Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Ринальдо"

Купить "Ринальдо" можно за 450 руб.

Гендель и инопланетяне


"Ринальдо" на Мюнхенском оперном фестивале

"Ринальдо" - первая опера Генделя, написанная им по приезде в Англию. Впервые поставлена в Лондоне в 1711 году, где освистана за выспренность и длинноты: английское общество явно предпочитало драму опере, а оперу buffa - опере seria. Спустя триста лет постановщик Дэвид Алден, как и английские аристократы XVIII века, посчитал, что Гендель слишком "грузит". И попытался высвободиться из-под этого груза, прибегнув к тотальной иронии.
Мешанина христианских символов и голливудских штампов превратила "Ринальдо" в карнавальное, вполне постмодернистское зрелище. Алден поступил как типичный американец, столкнувшись с эстетически чуждым ему явлением и адаптировав Генделя к своему миропониманию.
Режиссер жонглирует героями и ситуациями, как фокусник. Вдруг из одного рукава выпрыгнет на ходулях христианский маг в боевой раскраске навахо и засмеется козлиным смехом. Из другого выпорхнут зловещие птицы-тени из свиты волшебницы Армиды, за ними шестиглавый кожистый дракон с красными глазами - любимое животное царицы Дамаска.
Главное действующее лицо в спектакле Алдена - не рыцарь, а его возлюбленная, Альмирена , дочь генерала христианского войска, стоящего у стен Иерусалима. Ускользающий образ: ни ухватить, ни понять. Каждую сцену девица - в разных обличьях: то экстатической монашки (Ринальдо в порыве религиозного рвения лезет к ней под рясу), то воинственной Жанны д´Арк в доспехах и со знаменем в руках. То она смиренница в шляпке и очочках, то разбитная девчонка из "группы поддержки" крестоносцев. Во втором акте Альмирена, похищенная коварной Армидой, превращена в Мальвину: летящие по ветру голубые волосы и вздыбленные складки голубой юбки застыли в рамке-аквариуме, живет только лицо и поющий рот. В финале героиня - сияющая победоносная невеста в голубой фате - самолично вступает в битву, подхватив меч Ринальдо и повергая наземь врагов. Она сносит голову бедному Арганте, и партию допевает "говорящая голова", хлопающая глазами на полу.
"Ринальдо" в постановке Алдена - апофеоз режиссерской свободы; фантазия не стеснена ни авторским текстом, ни эпохой. В будуаре Армиды разноцветные стены кричащих тонов вывернуты сикось-накось в невообразимой перспективе, а в качестве стенного украшения висит темный девичий силуэт. В центре - ярко-оранжевое кресло, единственный константный элемент в чехарде дизайнерских решений (сценограф - Пауль Штайнберг). Оранжевые диваны и кресла разных конфигураций - это визуальная доминанта, скрепляющая разрозненные картинки эпизодов. Абсурдистский взгляд на творение Генделя вспарывает его изнаночные смыслы, обращая opera seria в фарс. Характеров как таковых нет, внятных образов - тоже. Есть герои-куклы, сознательно лишенные сколько-нибудь узнаваемых черт.
Единственный образ в спектакле, выстроенный последовательно и цельно - Армида гневная, властительная, эротичная, она - главный движитель действия, ее волей совершается история. Брунгильдой в золотом платье является царица Дамаска над сценой, на фоне огромных сияющих букв GERUSALEMME - типичная вывеска шикарного отеля. Далее следуют типичные "голливудские кадры": герои тайно пробираются по крыше, пытаясь спасти Альмирену из заточения, дерутся с врагами, цепляются за неоновые буквы, срываются, падают... Вдруг появляются зеленые инопланетяне с темными глазами-вишенками, гигантская пластмассовая кукла рабочего-строителя с пружинной шеей и синей каской на голове. В решающий момент домогательств Арганте, на словах "Я на все готов ради тебя!" с пупса падают шорты.
Усилиями Алдена опера seria оказалась развенчана, осмеяна и унижена. Условность персонажей Алден заостряет, разя мечом насмешки весь набор ценностей жанра - так, что они рушатся, как те фарфоровые фигурки Христа, что старательно выставлены на авансцене заборчиком. Алден Генделя не полюбил; режиссеру остались чужды величавая, печальная и героическая музыка Генделя, его наивный мистицизм, по-барочному роскошный и затейливый мир. Но если режиссеру так не нравится Гендель, зачем было браться за постановку? И что пытались сказать создатели спектакля ошеломленному, ошарашенному обилием шуточек и подначек залу? Ответа на эти вопросы спектакль не дает.
(Гюляра Садых-заде. www.smotr.ru/2005/zagran/2005_munchen.htm)
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 56




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов