, и обшарпанные интерьеры жилищ советской эпохи, которые сняты Балабановым безо всякого ностальгического умиления, тоже оптимизма не прибавляют. Никакого общепримиряющего финала, который хотя бы намекал на пресловутый свет в конце тоннеля нет – то, что преподаватель атеизма приходит в храм креститься, в данной ситуации выглядит ернической ухмылкой, довольно паршивой, надо сказать.
То, что Балабанов умеет снимать кино, как мало кто умеет в нашей стране, признал даже его некогда лютый идейный враг Никита Михалков. В этом и есть главный ужас – невнятное, неумелое высказывание мало кто заметит, а мерзость, облеченная в высококлассную упаковку, найдет и своего и не своего зрителя, и выстрелит, можно быть уверенным. Балабанов, конечно, потрясающий манипулятор – все киноэрогенные зоны зрителей он знает прекрасно, натренировался уже. Типа убойного саундтрека – кто же не попадется на удочку в тот момент, когда профессор мчится на «Запорожце» по шоссе под бодрое и опять же ностальгическое «В краю магнолий»? Правда, потом понимаешь, что таким образом режиссер нас уже развлекал, и не раз, и это всего лишь частности, а глядеть надо в общее, но… Балабанова почти никогда не били за форму, зато часто возмущались содержанием, и эпитет «аморальный» применялся к его картинам почти постоянно, а ситуация достигла апогея на одном из «Кинотавров», куда он вместе с продюсером Сельяновым привез эстетскую и чудовищную картину «Про уродов и людей»: от них самих шарахались, как от уродов. На нынешнем «Кинотавре», где представляли «Груз 200», сказал Балабанов, ситуация практически повторилась, и это нормально. Еще пару раз Балабанов попытается таким вот образом расквитаться со своим прошлым, и ему, возможно, даже Никита Сергеевич не подаст руки. В конце концов, за базар отвечать надо.

Жанна Каренина для Смотри НаСтоящее!
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 74




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов